Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности использования возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезе, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, выделить определения понятий «традиционная культура» и «фольклор», выявить функциональные особенности песенно-игрового фольклора.
2.Охарактеризовать роль песенно-игрового фольклора в системе народного детского воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕСЕННО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1. Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры 5
1.2. Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ 27
2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 27
2.2. Учебно-воспитательная программа художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

курс_использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.docx

— 87.78 Кб (Скачать файл)

8. Способы проверки результатов  обучения

Важными показателями успешности освоения программы  являются: развитие интереса детей к народному  творчеству, их активное участие в  мероприятиях и жизнедеятельности  детского сада; умение самостоятельно организовывать  народные хороводные игры в свободной игровой   деятельности;  сохранение интереса к фольклору вне стен детского сада. Для выявления данных показателей  следует проводить специальные  наблюдения, опросы и беседы.

 

II. Планирование  образовательного  процесса

Календарно-тематический план. 18 занятий.

Временные

периоды

                   Тема  занятия

Количество

занятий

Сентябрь

  1. Вводное занятие. Я познаю Родину.

 

2

    2.Народный календарь. Осенины.

Октябрь

     1.Народный календарь.  Капустки.

 

2

      2. Народная песня.

Ноябрь  

  1. Народный календарь.  Кузьминки.

 

2

  1. Концертное выступление «Сибирские посиделки».

Декабрь  

  1. Зима за морозы - мы за праздники.

 

2

  1. Народный календарь. Никола Зимний.

Январь

  1. Народный календарь. Коляда.

 

2

  1. Зимние посиделки.

Февраль

      1.Знакомимся с  музыкальными  инструментами.

 

2

      2.Народный календарь. Масленица. 

Март  

  1. Концертное выступление «Ярмарка»

 

2

      2.  Народный календарь. Встреча Весны.

Апрель

  1. Весна пришла – игра пошла. Пасха.

 

2

2. Народный календарь. Егорий Вешний.

Май     

  1. Народный календарь. Зеленые Святки.

 

2

  1. Концертное выступление  «В хороводе были мы».

В течение года

Вокально-хоровые  и музыкально-двигательные навыки. 

 
 

                                  Всего занятий:

18




 

 

 

III. Содержание  образовательной  программы по темам

Учебный план занятий кружка

Сентябрь.

1-е занятие. Тема: Я познаю Родину.

Программные задачи. Знакомство с жизнью предков (использование иллюстраций, аудиозаписей); пониманием хоровода, как  символа Солнца.

 Осваивать танцевальные движения в плавном и быстром хороводе, разыгрывать в нем знакомую народную песню.

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Осенины.

Программные задачи. Знакомство с народными обычаями и обрядами празднования в форме театрализованной игры. Разучивание хороводных, игровых песен.

Октябрь

1-е занятие. Тема: Народный календарь. Капустки.

Программные задачи. Знакомство с традициями празднования, особенностями народных праздников. Разучивание игровых и хороводных песен, шуточных прибауток.

2-е занятие. Тема: Народная песня.

Программные задачи. Знакомство с разнообразием жанров народной песни, особенностями ее бытования и исполнения. Слушание в аудиозаписи, разучивание и исполнение в хороводе.

Ноябрь.

1-е занятие. Тема: Народный календарь. Кузьминки.

Программные задачи. Знакомить с православным и народным содержанием праздника встречи зимы и проводов осени, рукодельниц и кузнецов.

 Разучивание  хороводных игр, связанных с  рукоделием  и кузнечным делом,  поцелуйных игр. Разыгрывание  возле чучела – Кузьки.

2-е занятие. Концертное выступление «Сибирские посиделки».

Декабрь.

1-е занятие. Тема: Народный календарь. Зима за морозы – мы за праздники.

Программные задачи. Знакомство детей с зимними праздниками – Катерина - санница и Наум –грамотник. Пояснение их содержания и традиций бытования. Разучивание хороводов зимней тематики.

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Никола Зимний.

Программные задачи. Рассказ о святом, почитаемом в народе, традициях празднования. Разучивание новых хороводных игр и повторение знакомых (по желанию детей).

Январь.

1-е занятие. Тема: Народный календарь. Коляда.

Программные задачи. Знакомство с содержанием и традициями празднования, атрибутами и песнями – колядками. Разучивание песен – колядок, игровых хороводов с ряженьем.

2-е занятие. Тема: Зимние посиделки.

Программные задачи. Рассказать о посиделочных (вечорочных) играх, хороводах. Разучивание хороводных игр шуточной тематики.

Февраль.

1-е занятие. Тема: Знакомимся с народными музыкальными инструментами.

Программные задачи. Дать понятие о природном происхождении инструментов, бытовании их в народе. Разучивать и разыгрывать песни, в которых упоминаются музыкальные инструменты.

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Масленица.

Программные задачи. Знакомство с содержанием и традициями празднования. Разучивать и разыгрывать плясовые хороводы.

Март.

1-е занятие.  Концертное выступление «Ярмарка!»

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Встречаем Весну.

Программные задачи. Знакомить с содержанием обрядового праздника, тематическим фольклором. Разучивание песен – закличек, хороводных игр.

Апрель.

1-е занятие. Тема: Весна пришла – игра пошла. Пасха.

Программные задачи. Рассказ о христианском празднике, народных обычаях его празднования. Разучивание весенних хороводов и игр.

2-е занятие. Тема: Народный календарь. Егорий вешний.

Программные задачи. Знакомство с христианскими и народными традициями празднования. Разучивание хороводных игровых песен о домашних животных.

Май.

1-е занятие. Тема: Народный календарь. Зеленые Святки.

Программные задачи. Рассказ о традициях празднования, отношении народа к березе. Разучивание и разыгрывание хороводов около березы, пение летних закличек о дожде и солнце.

2-е занятие. Концертное выступление «В хороводе были мы».

 

IV. Методическое  обеспечение  программы

1. Принципы построения программы

В основе построения программы лежат такие дидактические  принципы, как постепенность и  последовательность, доступность и  систематичность, наглядность и  достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного  обучения.

Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания.  Программный  репертуар представляет детский  фольклор,  наиболее близкий, понятный и доступный детям. Поскольку  всякое фольклорное произведение имеет  двойную ориентацию – на исполнителя  и на культурную традицию, – специфическим принципом построения программы избран принцип народного календаря. Освоение народных песен, игр и хороводов приурочено к его традициям и праздникам. 

2. Методы и средства обучения

Как показывает практика, при изучении фольклора  основополагающее значение имеют такие  методы, как объяснение (словесный), показ. Освоение игровых песен  в  хороводе дает возможность широкого применения игрового метода.

При разучивании  и исполнении песен рекомендуется  знакомить детей с некоторыми особенностями их интонации (напр., распевы гласных), пояснять содержание, знакомить со значением непонятных для детей слов.  Основным методом, сформированным в народной педагогике, здесь является подражание, передача мастерства «из рук в руки». Исходя из этого, рекомендуется разучивать песни изустно, «с голоса педагога».  Музыкальный руководитель должен быть организатором действа, выступать  заводилой. Воспитатель группы –  активный помощник  и  исполнитель  ролей, интегрирует накопленный  материал в другие занятия и формы  педагогического процесса (свободная  и самостоятельная деятельность детей в группе).

 Для достижения  цели общекультурного фольклорно-музыкального  образования, формирования эмоциональной  и интеллектуальной сфер мышления  дошкольников, в программу включаются  сведения из истории народных  праздников, традиционного бытования  музыкального фольклора. Дети  знакомятся с различными жанрами  музыкального и поэтического  фольклора (хороводы, заклички, народные песни, частушки и др), элементарными теоретическими понятиями – а капелла, запевала, аккомпанемент, жанры народной песни и другие.

При реализации программы необходимо использовать комплекс средств обучения и развития:

  1. сенсорные – использование наглядности: просмотр видеозаписей, иллюстраций, прослушивание фонограмм с записями народных песен и инструментальной музыки;
  2. практические -  опора на опыт, эксперимент, поиск оптимального исполнительского решения, создание игрового образа;
  3. коммуникативные – включение в занятие игр, развлечений;
  4. технические (аппаратура, инструменты).

3. Творческая деятельность

Как художественная педагогика музыкальный фольклор представляет собой воспитание словом, музыкой, движением. Это обусловлено синкретичностью фольклорного музицирования (органической связью в нем пения, игры, пластики движения и других видов художественного самовыявления), яркой образностью музыкально-поэтического и пластического языка. Одно из главных достоинств фольклора заключается в импровизационном характере творческой деятельности. Это открывает возможности для развития творческого мышления, инициативы, способностей детей. На фольклорных занятиях в зависимости от возможностей и подготовленности детей целесообразно использовать такие виды творческой деятельности, как:

  • импровизация  мелодии на фольклорный текст в детских песенках-закличках, колядках;
  • импровизация движений и пластики в хороводных играх и плясках.

Импровизационная  основа устного народного творчества дает исключительные возможности для  свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальное  самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется  у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера  и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Во все  времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о  сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими  поколениями.

Для решения  этой задачи в народной педагогике использовались самые различные  средства. Особое место в воспитательном  процессе отводилось формированию фольклорно-игрового  опыта,  способствующего  процессу  самоактуализации  ребенка  в  стремлении  к  максимальному  творчеству,  к  приобретению  и  раскрытию  собственного  социокультурного  потенциала.

Однако в  настоящее время лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются  на национальное искусство, в частности  на песенно-игровой фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Актуальность  рассматриваемого явления обусловила выбор темы нашего исследования   «Песенно-игровые формы фольклора в практике работы с детьми дошкольного возраста».

В ходе исследования нами была  выдвинута цель  -  разработать программу занятий  с использованием песенно – игрового фольклора   (народных  хороводных игр) для детей старшего дошкольного  возраста.

В качестве объекта  исследования нами выбран процесс воспитания и музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами песенно-игрового фольклора, предметом дипломной работы является песенно-игровой фольклор как система воспитания и развития в условиях ДОУ.

Детский фольклор русского народа - это настоящее "дидактическое  пособие" по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению через пение  и игру. Особую роль в развитии ребенка  занимает игровой фольклор, в котором  отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления  о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

 Анализ  ресурсов детских игр, как психологических  явлений привел к  выводу  об их значимости в решении  сложных психолого-педагогических  задач, стоящих перед современной образовательной практикой.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин В.П. Устное творчество русского народа [Текст] /В.П.Аникин ///Живая вода. – М.: Детская литература, 1987. –  С.11-34.
  2. Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] /Г.И.Батурина, Г.Ф.Кузина. - М.: Ассоциация проф. образов, 1995. – 144 с.
  3. Богатырев П.Г.Народная песня с точки зрения ее функций [Текст] /П.Г.Богатырев // Вопросы литературы и фольклора. -  Воронеж, 1973. - С. 201.
  4. Большой энциклопедический словарь / Под ред.Прохорова А.М. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456с.
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогизация современного воспитания [Текст] /Г.Н.Волков //Мир образования. – 1977. -№2. –С.9-14.
  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика [Текст] /Г.Н.Волков. М.: Академия, 1999. -168 с.
  7. Глаголев А.Г. О характере русских застольных и хороводных песен [Текст] /А.Г.Глаголев // Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. – М.: Музыка, 1979.  – С.82 -84
  8. Гусев В.Е. Фольклор // Свод этнографических понятий и терминов: народные знания, фольклор. Народное искусство [Текст] /В.Е.Гусев, Х.Штробах. – М.:Наука, 1991. –С.137-138.
  9. Гусев В.Е.Эстетика фольклора [Текст] /В.Е.Гусев. – Л.: Наука, 1967. –319 с.
  10. Дошкольная педагогика [Текст] : конспект лекций / Пичугина Н. О., Айдашева Г. А., Ассаулова С. В. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 381 с.
  11. Еговцева Н.Н. Особенности функционирования народной игры как воспитательного средства [Текст] / Н.Н.Еговцева //Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб. научных трудов № 213. –Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 1999. – С.87-90.
  12. Зимина А.Н. Народные игры с пением [Текст] /А.Н.Зимина. – М.: Издательство ГНОИ и Д, 2000. – 64 с.
  13. Ивлева Л. Дотеатрально - игровой  язык русского фольклора. -  Спб.: Дмитрий Буланин, 1998. – 193 с.
  14. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие [Текст] /А.Ф.Камаев. – М.:      Академия, 2005 – 279 с.
  15. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях [Текст] /П.Ф.Каптерев //Энциклопедия семейного воспитания и обучения. – СПб.,1898. – вып.IV. – С. 3-17, 24 – 57.
  16. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших учебных заведений и средних учебных заведений культуры и искусств: Учебное пособие.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.- 288 с.
  17. Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: [Текст] Учебно-методическое  пособие/О.А.Князева, М.Д.Маханева. -  СПб.: Детство-Пресс,  2002. – 304 с.
  18. Колева Т.О. О некоторых вопросах развития обычаев [Текст] /Т.О. Колева // Сов. этнография. - 1969. - №1. - С.72 – 74..
  19. Кулаковская Н. За народной мудростью [Текст] /Н.Кулаковская, Л.Кулаковский //  Музыкальное путешествие.- М. : Просвещение, 1970. – С. 23-47.
  20. Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в ДОУ [Текст] /Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина.  – М.: Гном –Пресс, 2000. – 88 с.
  21. Науменко Г.М.  Игры и игровые припевы [Текст] /Г.М.Науменко. //Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Фотографии А.В. Пуртова. - М.: Просвещение, 1995.  - С. 93-193
  22. Неретина Л. В. Роль народных праздников в системе воспитания [Текст] /Л.В,Неретина //Начальная школа. – 2008. -№10. – С. 34-39
  23. Обряды и обрядовый фольклор [Текст]: Сборник статей / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; [Отв. ред. В. К. Соколова]. - М. : Наука, 1982. - 279 с.. 
  24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова.   - М.: Педагогика. 1995. – С.186.
  25. Ожегов, Сергей Иванович.    Словарь русского языка [Текст] : около 57 000 слов / С.И.Ожегов; под ред.Н.Ю.Шведовой. - Изд.17-е, стереотип. - М. : Русский язык, 1985. - 796,[1]с.
  26. Попова, Татьяна Васильевна.   Основы русской народной музыки [Текст] : учебное пособие для учащихся музыкальных училищ / Т. Попова. - М. : Музыка, 1977. – 223 с.
  27. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / [Н. Я. Михайленко, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Короткова и др.]; Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1987. – 190 с.
  28. Пропп, Владимир Яковлевич.   Фольклор и действительность : избр. ст. [Текст] / В. Я. Пропп ; [сост., ред., предисл. и примеч. Б. Н. Путилова ; АН СССР, Ин-т востоковедения]. - М. : Наука, 1976. - 324 с.
  29. Рогачевская Е.М. О русском хороводном творчестве [Текст] /Е.М.Рогачевская //Актуальные  проблемы современной фольклористики. – Л.: Музыка,  1980. – С. 119 – 130.
  30. Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании [Текст] / И.С.Слепцова //Русские народные традиции и современность. – М.: Наука, 1995. – С. 54-57
  31. Снегирев И.М.Русские простонародные праздники и суеверные обряды: В 4-х томах.  [Текст] /И.М.Снегирев. -  М.: Советская Россия,1990. 
  32. Ушинский, К. Д.   Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 2-х т. Т. 1 : Вопросы воспитания / К. Д. Ушинский ; под. ред. В. Я. Струминского. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. - 634, [4] с.
  33. Хейзинга, Йохан.   HOMO LUDENS [Текст] : статьи по истории культуры / Хейзинга Йохан; сост., пер. и авт. вступ. статьи Д. В. Сильвестров; науч.коммент. Д. Э. Харитоновича. - М. : Прогресс-Традиция, 1997. – 413 с.
  34. Эльконин, Даниил Борисович. Психология игры [Текст] /Д.Б.Эльконин; Академия педагогических наук. –М.:Педагогика, 1978. –301 с.

Информация о работе Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка