Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:35, дипломная работа
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие компьютерных технологий за последние несколько лет, а также их интенсивное использование в учебном процессе привели к значительным изменениям в системе образования. Эти изменения затронули не только структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения, но и ее стратегическую ориентацию. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования должны стать:
• открытость образования будущему;
• свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс;
• личностная направленность процесса обучения;
• развитие информационной культуры;
• изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире [Тихомирова 2000:12].
Информатизация образования в России в последнее десятилетие проходит как комплекс реформ, направленный на построение единой образовательной среды, отвечающей требованиям 21 века - включению в мировое образовательное сообщество. Важным фактором ускорения этих процессов должны стать меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах «Электронная Россия» (2002-2010), «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу» (2001-2005 гг.) [www.ed.gov.ru].
До настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания высшего образования ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Основными причинами этого являются не столько отсутствие технической базы высших учебных заведений и экономические затраты, сколько недостаточная концептуальная разработанность теоретических основ использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дидактическом процессе, иначе говоря, сложности методологического характера, связанные с выработкой стандартов электронных обучающих средств, разработкой новых методов и технологий обучения, основных принципов подготовки (как технической, так и психологической) педагогических кадров и т.д.
Именно поэтому в настоящий момент реформирования всех сфер образования в России актуальной становится проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, разработка особых моделей и технологий, новых подходов к преподаванию иностранных языков. Эти подходы подразумевают: во-первых, использование языка в реальном контексте, формирование функциональных умений и видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма); во-вторых, необходимость решения психолого-педагогических задач использования компьютерных средств в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями; наконец, в-третьих, формирование дидактически целесообразной информационно-обучающей среды.
Современный преподаватель иностранных языков в вузе, помимо знаний по предмету, должен обладать знаниями в области применения информационных технологий. Приобщение педагогов к такому еще необычному образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, выведет культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации мирового сообщества. Переход от традиционной методики преподавания иностранных языков к обучению с применением ИКТ и ресурсов, являющемуся своего рода переходным этапом к системе открытого образования, сегодня неизбежен [Померанцева 2008:75].
Таким образом, актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе на старшей ступени обучения при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.
Предмет исследования - совершенствование содержания и методики обучения иностранному языку с помощью информационных технологий.
В соответствии с объектом, предметом и исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:
- определить состояние проблемы в современных условиях;
определить роль и место компьютерных программ в обучении;
- проанализировать разработанные компьютерные программы для обучения иностранным языкам и определить требования, предъявляемые к ним;
- разработать комплекс компьютерных упражнений;
- провести экспериментальную
проверку результативности
Для решения поставленных задач и достижения поставленной цели использовались следующие методы:
конструктивно-критический анализ литературы по проблеме исследования;
- анализ программ, учебников и учебных пособий;
- наблюдение как лингвистический и методический прием;
- обучающий эксперимент.
Теоретическая значимость работы состоит в комплексном исследовании и анализе возможностей применения новейших информационных технологий в обучении иностранному языку.
Практическая значимость исследования состоит:
· в разработке уроков, проводимых на старшей ступени обучения при помощи информационных технологий;
· в возможности использования методических рекомендаций при прохождении педагогической практики в школе.
Структура работы. Содержание дипломной работы включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованной литературы, список сокращений и приложение.
информатизация обучение иностранный язык
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
.1 Информатизация образования в современном мире
Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.
Сегодня мы часто сталкиваемся с такими терминами, как «информационное общество» и «информатизация общества».
Информационное
общество - это «общество, в котором
социально-экономическое
Общество можно назвать информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Соответственно, Россия «делает только первые шаги в этом направлении» [Тевс 2003:5]. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём выступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:
- увеличение роли информации в жизни общества;
- рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей;
- создание глобального информационного пространства.
Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.
Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине XX века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой [Захарова 2003:27].
С появлением в
процессе образования такой составляющей
повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Важнейшей задачей информатизации сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.
1.2 Компьютер - важнейшее средство информации
Важнейшим информационным техническим средством является компьютер. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается аудио-видео информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. Компьютерные технологии могут использоваться на всех этапах обучения: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе. Применение компьютера позволяет сделать урок привлекательным, информативным для обучаемых и по-настоящему современным. Это способствует формированию познавательной активности школьников и, соответственно, повышению качества знаний. В качестве средства обучения компьютер способен реализовать все преимущества технических средств обучения (ТСО). В то же время применение компьютеров в процессе обучения регламентировано требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определенным принципам [Карамышева 2001:14]. В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования ТСО:
Функции компьютера:
1. Первичные:
- информативная - основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому ПК широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы;
- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;
- контролирующе-коррегирующая
- применение персонального
2. Второстепенные:
- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;
- организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором; Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2) анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся.
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:
Учащиеся могут применять ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.
Благодаря возможностям реализации функций преподавателя, компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях. При самостоятельной работе с компьютерными обучающими программами (КОП) обучаемый может:
Информация о работе Использование современных информационных технологий на уроках английского языка