Использование современных информационных технологий на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:35, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Стремительное развитие компьютерных технологий за последние несколько лет, а также  их интенсивное использование в  учебном процессе привели к значительным изменениям в системе образования. Эти изменения затронули не только структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения, но и ее стратегическую ориентацию. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования должны стать:

• открытость образования  будущему;

• свободное  пользование различными информационными  системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем  непосредственный учебный процесс;

• личностная направленность процесса обучения;

• развитие информационной культуры;

• изменение  роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых, небывалых  ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире [Тихомирова 2000:12].

Информатизация  образования в России в последнее  десятилетие проходит как комплекс реформ, направленный на построение единой образовательной среды, отвечающей требованиям 21 века - включению в мировое образовательное сообщество. Важным фактором ускорения этих процессов должны стать меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах «Электронная Россия» (2002-2010), «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу» (2001-2005 гг.) [www.ed.gov.ru].

До настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания высшего образования ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Основными причинами этого являются не столько отсутствие технической базы высших учебных заведений и экономические затраты, сколько недостаточная концептуальная разработанность теоретических основ использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дидактическом процессе, иначе говоря, сложности методологического характера, связанные с выработкой стандартов электронных обучающих средств, разработкой новых методов и технологий обучения, основных принципов подготовки (как технической, так и психологической) педагогических кадров и т.д.

Именно поэтому  в настоящий момент реформирования всех сфер образования в России актуальной становится проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, разработка особых моделей и технологий, новых подходов к преподаванию иностранных языков. Эти подходы подразумевают: во-первых, использование языка в реальном контексте, формирование функциональных умений и видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма); во-вторых, необходимость решения психолого-педагогических задач использования компьютерных средств в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями; наконец, в-третьих, формирование дидактически целесообразной информационно-обучающей среды.

Современный преподаватель  иностранных языков в вузе, помимо знаний по предмету, должен обладать знаниями в области применения информационных технологий. Приобщение педагогов к такому еще необычному образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, выведет культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации мирового сообщества. Переход от традиционной методики преподавания иностранных языков к обучению с применением ИКТ и ресурсов, являющемуся своего рода переходным этапом к системе открытого образования, сегодня неизбежен [Померанцева 2008:75].

Таким образом, актуальность работы обусловлена недостаточной  разработанностью проблемы внедрения  информационных технологий в образовательный  процесс.

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная  проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе на старшей ступени обучения при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

Предмет исследования - совершенствование содержания и  методики обучения иностранному языку  с помощью информационных технологий.

В соответствии с объектом, предметом и исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:

-  определить состояние проблемы в современных условиях;

 определить  роль и место компьютерных  программ в обучении;

-  проанализировать разработанные компьютерные программы для обучения иностранным языкам и определить требования, предъявляемые к ним;

-  разработать комплекс компьютерных упражнений;

- провести экспериментальную  проверку результативности разработанных  упражнений и провести сравнительный анализ полученных результатов.

Для решения  поставленных задач и достижения поставленной цели использовались следующие  методы:

конструктивно-критический  анализ литературы по проблеме исследования;

- анализ программ, учебников и учебных пособий;

- наблюдение как лингвистический и методический прием;

- обучающий  эксперимент.

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном  исследовании и анализе возможностей применения новейших информационных технологий в обучении иностранному языку.

Практическая  значимость исследования состоит:

· в разработке уроков, проводимых на старшей ступени обучения при помощи информационных технологий;

· в возможности использования методических рекомендаций при прохождении педагогической практики в школе.

Структура работы. Содержание дипломной работы включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованной литературы, список сокращений и приложение.

информатизация  обучение иностранный язык

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

.1 Информатизация образования в современном мире

 

Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.

Сегодня мы часто  сталкиваемся с такими терминами, как  «информационное общество» и  «информатизация общества».

Информационное  общество - это «общество, в котором  социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества» [Тевс 2006:5].

Общество можно  назвать информационным, если в нем  более 50% населения занято в сфере  информационных услуг. Соответственно, Россия «делает только первые шаги в этом направлении» [Тевс 2003:5]. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём выступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:

- увеличение роли информации в жизни общества;

- рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей;

- создание глобального информационного пространства.

Информатизация  общества означает совокупность взаимосвязанных  политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.

Так как образование  находится между производством  и наукой, оно должно соответствовать  и уровню развития общественного  производства, и состоянию науки. Во второй половине XX века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой [Захарова 2003:27].

С появлением в  процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

повышение качества подготовки специалистов на основе использования  в учебном процессе современных  информационных технологий;

  • применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
  • интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
  • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
  • обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
  • разработка информационных технологий дистанционного обучения;

-  совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Важнейшей задачей  информатизации сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.

 

1.2 Компьютер - важнейшее средство  информации

 

Важнейшим информационным техническим средством является компьютер. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается аудио-видео информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. Компьютерные технологии могут использоваться на всех этапах обучения: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе. Применение компьютера позволяет сделать урок привлекательным, информативным для обучаемых и по-настоящему современным. Это способствует формированию познавательной активности школьников и, соответственно, повышению качества знаний. В качестве средства обучения компьютер способен реализовать все преимущества технических средств обучения (ТСО). В то же время применение компьютеров в процессе обучения регламентировано требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определенным принципам [Карамышева 2001:14]. В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования ТСО:

  • обусловленности;
  • необходимости;
  • информативности;
  • надежности.

Функции компьютера:

1. Первичные:

-  информативная - основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому ПК широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы;

-  тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;

- контролирующе-коррегирующая  - применение персонального компьютера  для текущего и итогового контроля  результатов учебной деятельности  дает следующие преимущества: реализация  дифференцированного и индивидуального  подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.

2. Второстепенные:

-  коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;

- организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором; Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2) анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся.

По отношению  к учащемуся компьютер может  выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

  • преподавателя;
  • эксперта;
  • партнера по деятельности;
  • инструмента деятельности;
  • обучаемого.

Учащиеся могут  применять ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями  на различных этапах работы и в  различных качествах.

Благодаря возможностям реализации функций преподавателя, компьютер часто используется в  процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях. При самостоятельной работе с компьютерными обучающими программами (КОП) обучаемый может:

Информация о работе Использование современных информационных технологий на уроках английского языка