Использование наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:50, контрольная работа
Описание работы
Целью исследования является: определение эффективности уроков литературного чтения с использованием наглядного материала. В соответствии с этим выдвигаем рабочую гипотезу: произведение будет полноценнее воспринято при условии правильно отобранных видов наглядности с учетом жанровых особенностей изучаемого произведения. Чтобы подтвердить рабочую гипотезу, нам нужно решить следующие задачи: 1. изучить и проанализировать психолого - педагогическую и научно - методическую литературу по теме; 2. изучить и проанализировать «программу» и учебник для 2 класса; 3. познакомиться с передовым педагогическим опытом по теме, описанным в методической литературе; 4. разработать конспекты уроков по литературному чтению для 2 класса и апробировать их в МОУ СОШ пгт Лальск, 2 классе, учитель Осенникова Ирина Анатольевна.
Содержание работы
Введение Глава I. Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках литературного чтения в начальной школе. 1.1. Основные задачи уроков литературного чтения. 1.2. Виды наглядности и их роль в восприятии произведения младшими школьниками. 1.3.Применение наглядности на уроках литературного чтения. Глава II. Использование наглядности на уроках литературного чтения во 2 классе. Практическая часть. 2.1. Анализ программы «Литературное чтение». 2.2. Описание передового педагогического опыта, описанного в методической литературе. 2.3. Моделирование уроков по литературному чтению и апробирование их во 2 классе. 2.4. Сравнительный анализ уроков. Заключение Приложение
С какой сказкой мы познакомились
на прошлом уроке?
Назовите героев этой сказки.
Проверим выразительное чтение
по ролям сказки «Лиса и теререв».
III. Изучение нового
материала.
Подготовка
к первичному восприятию текста.
Ребята, поднимите руку у кого
много друзей.
Часто ли вы ходите к ним в гости?
А вы сами любите принимать
гостей?
Как вы считаете, случаен ли
сегодня наш разговор о гостях?
А сегодня мы прочитаем русскую
народную сказку о том, какое гостеприимство
оказала лиса своему гостю.
Словарная работа.
Ребята, посмотрите на доску.
Здесь вы видите карточки со словами, с
которыми нам предстоит сейчас познакомиться.
(На доске висят карточки
со словами: пир, потчевать, не обессудь,
несолно хлебавши).
Послушайте внимательно:
Пир - большой званый
обед, а также вообще обильное угощение.
Потчевать - угощать.
Не обессудь - не
отнесись строго, не осуди.
Несолоно хлебавши
- ни с чем.
Первичное чтение.
Я прочитаю сказку, а вы должны
внимательно меня послушать. (Учитель
читает сказку).
Проверка первичного
восприятия.
Понравилась вам сказка? Чем
особенно?
Какая эта сказка?
Кто является главными героями?
(лиса и журавль)
Журавль - это красивая птица
. Опишите ее.
Каков журавль в этой сказке?
Попробуйте описать лису. Какая
она?
Скажите, хорошо или плохо поступает
лиса? Почему? (Плохо, она хочет перехитрить
журавля).
Удалось ли хитрой лисе осуществить
свой план? Почему? (Нет, потому что журавль
оказался умнее).
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом. (Ходьба
на месте)
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи
руками)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Лёгкий
бег, дети машут руками, кружатся)
Первичное чтение
и анализ.
Карандашом в тексте выделим
их реплики. Перед словами автора ставим
букву А, пред словами лисы-Л, перед словами
журавля -ж. (несколько реплик выделяем
вместе, далее дети доделывают самостоятельно).
Для чего мы выделяли слова
героев?
Не забудьте об интонации, которой
мы должны передавать слова героев. Как
читаем за лису, журавля?
Читаем по ролям.
(По времени 2-3 раза)
а) Беседа по содержанию сказки.
Какой фразой начинается сказка?
Можно ли назвать лису и журавля друзьями?
Почему?
Какое угощение приготовила
лиса журавлю?
Получился ли званый пир? Почему?
Почему лиса решила угостить
журавля?
Каким здесь показан журавль?
О чем думала лиса?
Что получилось с ее планом?
Как вы объясните поведение
журавля? (Он отомстил лисе, сделал так
же, как и лиса ему).
Почему распалась дружба лисы
с журавлём? (Потому что лиса пожалела
для журавля каши, и журавль ответил ей
тем же).
Найдите в тексте пословицу.
Как вы ее понимаете?
Почему лиса перестала дружить
с журавлем?
Была ли это настоящая дружба?
Итог урока
С какой сказкой познакомились
на уроке?
А какая пословица отражает
главную мысль рассказа?
Чему нас учит сказка? (Уметь
дружить: не делать плохо другу, а только
хорошее).
Давайте вспомним, какие виды
сказок мы знаем? (Волшебные, о животных,
бытовые).
О чём рассказывают бытовые
сказки? (В бытовых сказках говориться
о бедных или богатых людях).
В бытовых сказках высмеивается
жадность, скупость, глупость богатых
людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными
героями сказки являются люди, а действия
происходят в обычных домах, деревнях.
Каждая сказка обязательно чему-то учит,
высмеивает плохие поступки или отрицательные
качества человека.
Сегодня мы познакомимся с одной
такой сказкой. Откройте учебники на странице
44, прочитайте название сказки. (Каша из
топора).
Можно ли по названию сказки
определить главных героев? ( Можно предположить,
что это будут деревенские жители: топор
используют, чтобы рубить дрова, а дрова
используют в деревне).
Словарная
работа.
На доске записаны слова, которые
нам не знакомы. Давайте прочитаем их.
На доске слова:
Служивый - солдат,
военнослужащий.
Побывка - приезд
к кому-нибудь на короткое время.
Изба - деревянный,
крестьянский дом.
Вдоволь - достаточно.
Варево - горячее
жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан - помещение
в доме, служило кладовой.
Сдобрить - прибавить
к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл - большой металлический
сосуд для варки пищи.
Коли - если бы.
Этакую - такую.
Смётка - смекалка.
Первичное чтение.
Я прочитаю сказку, а вы должны
внимательно слушать.
(На доску выводится
презентация с иллюстрациями
к сказке).
Проверка первичного
восприятия текста.
Понравилась сказка? Чем понравилась?
Удивило ли вас название сказки?
О чём вы подумали, когда прочитали его?
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала
на просьбу солдата?
Что придумал солдат?
Что он сначала попросил у старухи?
А потом?
Что получилось у солдата сварить
из топора?
Какой показана старуха в сказке?
Каким - солдат?
Почему он так поступил?
IV.Физкультминутка.
Первичное чтение
и анализ.
Прочитаем сказку по цепочке,
после по ролям.
Обратите внимание на то, как
приветливо обращается к старухе солдат.
Прочитайте в тексте.
И как лицемерно отвечает ему
старуха. Прочитайте.
а) Работа над пословицами (на
доске).
Прочитайте пословицы, которые
записаны на доске.
Какая из этих пословиц больше
подходит к нашей сказке?
А)Догадка и смекалка
не хуже разума.
Б)Смётка дороже
всего.
В)Глупый киснет,
а умный всё промыслит. (Лучше всего по
смыслу подходит вторая поговорка - смётка
дороже всего).
В сказке идёт речь не о том
какой солдат умный, а о том, что смекалка
помогает ему выжить в тяжёлых условиях,
когда нет еды, одежды, денег и т.д.
б) Работа с иллюстрацией.
А ещё эмоции можно изобразить
на иллюстрации.
Рассмотрим иллюстрацию на
странице 45.
Какие строчки из сказки подходят
к иллюстрации? (Достал солдат ложку, помешивает
варево. Попробовал.)
Объясните, почему именно эти
строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?
(Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл
в сторону, показывает как ему вкусно.
Старуха стоит удивленная. Руки сложила
под подбородком, рот открыла)
Рассмотрите иллюстрации, которые
висят на доске, мы должны расставить их
в правильном порядке.
На доске иллюстрации ( с
помощью мультимедийного приложения)
из сказки.
V. Итог урока
С какой новой сказкой познакомились
на уроке?
Что в сказке фантастическое
(сказочное), а что действительно могло
случиться в жизни?
Добился ли солдат своего? Что
ему помогло?
Прав ли солдат?
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?