Использование современных информационных технологий на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:35, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

В обучающей  программе со многими заданиями  можно работать лишь сиюминутно («medialen Mehrwert»), это значит, что они едва ли могут быть презентированны или  обработаны при помощи традиционных технических средств обучения.

Сюда относятся все поисковые работы в WWW, написание и отправление статей на конкурс. Всю информацию для учителей можно найти в Интернете, здесь есть форум и справочник для обучающихся.

 

Лексика

 

Объяснение  лексики, которое осуществляется при  помощи программы-словаря «Hyperlinks», отмечается в этой обучающей программе различными цветами, которые соответствуют определенной группе. Если слово маркировано зеленым цветом, то это означает поиск в Интернете. Например, к слову „Stulle“ можно найти целую цепочку толкований: Stulle - Butterbrot - butterbrot.de - Lieblingsbrote, Brot-Bьcher, Butterbrot-Forum, Butterbrot-Chat, Erfindungen, Buterbrot-Kunst, Butterbrot-Song, Geschichte des Butterbrotes, Brot-Links etc.

Если слово  подчеркнуто красным, то, щелкнув  на него, можно посмотреть толкование, объяснение слова или программы. Например „Hamburg“ - дальше идет огромное количество информации различного вида о Гамбурге.

К словам, отмеченных голубым цветом, есть лексическое  толкование. Например, к слову «chaotisch»  есть 7 синонимов: «ungeordnet», «wirr» etc.

Иногда слова, отмеченные голубым цветом, объясняются  при помощи картинок (Kapitel «Futter fьr den Koffer»).

Толкование  лексики можно также найти  в одноязычном словаре (кликнув  на «search»).

Такой глоссарий, под которым подразумевается объяснение, составляет достаточное средство для объяснения лексики.

 

Грамматика

 

Мультимедийное  изучение грамматических структур не имеет в данный момент хороших  перспектив. На наш взгляд, это возможно только в традиционных учебниках. Возможно, со временем мы придем к тому, чтобы в дискретных обучающих программах было возможно не только повторение каких-либо грамматических навыков или умений, но и освоение их с самого начала.

Для повторения некоторых грамматических структур в «Грамматике немецкого языка» У. Клингера, которая есть в обучающей программе «jetzt online», предлагаются только пояснения и примеры, что, например, касается придаточных предложений с союзом weil (Kapitel «Wo die Liebe hinfдllt). Здесь предлагается использовать поисковое чтение, при этом нужно найти предложения с союзом weil (в общей сложности 4 примера).

В главе «Oskar-Wette»  повторяются два модальных глагола  «kцnnen» и «dьrfen» в Konjunktiv Prдsens и Perfekt при помощи поиска в Alta Vista. Здесь также есть грамматические и технические разъяснения.

Только в  главе «Kofferlotto» упражнения по употреблению определенных и неопределенных артиклей, а также притяжательных местоимений  проводятся в форме игры «Koffer packen». Только в этом случае можно сказать, что мы имеем дело с коммуникацией.

Употребление  прилагательных тренируется при  ознакомлении с содержанием карманов брюк. В этом задании нужно охарактеризовать личность, которой принадлежат эти  брюки.

Методика

В восьми главах (из 19 в общей сложности) упражнения делают возможным дальнейшую работу по установленным образцам. Это главы «Wo die Liebe hinf llt», «Schulstress», «Eine Liebe im Sommer», «Fastfood-Namen», «Anne lernt das ABC», «Fersehnachrichten», «SchluЯqualifikation» и «Seitenwechsel».

В качестве коммуникативных  упражнений можно упомянуть лишь письменную коммуникацию в форме сообщений для конкурса, что дает возможность свободного общения на языке.

В данной обучающей  программе имеют место быть следующие  виды текстов: ежедневники, короткие тексты, статьи из газет, видеоклипы, тексты по определенному предмету, пословицы, статьи из энциклопедий и словарей, викторины, истории с картинками и интервью.

Хорошо в  этой обучающей программе то, что  здесь тренируются различные  виды чтения. Эта работа очень полезна  и интересна. На уроках такая работа должна проводиться регулярно.

Но все же не все указания по работе ясны. Так, например, в главе «Der kleine Erziehungsberater»  задание к тексту не совсем понятно: только читать текст?

В главах «Klartext»  и «WWW-Gemeinde» неясно, для чего нужно найти в тексте интернационализмы и составные слова, что нужно делать с ними дальше?

Страноведение

Что касается страноведения, то в обучающей программе «jetzt online» хорошо представлена только жизнь  в городе, но не в деревне и  не в различных социальных слоях, рассматривается только повседневная жизнь в Германии. Политическая и экономическая системы отсутствуют. Возможно, это не было целью этой обучающей программы. В главах «Eltern», «WWW-Gemeinde», «Hilfe im Schulstress», «Wo die Liebe hinfдllt» и «Klartext» обсуждаются такие актуальные темы как «Umwelt», «Computergesellschaft», «Freizeit» и «Lernen».

Поисковую работу в Интернете и информацию, которая  предлагается в этой обучающей программе, мы находим очень интересной для  учителей. Но прежде, чем ввести это в занятие, учитель должен сам шаг за шагом проделать всю поисковую работу и проработать всю информацию, что означает огромные затраты времени.

 

«Lernnetz - Deutsch als Fremdsprache»

 

Краткое описание

Эта обучающая  программа произведена в Швейцарии. Авторы - J. Jдnen и J. Hallonqvist [www.lernnetz.net].

Аутентичные тексты этой программы подходят для обучающихся  в группах или классах с  уровнем языковых знаний от начальных  до высоких. Лица, самостоятельно занимающиеся языком, могут также принимать участие в этой обучающей программе. В первую очередь, это шведские школьники, которые изучают немецкий как иностранный язык.

Цели обучения этой программы следующие: понимание  прочитанного, аудирование, написание  текстов и докладов, компетенция  в технических средствах обучения.

«Lernnetz» - поддерживаемое Интернетом средство обучения, составленное по страноведческим темам, где грамматика играет важную роль.

Здесь предлагается богатый выбор различных видов  упражнений: это поисковые и проектные  задания, вопросы для проверки понимания и знания содержания аутентичных текстов, упражнения по грамматике.

Стратегия обучения

Чтобы добиться понимания прочитанного, по большей  части ставятся вопросы по содержанию текста (Netzteile 4, 12, 13, 17), иногда предлагаются варианты ответов (Netzteile 8, 21). В разделе 33 предлагается написать данные по содержанию текста [Со всеми данными разделами желающие могут ознакомиться на сайте www.lernnetz.net].

Для аудирования  предлагаются следующие упражнения: в разделе 6 учащиеся прослушивают новости из «Radio Schweden» и должны при этом найти и выделить их заголовки. В разделе 14 слушают прогноз погоды и отвечают на вопросы к этому сообщению. В разделе 26 смотрят и слушают «Die Deutsche Tagesschau» и сравнивают его с предложенным текстом. В главе 32 «Deutsche Welle» предлагает пьесы, но упражнения к ним, к сожалению, отсутствуют.

Во многих разделах тренируется написание текста. При  этом пишутся сочинения (Netzteil 22), объявления (Netzteil 25), рецепты (Netzteil 5), публикации о  розыске и задержании преступника (Netzteil 7), газетные статьи (Netzteil 8). Также нужно написать, как бы хотелось жить ( Netzteil 3) и как играют в футбол (Netzteil 13). В разделах 2 и 8 пишутся рефераты.

Компетенция в  технических средствах обучения тренируется в разделе 22, где требуется собрать информацию при помощи поисковых машин и после этого написать сочинение.

Межкультурное обучение представляется в разделах 5 и 25, в которых предлагаются рецепты  и контактные объявления из различных  стран.

Грамматическая компетенция тренируется активно, но упражнения большей частью примитивные, слова часто не соответствуют теме. В этой обучающей программе предлагаются следующие грамматические темы: Prдpositionen im Akkusativ (Netzteil 5), Imperativ, wenn- und ob-Nebensдtze (Netzteil 21), Modalverben (Netzteil 3), Personalpronomen (Netzteile 4, 7).

Языковые упражнения представлены сжато. Только в разделе 7 можно описать автопортрет А. Дюрера.

Не всегда задания  направлены на достижение поставленных целей обучения. Так в разделе 1 предложенные упражнения едва ли помогут описать путешествие. В разделе 7 не ясно, для чего там вообще упражнения.

Но в то же время многие задания приспособлены  именно для работы в сети и едва ли могут быть выполнены при помощи других технических средств обучения. Например, в разделах 1, 2 и 11 для описания путешествия необходимы географическая карта Германии, составитель маршрута, определение места стоянок, расписание движения поездов и соответствующие маршруты поездов.

Для разделов 5 и 9 в Интернете нужно найти коллекцию рецептов.

Раздел 7 содержит большое количество материалов об Альбрехте  Дюрере, его жизни, творчестве и о  музеях, которые связаны с его  именем.

В разделе 10 можно  сделать покупки в Интернете.

Задания в вышеперечисленных  разделах можно осуществить также и при помощи традиционных учебников, но уже при потере многих инициативных возможностей.

 

 

Лексика

 

В обучающей  программе «Lernnetz» большая роль уделяется работе с лексикой.

В разделе 12 незнакомые слова в тексте объясняются при  помощи картинок или описаний. К этому еще есть информация для отдельных понятий.

В разделе 21 «Cool, man!» есть сноска лексикона молодежного  языка.

В разделе 22 называются соответствующие слова и иллюстрируются картинками.

В новом разделе  этой обучающей программы, который можно найти под значком «Neu», к различным темам есть следующие упражнения: картинки и слова нужно письменно привести в порядок, они могут проверяться, есть также примечания к различным вариантам. Здесь также предлагается лексическая страница с 900 словами и выражениями, которые тренируются в лексических упражнениях.

 

Грамматика

 

В этой обучающей  программе грамматика представлена не сжато, но большинство упражнений чисто формальные, например в разделе 3 - Modalverben и Konjunktionen «wann, wenn, als»; в разделе 5 - Prдpositionen im Akkusativ. Изучение этих грамматических структур в Интернете не имеет, на наш взгляд, смысла.

Но в некоторых  разделах грамматика тренируется в  коротких разговорах: например в разделе 1 (Prдsens), в разделе 4 (Personalpronomen), в разделе 7 (Possessivpronomen). Благодаря этим упражнениям делается возможным понимание коммуникативной функции и значения этой грамматической структуры.

Методика

Большинство упражнений этой обучающей программы не замкнуты в себе, то есть они дают возможность вести дальнейшую работу по данному образцу. Инструкции по работе определенные и ясные. В разделах 3, 5, 10, 13, 20, 23 учащимся предлагается по образцу, по вопросам или средствам речи разыграть дальнейшую беседу или сцену, дискутировать или дебатировать. В главах 3, 8 и 27 есть подобные письменные задания.

К коммуникативным  заданиям можно отнести участие  в чатах и группах новостей.

Есть также  большое количество упражнений, которые  учащиеся могут использовать для  свободного общения на языке. Можно:

· пофантазировать («Wie mцchtest du wohnen?» - Netzteil 3; «Stдdte im Meer» - Netzteil 27);

· пересказать статью газеты и составить самим к ней упражнения (Netzteil 8);

· подготовить рассказ о берлинской стене (Netzteil 8);

· высказать свое мнение о проблемах окружающей среды (Netzteil 12);

· написать реферат о футболе, стихотворение, ролевую игру, критику к фильму (Netzteil 13, 17, 20).

В обучающей  программе есть различные виды текстов  и материалов: географические карты, расписания движения общественных транспортных средств, сказки, меню, коллекции рецептов, диалоги, новости и сообщения по радио, специализированные тексты, картинки, фотографии, объявления о розыске преступников, кроссворды, цитаты, газетные статьи, стихи, прогнозы погоды, гороскопы, контактные объявления, заявления, описания путешествий, пьесы, литературные произведения.

Страноведение

Что касается страноведения, то здесь отсутствует представление  деревни. Представлена лишь жизнь в  городе. Жизнь в семье, школе, на работе, в свободное время не разделена на отдельные темы. Нет представителей из различных социальных слоев общества. Повседневная жизнь не описывается во всех немецкоязычных странах. Из всех действительно актуальных тем обсуждается только тема «Umwelt» (Netzteile 12, 23).

Обучающую программу «Lernnetz» мы находим привлекательной и обширной по объему. Авторы постарались реализовать в ней много прекрасных идей.

 

«Dubliner Arbeitsblдtter online»

 

Краткое описание

Эта обучающая  программа была создана коллегами  Гёте-института в Дублине, Ирландия. Основу программы составляют тексты из газет и журналов, которые были обработаны, и представляют собой листки для работы на занятиях немецким как иностранным языком. Большинство текстов посвящены актуальным темам нашей жизни: 10 Jahre Wiedervereinigung, 50 Jahre Bundesrepublik, Expo 2000, das 250. Goethe-Jubilдum, Umwelt, etc.

В основном программа  предназначена для студентов, которые  изучали немецкий язык не менее 3-4 лет. Это могут быть как лица, самостоятельно занимающихся языком, так и группа учащихся.

К целям обучения относятся понимание прочитанного и прослушанного (аудирование), умение написания текста, компетенция в  грамматике, компетенция в технических  средствах обучения.

Стратегия обучения

Информация о работе Использование современных информационных технологий на уроках английского языка