Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности использования возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезе, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, выделить определения понятий «традиционная культура» и «фольклор», выявить функциональные особенности песенно-игрового фольклора.
2.Охарактеризовать роль песенно-игрового фольклора в системе народного детского воспитания.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕСЕННО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1. Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры 5
1.2. Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ 27
2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 27
2.2. Учебно-воспитательная программа художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
8. Способы проверки результатов обучения
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их активное участие в мероприятиях и жизнедеятельности детского сада; умение самостоятельно организовывать народные хороводные игры в свободной игровой деятельности; сохранение интереса к фольклору вне стен детского сада. Для выявления данных показателей следует проводить специальные наблюдения, опросы и беседы.
II. Планирование образовательного процесса
Календарно-тематический план. 18 занятий.
Временные периоды |
Тема занятия |
Количество занятий |
Сентябрь |
|
2 |
2.Народный календарь. Осенины. | ||
Октябрь |
1.Народный календарь. Капустки. |
2 |
2. Народная песня. | ||
Ноябрь |
|
2 |
| ||
Декабрь |
|
2 |
| ||
Январь |
|
2 |
| ||
Февраль |
1.Знакомимся с музыкальными инструментами. |
2 |
2.Народный календарь. | ||
Март |
|
2 |
2. Народный календарь. Встреча | ||
Апрель |
|
2 |
2. Народный календарь. Егорий | ||
Май |
|
2 |
| ||
В течение года |
Вокально-хоровые и музыкально-двигательные навыки. |
|
|
18 |
III. Содержание образовательной программы по темам
Учебный план занятий кружка
Сентябрь.
1-е занятие. Тема: Я познаю Родину.
Программные задачи. Знакомство с жизнью предков (использование иллюстраций, аудиозаписей); пониманием хоровода, как символа Солнца.
Осваивать танцевальные движения в плавном и быстром хороводе, разыгрывать в нем знакомую народную песню.
2-е занятие. Тема: Народный календарь. Осенины.
Программные задачи. Знакомство с народными обычаями и обрядами празднования в форме театрализованной игры. Разучивание хороводных, игровых песен.
Октябрь
1-е занятие. Тема: Народный календарь. Капустки.
Программные задачи. Знакомство с традициями празднования, особенностями народных праздников. Разучивание игровых и хороводных песен, шуточных прибауток.
2-е занятие. Тема: Народная песня.
Программные задачи. Знакомство с разнообразием жанров народной песни, особенностями ее бытования и исполнения. Слушание в аудиозаписи, разучивание и исполнение в хороводе.
Ноябрь.
1-е занятие. Тема: Народный календарь. Кузьминки.
Программные задачи. Знакомить с православным и народным содержанием праздника встречи зимы и проводов осени, рукодельниц и кузнецов.
Разучивание хороводных игр, связанных с рукоделием и кузнечным делом, поцелуйных игр. Разыгрывание возле чучела – Кузьки.
2-е занятие. Концертное выступление «Сибирские посиделки».
Декабрь.
1-е занятие. Тема: Народный календарь. Зима за морозы – мы за праздники.
Программные задачи. Знакомство детей с зимними праздниками – Катерина - санница и Наум –грамотник. Пояснение их содержания и традиций бытования. Разучивание хороводов зимней тематики.
2-е занятие. Тема: Народный календарь. Никола Зимний.
Программные задачи. Рассказ о святом, почитаемом в народе, традициях празднования. Разучивание новых хороводных игр и повторение знакомых (по желанию детей).
Январь.
1-е занятие. Тема: Народный календарь. Коляда.
Программные задачи. Знакомство с содержанием и традициями празднования, атрибутами и песнями – колядками. Разучивание песен – колядок, игровых хороводов с ряженьем.
2-е занятие. Тема: Зимние посиделки.
Программные задачи. Рассказать о посиделочных (вечорочных) играх, хороводах. Разучивание хороводных игр шуточной тематики.
Февраль.
1-е занятие. Тема: Знакомимся с народными музыкальными инструментами.
Программные задачи. Дать понятие о природном происхождении инструментов, бытовании их в народе. Разучивать и разыгрывать песни, в которых упоминаются музыкальные инструменты.
2-е занятие. Тема: Народный календарь. Масленица.
Программные задачи. Знакомство с содержанием и традициями празднования. Разучивать и разыгрывать плясовые хороводы.
Март.
1-е занятие. Концертное выступление «Ярмарка!»
2-е занятие. Тема: Народный календарь. Встречаем Весну.
Программные задачи. Знакомить с содержанием обрядового праздника, тематическим фольклором. Разучивание песен – закличек, хороводных игр.
Апрель.
1-е занятие. Тема: Весна пришла – игра пошла. Пасха.
Программные задачи. Рассказ о христианском празднике, народных обычаях его празднования. Разучивание весенних хороводов и игр.
2-е занятие. Тема: Народный календарь. Егорий вешний.
Программные задачи. Знакомство с христианскими и народными традициями празднования. Разучивание хороводных игровых песен о домашних животных.
Май.
1-е занятие. Тема: Народный календарь. Зеленые Святки.
Программные задачи. Рассказ о традициях празднования, отношении народа к березе. Разучивание и разыгрывание хороводов около березы, пение летних закличек о дожде и солнце.
2-е занятие. Концертное выступление «В хороводе были мы».
IV. Методическое обеспечение программы
1. Принципы построения программы
В основе построения
программы лежат такие
Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания. Программный репертуар представляет детский фольклор, наиболее близкий, понятный и доступный детям. Поскольку всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию – на исполнителя и на культурную традицию, – специфическим принципом построения программы избран принцип народного календаря. Освоение народных песен, игр и хороводов приурочено к его традициям и праздникам.
2. Методы и средства обучения
Как показывает практика, при изучении фольклора основополагающее значение имеют такие методы, как объяснение (словесный), показ. Освоение игровых песен в хороводе дает возможность широкого применения игрового метода.
При разучивании и исполнении песен рекомендуется знакомить детей с некоторыми особенностями их интонации (напр., распевы гласных), пояснять содержание, знакомить со значением непонятных для детей слов. Основным методом, сформированным в народной педагогике, здесь является подражание, передача мастерства «из рук в руки». Исходя из этого, рекомендуется разучивать песни изустно, «с голоса педагога». Музыкальный руководитель должен быть организатором действа, выступать заводилой. Воспитатель группы – активный помощник и исполнитель ролей, интегрирует накопленный материал в другие занятия и формы педагогического процесса (свободная и самостоятельная деятельность детей в группе).
Для достижения
цели общекультурного
При реализации программы необходимо использовать комплекс средств обучения и развития:
3. Творческая деятельность
Как художественная
педагогика музыкальный фольклор представляет
собой воспитание словом, музыкой, движением.
Это обусловлено
Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей.
Национальное
самосознание или этническая идентичность,
как осознание своей
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Особое место в воспитательном процессе отводилось формированию фольклорно-игрового опыта, способствующего процессу самоактуализации ребенка в стремлении к максимальному творчеству, к приобретению и раскрытию собственного социокультурного потенциала.
Однако в настоящее время лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности на песенно-игровой фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Актуальность рассматриваемого явления обусловила выбор темы нашего исследования «Песенно-игровые формы фольклора в практике работы с детьми дошкольного возраста».
В ходе исследования нами была выдвинута цель - разработать программу занятий с использованием песенно – игрового фольклора (народных хороводных игр) для детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования нами выбран процесс воспитания и музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами песенно-игрового фольклора, предметом дипломной работы является песенно-игровой фольклор как система воспитания и развития в условиях ДОУ.
Детский фольклор русского народа - это настоящее "дидактическое пособие" по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению через пение и игру. Особую роль в развитии ребенка занимает игровой фольклор, в котором отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Анализ
ресурсов детских игр, как
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Информация о работе Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка