Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности использования возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезе, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, выделить определения понятий «традиционная культура» и «фольклор», выявить функциональные особенности песенно-игрового фольклора.
2.Охарактеризовать роль песенно-игрового фольклора в системе народного детского воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕСЕННО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1. Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры 5
1.2. Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ 27
2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 27
2.2. Учебно-воспитательная программа художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

курс_использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.docx

— 87.78 Кб (Скачать файл)

В русской  науке игра традиционно понималась как явление переходное от обряда к драматической игре (позже –  к театру). А.А.Потебня проводил слово «игра» от корня –jar-(ядж) со значением «жертвоприношение».

Архаичный тип  человеческого поведения определяется перевоплощением и действием. Л.Ивлева отмечает, что религиозный обряд - игровой по природе, является формой игры, мифологической по содержанию. Всюду в обрядах подразумевается игровой язык: иллюзия присутствия существ-божеств, предков, духов – оборотней и пр. В процессе десемантизации обряда (изнашивания магических функций и мифологической содержательности), утверждает Л.Ивлева, его интенсивная и напряженно– действенная духовность перерождалась в непритязательность игры – развлечения. Связь с магией убывает, а эстетическая функция возрастает.

Сложные торжественные  праздничные и семейные ритуалы, пишет В.К.Соколова, - обряды новогодние, масленичные, купальский, свадебные и др. – были своего рода театральными представлениями с определенным сценарием, включавшим большое количество поэтических произведений, выполнявших не только магическую, но и игровую, развлекательную функцию.18 Изобразительные явления обряда - ряженье, диалоги, жесты, движения, из явления духовной культуры превращались в праздничную бутафорию и забаву, воспринималось как веселое гулянье.  Таким образом, театральная (драматическая) игра возникла в результате утраты магических свойств и накопления эстетического потенциала.

Драматическую народную игру, а позднее и  народный театр, Л.Ивлева определяет   «игровыми ступенями» в исторической судьбе обряда.

Среди массы  народных драматических игр мы находим  большое количество музыкальных, которые  получили в народе название  «хоровод».  Хоровод является тем синкретическим жанром, который объединяет игру/танец, музыку и традицию.  И.П.Сахаров назвал хороводные игры «народной оперой».  К этой форме песенно-игрового фольклора мы конкретизируем наше дальнейшее исследование.

«Русский  хоровод,- замечает Е.М.Рогачевская, - вид синкретического искусства, в котором слиты песенный, хореографический и драматический элементы. Такое сочетание обусловило своеобразную художественную природу хороводов, их динамичность и выразительность. Тематика хороводов, охватывающая многие аспекты народного быта, способствовала их популярности, жизненности. Все это определило эстетическую значимость хороводного творчества».19

Первоначальное  значение слова точно неизвестно. Считается, что слово «хоровод»  народного происхождения (от «хороводиться» - толпиться, знаться с кем-нибудь, хотя имеется и научное его  объяснение (греч.horos – круговой танец).

Филологи, пишет  И.П.Сахаров в 19в., производили «хоровод» от греческих и латинских слов, считая его заимствованным. Одни думали, что хоровод заключается в греческих словах chorobateo – ступаю в хоре, choros – лик поющих и пляшущих, ago – веду. Другие находили созвучие в латинском выражении у Горация в IV книге, 7 оде - horos ducere – вести хоры, лики.

А.Г.Глаголев, историк 19 в. сообщал, что слово «хоровод» принято составлять из латинского и славянского. Латинское выражение - chorum dusere  (хорум дуцере –водить хоровод), греч.  - хорон агейн –водить хоровод. Источников, указывающих прямо на появление хоровода «в русской земле» нет, отмечал он.

Исследователь считал, что хороводы перешли к  нам от предков – славян, приводя  в доказательство повторяемые в  песнях имена языческих богов  и поминаемые в Летописи бесовские  игрища радимичей, вятичей и северян. Следы римских богослужебных  обрядов  в хороводах он понимает как  следствие соседства с  римлянами, жизни под властью  этого народа, а не как происхождение  хороводов от римских праздников.

Многие века, замечают исследователи, хороводы были частью календарных обрядов, «приуроченными», и наделены ритуальным смыслом.          Они всегда были круговыми, и в  этом многие исследователи видят  прямую связь с древним языческим  культом Солнца, символ которого-круг. Направление движения «посолонь» -  по движению солнца -  воспроизводит  видимое движение солнечного светила.

Коллективное  действие в кругу – своего рода оберег, в пределы хороводного  круга не могли проникнуть злые духи. За хороводом закрепилась именно эта магическая функция – выпроваживание всего потустороннего, «чужого» за пределы «своего» пространства. Производя  определенные действия и припевая слова (так называемая симильная магия), древний человек – труженик надеялся на будущий богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь.

В обрядовых  традициях восточных славян в  период общинно-родового строя возникли  обрядовые песни – семейные и  календарные, древнейшие из которых  связаны с языческими праздниками  земледельческого круга. Хороводные песни  входили в круг весенних календарных  песен, свадебные песни были важнейшими в семейно-бытовом обряде. Многие исследователи считают эти песни  самыми архаичными, усматривают в  них остатки древних гимнов. Так, Н.А.Львов в 18в. писал, что в хороводных песнях «употребляются и поныне припевы Дида Ладо и прочие имена языческих богов древнего славянского поклонения».20       

С принятием  Православия языческие верования  теряли свою силу и магическое значение, смысл забывался и отмирал, живучи были внешние формы этих праздничных  действий. В течение веков традиционные обряды и игры,  которыми отмечались времена года, постепенно сблизились с христианскими праздниками. Обрядовые  песни стали составным компонентом действа, включающего элементы театральности, шествия, танца, хоровода. Эти песни исполнялись исключительно хором и обычно сопровождались движением: игрой или пляской.

Основу хороводной песни, как и любого произведения фольклора составляет поэтическое  слово, и в 19-20вв. эти песни, как  часть календарно-обрядовой поэзии, вызывают большой интерес исследователей - фольклористов: Е.В.Аничкова, А.Н.Веселовского, А.А.Потебни, В.Я.Проппа, В.И.Чичерова. Напевы хороводных песен, соединение их с перевоплощением и действием интересовали литературоведов, театроведов, музыковедов и хореографов.

Исследователь русской народной музыки Попова Т. предполагает, что хороводные песни выделились из календарного цикла и превратились в самостоятельный жанр в 16 или 17 в. Возникло множество новых хороводных песен – и задорно-шуточных и  лирических. В виде вечерочных и святочных традиционные хороводные песни   стали исполнять в любое время года, даже зимой, не только в праздники, но и в будние вечера. Содержание многих хороводных песен разыгрывалось посредством выразительной мимики и жестов, являясь своего рода театрализованным действом.

          А.Н.Глаголев о таких «новых» играх – драматических представлениях писал: «Подобно древнегреческой трагедии иногда они разделяются на два хора: один предлагает вопросы, другой на оные отвечает; иногда одна девушка представляет собой больного воробья или цветной мак, а хоровод пляшет вокруг нее, поет песни и, останавливаясь, делает разные вопросы; иногда всем хороводом под известную песню плетут и расплетают плетень. Острота, вымыслы и забавы, свойственные детям, составляют характер сиих хороводов. Хотя они не имеют отношения к славянским богослужебным обрядам, однако и в их песнях упоминаются также Лели и Дид Лада».21

Не позднее 18 в., по мнению Е.М.Рогачевской, в русском крестьянском быту сложился единый песенно-игровой комплекс, включавший песни, «связанные с движением как формой исполнения и праздничным гулянием как сферой бытования». Содержание хороводных песен было разнообразным: тема земледельческого труда, высмеивание лентяев и нерадивых работников, семейно-бытовая тема и пр.

К 18 в. календарная  приуроченность ослабла, и многие песни (в том числе и хороводные) приходят в тесное соприкосновение с песенным фольклором, исконно связанным с  формами народных развлечений - плясовыми, шуточными, посиделочными игровыми песнями. Совместное бытование этих песенных видов приводило к взаимным влияниям внутри песенно-игрового комплекса. Собиратели 19в. отмечали пестроту, многосоставность народных праздников, вечерок, посиделок. Хороводные и беседные игры, плясовые песни и «новомодные» кадрили и лансье существовали в ближайшем соседстве.  В этнографических описаниях народных увеселений 19 в. можно прочитать: «После песен начинаются … пляски. Пляшут барыньку… голубца, казачка… пляшут и под песни… После игры в «свои соседи» сеют просо. За этим играют в плетень, хороводы…».22 

Возникают новые  сюжеты и виды хороводов, предназначенные  исключительно для игры, танца, развлечения. В них особая эстетическая функция  хороводных песен – «неразделимость  слова и драматического действия»23 уже не связана с ритуально-магическим смыслом, а служит для передачи нового поэтического содержания.

П.В.Шейн замечает, что зачастую хороводные песни утрачивали игровой характер, а традиция «лицедейства», наоборот, усваивалась песнями, которые изначально не разыгрывались, - плясовыми, шуточными, величальными .  В научном обиходе определенно различаются только обрядовые и необрядовые песни, а хороводные, игровые, плясовые, шуточные, календарные смешиваются, не различаются. Хороводное творчество, отмечают исследователи, родственно многим песням, связанным с исполнением публично, на празднике и сопровождающимся движением. Любую песню, если характер ее отвечал теме хороводного веселья, а ритм – движению, могли петь в хороводе. Общим компонентом, связывающим в хороводе различные по жанру песни является, по мнению Рогачевской Е.М., игровое или танцевальное действие – образное, зримое воспроизведение музыкально-поэтического содержания песни в разыгрывании или танце.

Среди хороводов исследователи выделяют 2 группы:

  1. с  преобладанием игрового действия, тесной связью между содержанием и движениями, игровой пластикой сюжетно-обусловленного характера;
  2. с преобладанием танцевального действия,  ослаблением непосредственной связи словесного содержания и пластики.

Исследователи по-разному определяли их названия: «фигурные хороводы» и «хороводы  с разыгрыванием»(А.Руднева), «хороводы –игры» и «хороводы – шествия»(Т.Попова), «хороводы с элементами игры» и «элементами изобразительности»(Н. Бачинская). Всеволодский –Гернгросс, выделяет среди русских игр «орнаментальную» группу, в которую входят хороводы типа «Плетень», «Хмель». Е.Н.Яцунюк, выделяя 2 разновидности хороводных песен, называет их  «хороводно-игровые и хороводно-орнаментальные». Рогачевская Е.М. различает хороводы игровые и танцевальные.

Свое  исследование мы ограничим игровыми хороводами, или хороводными играми, которые впервые были выделены В.Н.Всеволодским – Гернгросс в 1933г. при общей классификации всех игр русских и других народов царской России. Все игры исследователь разделил на 3 группы – игры драматические, орнаментальные и спортивные. Хороводные игры были определены им среди драматических, производственных и бытовых, как  «промежуточный тип» между драматической и орнаментальной  группами игр. По мнению Гусева В.Е., игровые хороводы – «переходная форма от народной лирики к народному драматическому искусству».24

Составная часть игрового хоровода – игровая, т.е. драматизированная хороводная песня, песня «сопровождающаяся  коллективным разыгрыванием». Помимо традиционного хождения играющих «кругами», «восьмеркой», «цепью» и другими  фигурами, замечает Н.Колпакова, подлинная хороводная песня предполагает разыгрывание своего содержания, иначе она лишается смысла.  Сценическое действие соединяется в них со словесным изображением ситуаций и всего, о чем говорится в песне.

Естественное  соединение всех словесно-музыкально-драматических  компонентов игрового хоровода происходит в кругу, который приобретает  особое функциональное и структурно-организующее значение. Круг вычленяет пространство для действия – своеобразную «сценическую площадку»; участники хоровода-круга  в песне дают обобщенные характеристики действующих лиц, наблюдают за событиями  в пространстве круга, сами выполняют  те или иные действия и т.д. Из слияния  лирического слова и драматизированного условного действия рождается особая драматическая образность игры. Содержанием  игры бывает как символизация явлений  природы, так и подражание явлениям обыденной жизни (земледельческие  работы, сватанье, брак).

Пение игровых песен исследователи 19 в. наблюдали не только в  хороводах, приуроченных к календарным праздникам земледельца, но и «во время игр, которые бывают в домах на вечерках и на улице» (Г. Потанин), на святках, масленице и т.д. «В период Святок в каждой избе водили зимние хороводы…. самыми распространенными среди  них  были хороводы – игры, когда  участники разыгрывали своеобразное театрализованное представление».25

Л.Кулаковский замечает, что параллельно с «серьезными» календарными песнями в селах звучали детские и девичьи песни, большей частью игровые, хороводные. Являясь подражанием обрядам взрослых, они имели и свои особенности: детские песни все обращали в игру, девичьи имели любовную тематику, тоже связанную со всеми «поворотами солнца». Детские песни-игры и девичьи хороводы почти всегда игрались, несли в себе элементы театрализации. Исследователь определяет  хороводные игры как «многовековой театр крестьянской молодежи», называя их следующей ступенью театрального искусства после детской игры. Детская игра превращалась в хороводную, взрослую – в несколько этапов, постепенно. Хороводы делились по возрастам: еще полудетские хороводы водили подростки 13-15 лет, отдельно водили молоденькие девушки 16-18 лет и отдельно «девушки на выданье» 18-20 лет. В хороводах отражался крестьянский быт, семейные и социальные отношения. Двигались хороводы не только по кругу, нередко размыкались и шли, описывая затейливые (установленные обычаем) фигуры – «змейки», «подковы», «гребешки», двигались рядами.26

Информация о работе Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка