Использование современных информационных технологий на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:35, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Методика АССИМИЛЬ включает две фазы освоения языка: Пассивная фаза: вы учите язык только путем повторения и осмысления материала. Активная фаза: вы строите собственные высказывания, увеличивая при этом словарный запас.

Уже через два  месяца вы сможете хорошо понимать английскую речь. Еще через три месяца вы сможете бегло общаться на современном живом английском языке. АССИМИЛЬ оптимален как для начинающих, так и для тех, кто хочет освежить свои языковые знания [www.assimil.com].

. Talk to Mе. Это  интерактивный компьютерный курс для изучения иностранного языка. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильное произношение и обучить беглому говорению. Занятия с Talk to Me развивают все речевые навыки и будут интересны людям разного возраста [www.torrents.ru].

Особенности программы:

  • интерактивные диалоги;
  • система распознавания речи и визуализации произношения;
  • анимированные ролики, демонстрирующие артикуляцию звуков;
  • упражнения для развития всех видов речевых навыков;
  • индивидуальные настройки работы;
  • отслеживание результатов обучения.

Также учитель  может проводить групповую и  индивидуальную работу с детьми, используя  такие обучающие программы, как Deutsche Welle (состоит из 3 уровней: для начинающих [Deutsch - Warum nicht?], для продолжающих [Wieso nicht?], и Marktplatz - немецкий язык в экономике); Assimil DE («Немецкий язык без труда»).

Помимо разработки печатных учебных материалов современные  компьютерные средства позволяют преподавателям, не занимаясь программированием, самостоятельно создавать новые компьютерные обучающие программы (КОП). Для этого существует несколько возможностей: модификация и дополнение баз данных открытых КОП и использование так называемых авторских или генеративных программ. Эти программы называют генеративными, поскольку они самостоятельно генерируют КОП из вводимого преподавателем языкового материала. Работа преподавателя с генеративными КП проходит в диалоговом режиме и сводится к ответам на запросы: «введите предложение», «введите правило», «введите текст» и др. К основным типам генерируемых КОП относятся: тесты с использованием техники множественного выбора; тексты с пропусками (с различными возможностями оказания поддержки пользователю); лингвистические игры (кроссворды).

При анализе  обучающей компьютерной программы и ее применении необходимо руководствоваться следующими аспектами:

психологический - как повлияет данная программа  на мотивацию учения, на отношение  к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

педагогический - насколько программа отвечает общей  направленности школьного курса  и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;

методический - способствует ли программа лучшему  усвоению материала, оправдан ли выбор  предлагаемых ученику заданий, правильно  ли методически подается материал;

организационный - рационально ли спланированы уроки  с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Компьютерные  программы в обучении следует  использовать только тогда, когда они  обеспечивают получение знаний, которые  невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно строить обучение таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

 

1.2.2 Языковые игры на компьютере

Целесообразность разработки и применения учебных игр на занятиях по иностранным языкам не вызывает сомнений. Однако существующие и используемые в учебном процессе дидактические игры, во-первых, охватывают лишь одну из сторон структуры учебного процесса - аудиторное занятие под руководством преподавателя; во-вторых, ориентированы главным образом на организацию групповой или парной работы учащихся [Голубева 2004:94].

Одна из наиболее эффективных форм обучения - учебная  игра. Она формирует новые подходы  во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-ученик». В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, то есть она обеспечивает познание и усвоение самой действительности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности.

«Без игры нет  и не может быть полноценного развития», - писал В.А. Сухомлинский [Сухомлинский 1982:58]. А.С. Макаренко и другие советские  педагоги утверждают, что надо широко применять игру в учебном процессе, так как она дает возможность облекать познание мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями [Макаренко 1984:41].

Игра на уроках иностранного языка позволяет отвлечься  от однообразия упражнений и это  является для них также возможностью наглядно увидеть применение языка  в различных ситуациях.

Наличие игровой  ситуации предполагают ролевые игры, когда действуют воображаемые герои. Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Это может быть совершенно любая ситуация. Наиболее интересными являются сюжетно-ролевые  игры типа пресс-конференции, игры-путешествия, игры-драматизации и другие.

При всем разнообразии сюжетов в играх скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность человека и отношения людей в обществе.

С внедрением в  учебный процесс современных  компьютеров, открываются широкие  возможности оптимизации учебного процесса, разработки и использования  более разнообразного арсенала учебных языковых игр на базе компьютера и, что особенно интересно, в самостоятельной работе учащихся во внеурочное время.

Автоматическое  управление другими видами информационных технологий (магнитофонами, видеомагнитофонами, кино- и слайдопроекторами) позволяет создавать автоматизированные обучающие системы, «представляющие собой технические средства обучения высшего порядка». В данную систему «помимо компьютера включаются: магнитная запись, средства воспроизведения изображения и звука, другая техника, позволяющая видеть и слышать вводимую и получаемую информацию, устанавливать режим диалога с машиной в процессе решения учебных задач».

Так, например, при преподавании немецкого языка  с применением компьютера, выявили, что движение на экране слов, цвет, графические иллюстрации - все это благотворно влияет на учебный процесс. Обучаемым намного интереснее упражняться и учиться языку, чем зубрить по любому, даже удачному пособию. Специфика компьютера как одного из видов технических средств обучения определяет типы и характер языковых игр на компьютере, а также формы их использования в учебном процессе [Голубева 2004:94].

Среди компьютерных языковых игр по иностранным языкам выделяются:

  1. тестово-контролирующие игровые задания;
  2. тренировочные игры (игровой дрилл);
  3. ролевые игры.

Каждый из типов  компьютерных языковых игр ориентирован на достижение определенных целей обучения иностранному языку. Программы 1-го и 2-го типов целесообразно использовать для решения учебных задач  овладения языковой компетенцией. В этих программах игровой элемент имеет лишь опосредованное отношение к собственно учебным задачам. В данном случае его основные функции:

а) мотивация учащихся при выполнении контролирующих заданий с целью снятия психологического напряжения, сопровождающего подобный вид работы, что неизбежно влияет на контролируемые действия учащихся определенных категорий, и тренировочных упражнений, направленных на выработку автоматизма формируемых языковых навыков;

б) замена традиционной отметки оценкой компьютера в виде наглядно представленного на мониторе результата игры.

Программы 3-го типа (моделирующие) нацелены на овладение  учащимися коммуникативной компетенцией. В таких программах в различных формах (например, в форме ролевой или деловой игры) моделируются ситуации из определенной профессиональной, бытовой или социально-культурной области. Решение поставленной неязыковой задачи (деловой проблемы или ситуации реального общения), смена и развитие событий, заданных начальной ситуацией, определяются ответами учеников, уровнем овладения ими коммуникативной компетенцией, способностью ориентироваться в различного рода языковой помощи, предлагаемой компьютером. Подобные программы наилучшим образом соответствуют природе компьютера как одного из видов информационных технологий.

 

.3 Дидактические функции сети Интернет

 

Создание всемирной  компьютерной сети, получившей название Интернет, стало одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но нужно не забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач. Поэтому, прежде всего следует определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть [Полат 2001:14].

Интернет создаёт  уникальную возможность для изучающих  иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с  носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду.

Основная цель обучения иностранным языкам - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

В наше время  именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями  учащихся, студентов, изучающих иностранный  язык. Даже если дальнейшая специализация  выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится всё более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Образованный человек, который только и может быть востребован в условиях стремительно развивающихся технологий развитых стран мира, должен владеть информацией в своей области. Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками. Это реальность, с которой приходится считаться, и, видимо, одна из причин, по которой ЮНЕСКО объявил это столетие веком полиглотов. Приоритетная ценность в век информатизации - информация. Путь к успеху во многих областях - доступ к информации и умение работать с ней, разумеется, не только на родном языке [Владимирова 2002:39].

Специфика предмета «иностранный язык» заключается  в том, что ведущим компонентом  содержания обучения иностранному языку  являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе её выполнения, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранному языку принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно если речь идет о формировании умений говорения [Полат 2001:18].

При работе с  Интернетом, прежде всего, важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и  ресурсы. Их можно использовать для:

включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);

самостоятельного  поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

- самостоятельного  изучения, углубления первого или  второго изучаемого иностранного  языка, ликвидация пробелов в  знаниях, умениях, навыках;

самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного экзамена экстерном;

Информация о работе Использование современных информационных технологий на уроках английского языка