Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности использования возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезе, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, выделить определения понятий «традиционная культура» и «фольклор», выявить функциональные особенности песенно-игрового фольклора.
2.Охарактеризовать роль песенно-игрового фольклора в системе народного детского воспитания.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕСЕННО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1. Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры 5
1.2. Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ 27
2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 27
2.2. Учебно-воспитательная программа художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
курс_использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕСЕННО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1. Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры 5
1.2. Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ 27
2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 27
2.2. Учебно-воспитательная программа художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
В образовательной
системе нашей страны в настоящее
время актуализировались
Знание народных
традиций, составлявших культурное поле
наших предков, необходимо как для
знания своей национальной культуры,
так и для понимания культуры
другого народа. Чем раньше мы начнем
приобщать ребенка к
Немногие дошкольные учреждения опираются в практике своей работы на традиционную народную игру – культурно – педагогический феномен в развитии и воспитании дошкольников. Народная игра – национальное достояние, в ее содержании - история, мифология, труд и быт наших предков. Она выполняет роль памяти народа, осуществляет связь поколений и времен. Народная игра с пением, танцами, движением – часть народного музыкального творчества, песенно-игровой фольклор, использование которого в воспитательно-образовательном процессе способствует не только развитию музыкальности, но и формированию нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей. Однако, народные игры исчезают из детского обихода: теряют свою былую привлекательность, забываются, иногда просто не понимаются как детьми, так и взрослыми, педагогами и родителями..
В этом как раз и заключается актуальность темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности использования возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезе, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить
теоретические источники,
2.Охарактеризовать
роль песенно-игрового
3.Проанализировать
педагогические возможности
Объект исследования - песенно-игровой фольклор как система воспитания и развития детей.
Предмет исследования - процесс воспитания и музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами песенно-игрового фольклора.
Методологическая основа исследования: для разработки теоретического аспекта проблемы нами изучены работы фольклористов (В.Е.Гусев, К.В.Чистов, Б.Г.Путилов, Л.Ивлева), искусствоведов (Рогачевская Е.М., Колпакова Н), собирателей – этнографов (Сахаров И.П., Пропп В.Я.), историков и философов (А.Глаголев и Й.Хейзинга), исследователей детского фольклора (М.Н.Мельников, Г.С. Виноградов), народной педагогики (Г.Н.Волков, К.Д. Ушинский), исследователей детской игры (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.) и народной игры (Е.А.Покровский, М.Ю.Новицкая М, Г.М. Науменко и др.). Проанализированы практические материалы – современные программы и технологии по приобщению детей к народной культуре (О.Л.Князева, Т.А. Пигилова, О.А. Кулолаева), варианты диагностических исследований развития детей (Е.Г.Юдина, Г.Н.Гогоберидзе, А.И.Буренина).
Методы исследования: анализ тематической литературы и передового опыта.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух, заключения, списка литературы и приложений.
Прежде
чем приступить к
Интерес к
традиционной культуре в современных
исследованиях существенно
В современных исследованиях культуры существует 2 полюса представлений о традиции:
1. Традиция
– нечто архаичное, косное, консервативное,
мешающее современному
2. Традиция
– как идеал, абсолютная
Общая основа – связь прошлого с настоящим.
Определение слова «традиция» широко распространено в словарях русского языка. С.И. Ожегов представляет толкование термина следующим образом: «1.То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр., идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.). 2.Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».1 []
Еще одно словарное определение «традиции»: «1.Исторически сложившиеся передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.//Установившийся порядок, неписаный закон в поведении, быту, обычай, обыкновение.//Обычная, закрепившаяся норма чего-то. 2. Устная передача каких-либо исторических сведений, преданий (от лат. tradition- передача)».2
Традиция связывает прошлое и настоящее, причем элементы прошлого в ней выражены сильнее. Современниками «традиционная культура» обычно понимается как культура далекого прошлого, как изолированный анклав культуры в современной культуре.
Американский этнолог М. Мид назвала культуры, ориентированные на предков и традиции, постфигуративными, «где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей…».3
По формулировке этнографа Т.А.Колевой, традиция – это то, что обратилось в стереотип. «Во всех областях быта и культуры данного народа, - пишет она, - еще с глубокой древности создавалась и создается традиция, массовое повторение обязательных для данного коллектива форм поведения, навыков и понятий, которые могут в определенных границах просуществовать столетия или тысячелетия и которые превратились в психический стереотип».4
Под традиционной
культурой в большинстве
Фольклор же трактуется как «специфическая подсистема», выполняющая весьма важную роль в системе традиционной культуры, в специфических формах интегрирующая, закрепляющая и аккумулирующая традиционную информацию, выработанную этносом или его локальной группой. Иначе говоря, фольклор – это «специфический «язык» традиционной культуры, отличающийся от других «языков» - орнамента, мелоса, знаковой и символической информации, передававшейся вещами – предметами материальной культуры».7
Сам термин «фольклор» (от англ. слова folklore – в переводе «народная мудрость») – распространенное в международной научной терминологии название народного творчества. Этот термин впервые был введен в 1846 г. английским археологом У. Дж. Томсом. Как официальное научное понятие впервые принят английским фольклорным обществом (Folklore Society), основанным в 1878г. В 1880 – 1990гг. термин входит в научный обиход во многих странах мира, в том числе и в России.
Узкая трактовка данного понятия утвердилась с начала ХХ в. По проблемам фольклора были написаны сотни монографий, сборников, диссертационных исследований. В них исследователи-филологи ограничивали фольклор только устным народным творчеством. Так, К.В.Чистов писал, что фольклор – это «совокупность устных словесных текстов».8 Для ранних стадий развития человечества фольклор – это все формы духовной культуры, связанные с языком, выраженные речевыми средствами.
Несколько иной
позиции придерживался В.Я.
Поскольку поэтическое творчество почти всегда связано с музыкой, можно говорить о музыкальном фольклоре и выделить его как особую фольклорную дисциплину. Подобную же трактовку фольклора, ограниченную устным народным творчеством и музыкальным фольклором, предложил в середине 30-х годов Ю.М.Соколов.10
Фольклор и традиционную культуру роднит традиция. Фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации и другими способами. Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества».11
Для нашего исследования значимым является определение фольклора, данное В.Е.Гусевым, согласно которому «фольклор представляет собой вид духовной культуры народа, способный отражать те неповторимые, присущие лишь данному народу особенности, которые составляют его национальную специфику и выражают особый национальный характер создавшего его народа».12
Фольклор
– исторически и структурно –
ближе всех к первобытному искусству,
в котором многие тысячелетия
пение, пляска, игра на примитивных
музыкальных инструментах существовали
и развивались нераздельно, слитно.
Специфические факты
В.Е.Гусев понимает
фольклор как «комплекс сложных полиэлементных
видов синкретического искусства»,13 где «художественное
отражение действительности осуществляется
в словесно-музыкально-
В фольклоре – «полиэлементном искусстве» - возможны комбинации, различное соотношение разных его элементов (слово, песня, игра, танец, инструментальная музыка). Песенно – игровой фольклор, предмет нашего исследования, синтезирует слово, связанное с музыкой (т.е. песню) и игру/танец.
Мы рассмотрели традиционную культуру целостно, а теперь остановимся на ее составной части - игровой культуре.
Языковая практика народа выявляет диапазон игрового мира фольклора широко – от полюса хороводной или свадебной игры («играть песню», «играть свадьбу») до полюса игры на музыкальном инструменте.
Значимым для нашего исследования является определение В.Е.Гусева, который понимает народно - игровое творчество применительно к фольклору как «особый тип игровой деятельности», предполагающий «перевоплощение человека в объективно – художественный образ и установку на развлечение, забаву, потеху».15
Перевоплощение и действия - признаки, присущие театральной, драматической игре. Л.Ивлева, исследователь дотеатрально - игрового фольклора, отмечает, что перевоплощение понимается как любое преображение, связанное с «принятием на себя роли другого», действие - как наглядный способ изображения персонажа.
«Мы называем игрой воспроизведение детьми или молодежью, а в известных случаях и взрослыми различных бытовых сцен, напр., охоты, войны, революции…, мы называем игрой прятки, ловитки, городки, лапту, мы знаем длинный ряд игр хороводных», - пишет В.Н.Всеволодский - Гернгросс, присоединяя еще и группу обрядовых игр».16 Все игровые явления были им отнесены к действенному воспроизведению «любого жизненного явления вне его реальной практической установки». Игра понимается как установка на «проживание» вымышленной ситуации.
Все виды первоначальной деятельности человеческого общества, по мнению философа Й. Хейзинги, переплетаются с игрой: язык, миф и, наконец, культ. В языке - игра слов, за каждым из которых – образ, метафора (напр., змей - олицетворение зла). Одухотворение и олицетворение окружающей природы, создание воображаемого мира богов – превращение примитивного в образность. Человек создал целую систему обрядов и ритуалов, которые, по сути, являлись магическими играми. Homo ludens, человек играющий, на время становится заместителем изображаемого им персонажа, воображает себя другим лицом, живет «двойной жизнью».17 Как на одну из самых чистых и совершенных форм игры автор указывает на танец - священный и магический у первобытных народов, и пляску как праздничное увеселение.
Информация о работе Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка