Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:35, дипломная работа
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.
Формы упражнений, которые развивают умение понимать прочитанное, традиционные: ответить на вопросы, найти в тексте соответствующие предложения, расставить в правильном порядке, дать описание некоторых понятий. Эти упражнения соответствуют поставленным целям и приводят к их достижению.
Для развития навыков аудирования есть только одно задание: в разделе «Augenblicke mit Goethe» предлагается прочитать и прослушать некоторые тексты о Гёте.
В качестве работы по развитию навыков написания текста предлагается выбрать одно из нескольких заданий и написать текст(«Wasserwelten», «Expo 2000»). Чтобы выполнить это задание, необходима соответствующая компетенция в технических средствах обучения (в данном случае компьютер), так как здесь не предлагается никакой помощи или разъяснений в техническом плане. Иначе обучающийся просто не сможет написать никакого сообщения. К межкультурному обучению относится без сомнения раздел «Expo 2000».
Развитие грамматических навыков также имеет место быть: в разделе «Greenteams» - Partizip II, Perfekt; «Kohle, Mдuse, Piepen» - Konjnktiv II. В разделе «Expo 2000» нужно найти и назвать различные грамматические структуры.
Лексика
Работа с лексикой проходит в этой обучающей программе довольно сжато. Только в разделе «Schьlerzeitung» встречается одно задание: найти понятиям из текста их объяснения.
Грамматика
Упомянутые
выше грамматические упражнения представлены
также очень сжато. Только одно из
них имеет коммуникативную
Методика
Некоторые упражнения в этой обучающей программе делают возможным дальнейшую работу по установленным образцам. В разделах «Olli», «Wasserwelten», «Expo 2000» можно по вопросам написать собственное мнение и предложения по теме или написать текст. В разделе «Greenteams» предлагается лексическая помощь, по которой пишется письмо.
В разделах «Wildes Wasser», «50 Jahre Bundesrepublik», «Greenteams» упражнения предложены так, что они делают возможным дальнейшую коммуникацию: составляется диалог, делается проект или пишется письмо сверстникам. Эти упражнения управляются лишь частично и дают возможность свободного общения на языке.
В этой обучающей программе есть следующие виды текстов: статьи из газет и журналов, интервью, таблицы, предметные тексты. Здесь тренируются такие способности как понимание прочитанного, говорение, письмо, компетенция в технических средствах обучения.
Набор тем в данной обучающей программе довольно разнообразен.
Страноведение
Тематика обучающей программы построена так, что выделяются общественно-политические тексты. Есть только один текст о городской жизни «Sommer in der Stadt». Жизнь в деревне не представлена.
Такие популярные
темы как «Familie» и «Beruf»
Повседневная жизнь в немецкоязычных странах ограничивается описанием нескольких жителей из бывшей ГДР: «Olli aus Ostdeutschland», «Zu einer anderen Welt», «3.Oktober 2000»
«Kaleidoskop»
Краткое описание
Тексты и интервью составлены В.Хибером и группой его коллег при поддержке Гете-института.
Потенциальные пользователи этой обучающей программы - учителя немецкого языка и лица, изучающие немецкий язык, начиная с начальной ступени обучения.
К главным целям
обучения относятся понимание
На переднем плане стоит элементарное владение знанием повседневного немецкого языка. Материал преподносится в качестве стимула для обмена знаниями.
В качестве важнейших форм упражнений можно назвать такие как свободное написание текста или сообщения и аутентичные задания в форме Web-поисков.
Стратегия обучения
Упражнений для развития навыков понимания прочитанного очень мало, тексты играют информативную роль. Только в главе «Meinungen № 1» появляются два задания: привести в порядок надписи под текстом и вставить слова.
Упражнения на аудирование представлены также сжато. Есть только одно интервью для прослушивания, и то при условии наличия в компьютере «Real Player».
В качестве упражнений по написанию текста в конце каждой главы предлагается написать и отправить сообщение по соответствующей теме. Здесь также предлагается составить сообщение о себе и опубликовать его в Интернете.
К компетенции
в медиасредствах обучения относится
техническая поддержка, которой
можно воспользоваться при
Межкультурное обучение представлено во многих главах: например, «Eindrьcke № 3, 4, 8», где иностранцы выражают свое мнение о людях, питании и семье в Германии. В главе «Geschmack - Essen» есть информационный словарик об интернациональных привычках питания в Германии. В главе «Meinungen - 2, 7, 9, 11» обсуждаются такие темы как «Heimat», «Auslдnder», «Englisch - Wortgeschichte», «Englisch in der deutschen Alltagssprache».
Грамматика в этой обучающей программе не тренируется.
Большинство упражнений наводят на мысль о том, что все материалы используются как сопровождение к традиционному учебнику. Но все же эти материалы имеют большое «медиальное значение». Такие темы как «Orientierung - Adresse suchen; U-Bahn fahren», «Meinungen - Dialekt», «Spaziergдnge», «Internet-Kameras» вряд ли возможно обработать и презентировать при помощи традиционных средств.
Лексика
В данной обучающей программе не предусмотрен поиск незнакомых слов в Интернет-словарях. Лишь некоторые понятия, определенные самими авторами, маркированы, и, кликнув на них, можно найти их толкование. Например «Pausenbrot» - «man nimmt es von zu Hause und isst in der Schulpause».
Грамматика
Грамматика отсутствует в этой обучающей программе.
Методика
В обучающей
программе «Kaleidoskop»
К преимуществу
этой программы относится то, что
здесь уделяется большое
Данная программа богата различными видами текстов. Это интервью и диалоги, тексты по специальности или по предмету, объявления о знакомстве, список желаемых подарков к Рождеству, пригласительные открытки, описания путешествий из туристических брошюр, фотографии и статьи. Все это делает программу очень интересной и разнообразной.
Страноведение
Что касается страноведения, то эта обучающая программа богата большими возможностями. В главе «Menschen - 11» можно встретить не только городских жителей, но и жителей деревни, благодаря чему мы в большем объеме узнаем о жизни в Германии.
Жизнь в семье, в школе, на работе, в свободное время представлена тематически очень объемно. К теме «Familie» есть достаточно материала в таких главах как «Geschmack-Wohnort», «Tat-Orte - 1», «Menschen - 9», «Meinungen - 1, 6», «Eindrьcke - 6, 8». Тема «Schule» представлена в таких главах как «Menschen - 5, 12, 16», «Eindrьcke - 5», тема «Arbeit»: «Tat-Orte -12», «Menschen - 2, 3, 4, 6, 8, 11, 13, 15», «Meinungen - 6». Тема «Freizeit»: «Geschmack - Ferien, Musik, Kino, Fernsehen, Bьcher, Sport», «Tat-Orte - 11», «Menschen - 1, 7», «Feste», «Meinungen - 6». Итак, здесь мы видим богатую палитру самых употребляемых тем, где встречаются люди из различных социальных слоев: рабочие, предприниматели, студенты, школьники, крестьяне, пенсионеры, солдаты, иностранцы (главы «Menschen», «Meinungen», «Eindrьcke»). Здесь также обсуждается тема восточных земель Германии (глава «Meinungen - 4, 6). Уделяется внимание таким актуальным проблемам как «Umwelt» (глава «Tat-Orte - 7», «Orientierung - 4», «Meinungen - 5») и «Computergesellschaft» («Meinungen - 9»).
2.3 Пример урока с использованием информационных технологий
Урок немецкого языка в 11 классе с использованием интерактивной доскиMalerei. Der Expressionismus in Deutschland
Цели и задачи урока:
· создание условий для ознакомления учащихся с культурой Германии, а именно с одним из направлений немецкой живописи - экспрессионизмом.
· развитие умений и навыков устной речи на основе обсуждений ключевых понятий, проблемных вопросов.
· организовать контроль чтения текста с полным пониманием содержания.
· развитие умения учащихся описывать картину.
· способствование расширению образовательного кругозора учащихся.
Дополнительные материалы: карточки с афоризмами и цитатами, словарная статья, тексты для чтения и тест, план описания картины, репродукции картин немецких экспрессионистов.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока: Guten Tag! Setzt euch, bitte! haben schon viel ьber die Kunst im Allgemeinen, ьber die Malerei und ihre Genres gesprochen. Heute arbeiten wir weiter an diesem Thema. Und ich mache euch mit dem deutschen Expressionismus bekannt.zuerst sagt mir bitte, was zur Kunst gehцrt, welche Kunstarten ihr kennt. ьler 1: Musik.ьler 2: Literatur.ьler 3: Architektur. ьler 4: Foto.ьler 5: Film.ьler 6: Bildhauerei.ьler 1: Theater.ьler 2: Tanz.ьler 3: Malerei.
Слайд 1 (появляется слайд “Kunst”, на котором учащиеся записывают названные виды искусств)
: Also, es gibt viele Kunstarten: Musik, Literatur, Malerei usw. Aber was ist eigentlich Kunst? Jetzt lesen wir und ьbersetzen einige Aphorismen darьber.
Слайд 2: (на доске появляются афоризмы)
· Die Kunst ist eine Vermittlerin des Unaussprechlichen..W.Goethe
· Kunst ist der hцchste Ausdruck menschlicher Erkenntnis.
· Jeder Mensch ist ein Kьnstler.Beuys: Seid ihr mit diesen Aussagen einverstanden? Was fьr eine Vorstellung von Kunst steht hinter diesen Aphorismen und Zitaten?
(die Schьler besprechen diese Aphorismen): Man sagt auch, dass es die Kunst ist, einen leckeren Kuchen zu backen. Seid ihr damit einverstanden? Bitte lest und ьbersetzt folgende Aussagen.
Слайд 3: (учащиеся читают и переводят предложения с доски)
: Und jetzt sprechen wir ьber die Malerei, eine Art der Kunst. Macht euch jetzt mit dem deutschen Expressionismus bekannt! Bitte lest den Text!ьler 1: Der deutsche Expressionismusgilt als Geburtsstдtte des Expressionismus in Deutschland.Expressionismus (auf Lateinisch bedeutet expressio “Ausdruck”) war eine kьnstlerische Bewegung des 20. Jahrhunderts, die in der bildenden Kunst, in der Literatur, in der Architektur sowie in den darstellenden Kьnsten und der Musik ihren Ausdruck fand.ьler 2: Am 7. Juni 1905 wurde in Dresden von den vier Architekturstudenten Ernst Ludwig Kirchner, Fritz Bleyl, Erich Heckel und Karl Schmidt-Rottluff die Kьnstlergemeinschaft “Brьcke” gegrьndet. Spдter schlossen sich der Vereinigung auch andere Kьnstler an. Ziel der jungen Maler war es, neue Wege kьnstlerischen Ausdrucks zu finden. Die Kьnstler entwickelten dabei einen Kollektivstil, so dass oft nicht zu erkennen ist, wer das Bild gemalt hat. Mit diesem Stil wollten sie einerseits ihr Gemeinschaftsgefьhl unterstreichen, andererseits aber auch der bьrgerlichen Vorstellung vom Kьnstler als einzigartigem Genie entgegentreten. ьler 3: Wesentliche Merkmale ihrer Malerei waren intensive und kontrastreiche Farben sowie Verдnderung der Form und Verzicht auf Details.Motive der Expressionisten waren Landschaften, StraЯenszenen, Portrдts. Kunst der deutschen Expressionisten kann man in der Galerie Neue Meister sehen.: Jetzt machen wir einige Ьbungen, um zu kontrollieren, ob ihr alles verstanden habt!
(учащимся раздаются карточки с тестами)
. Die Geburtsstдtte des Expressionismus in Deutschland ist ...
Dresden.
Duisburg.
Bremen.
. Der Expressionismus verbreitete sich im ...
18. Jahrhundert.
19. Jahrhundert.
20. Jahrhundert.
. Die Kьnstlergemeinschaft hieЯ ...
"Bruder".
"Brьcke".
"Brunnen".
. Die Maler wollten neue Wege ... finden.
der Malerei;
kьnstlerischen Ausdrucks;
der Komposition.
. Wesentliche Merkmale ihrer Malerei waren ... Farben.
intensive;
dunkle und matte;
helle und lichte.
. Beliebte Motive der Expressionisten waren ...
nur Portrдts und Landschaften.
Stilleben und Landschaften.
Landschaften, StraЯenszenen und Portrдts.: Jetzt betrachten wir einige Bilder der deutschen Expressionisten. Wдhlt ein der folgender Bilder und beschreibt es in ihrer Arbeitsblдtter. : Schreibt, bitte, jetzt die Hausaufgabe. Findet die Information ьber deutsche Expressionisten und macht ein Referat anhand dieser Information!Stunde ist aus. Danke fьr eure Mitarbeit!
2.4
Ход и анализ результатов
Представленные выше уроки, разработанные на основе исследованного нами теоретического материала и анализе компьютерных обучающих программ, были апробированы в ходе педагогической практики.
Основными целями апробированных уроков были:
) проверить, как повлияет мультимедийный урок на мотивацию учеников (повышение интереса к предмету);
) узнать, способствует
ли данный подход обучения
лучшему освоению языкового
) определить
рациональность спланированных
уроков с применением
Апробация осуществлялась в 9-10 классах Новочиркейской сош №1 во втором полугодии 2010 учебного года. На старшей ступени обучения в этой школе на изучение иностранного языка отводится 3 часа в неделю.
В 10 классе нами был апробирован урок немецкого языка “Der Fall der Mauer“. Сообщение о том, что урок будет проходить в компьютерном классе, вызвал у учащихся большой интерес.
Ученикам предлагалось пройти составленный нами онлайн-урок на компьютере. Вследствие того, что не все из них имеют опыт работы с персональным компьютером, первые десять минут урока мы отвели на инструктаж.
В начале урока учащиеся ознакомились с небольшим страноведческим материалом, посвященным истории Германии. После этого программа предложила им ответить на вопросы по тексту (тест по страноведению). В целом, учащиеся хорошо справились с данным заданием.
Далее ученикам
было предложено самостоятельное задание,
посвященное партиям Германии (найти
информацию в интернете и написать
небольшое сообщение о
Информация о работе Использование современных информационных технологий на уроках английского языка