Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности использования возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезе, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, выделить определения понятий «традиционная культура» и «фольклор», выявить функциональные особенности песенно-игрового фольклора.
2.Охарактеризовать роль песенно-игрового фольклора в системе народного детского воспитания.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕСЕННО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1. Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры 5
1.2. Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ 27
2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 27
2.2. Учебно-воспитательная программа художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Многие исследователи детского
фольклора отмечают, что календарно-обрядовая
поэзия взрослых к концу 19 в.
перешла в область детского
творчества. Так, одни и те же
игры в 1-й трети 19 в. считаются
взрослыми ( в описаниях Сахарова
И.П.), а ко 2-й половине 19 в. переходят
в детский репертуар (в
Игровые
хороводы, как и многие произведения
народного музыкального искусства,
создавались в течение
Произведения
взрослого фольклора, в том числе
и песенно-игрового, постепенно приобретали
содержание и форму, наиболее полно
соответствующие детской
В последние годы в педагогической науке появилась такая отрасль, как этнопедагогика, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике, ее предметом является педагогическая культура народа.
Педагогическая культура всегда питалась от народных корней. Знания народа по воспитанию в дописьменный период передавались от одного поколения к другому с помощью произведений устного народного творчества, которые являются «кладезью педагогической мудрости». В самой примитивной форме в этих произведениях получили отражение такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий задолго до обоснования их в педагогической науке.
В произведениях устного народного творчества содержится, по мнению Г.Н.Волкова, полный нравственный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, верности и справедливости, о любви к труду и презрении к лентяям и бездельникам, о ненависти к угнетателям, о бесстрашии перед врагами и силами природы, о любознательности, чутком отношении к старым и старшим и т.д. В «памятниках народной педагогики» уже сотни лет назад были определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. Они – свидетельства педагогической мудрости народных масс, высокой педагогической культуры народа. Народ (трудящиеся массы в классовом обществе) создавал свою систему воспитания, ее ведущие принципы.
Наиболее
эффективные средства воздействия
на личность ребенка выкристаллизовались
в результате тысячелетнего опыта
народной педагогики. Загадки, пословицы,
песни, сказки, игры, праздники дифференцированы
народом, связаны с формированием
определенных черт личности. Так, загадки
призваны содействовать умственному
воспитанию, пословицы и песни
– нравственному и
Народ не только определил функции отдельных жанров устного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания и самовоспитания.
Так, загадки и песни используются в детской среде, но узнают их дети от взрослых. Пословицами дети не пользуются, они сообщаются им пожилыми людьми в целях воспитательного влияния. Песни распространены среди молодежи, старики почти не поют. Волшебные сказки не популярны среди взрослых, но любимы детьми и подростками. Одно из комбинированных средств воздействия в тот или иной возрастной период имеет превалирующее значение. Не исключается их совместное и параллельное применение.
Игра является одним из основных факторов народного воспитания. Детский игровой фольклор с давних времен рассматривался народом как важнейший фактор роста, развития и формирования детей. Посредством игр (подвижных и ролевых) ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, готовящие к трудовой деятельности, ко взрослой жизни. Игра часто сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда как общее веселье.
Созданные под влиянием многовековой народной мудрости, игры детей не только отражают разные стороны жизни данного народа, но имеют большое значение в физическом, нравственном, трудовом и эстетическом аспектах воспитания.
В детских
играх - тесно связаны слово, мелодия
и действия. Детские ролевые игры
- явление художественно-
В играх проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность.
В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое пока происходит стихийно, без заранее поставленной цели. Цели возникают попутно, в соответствии с результатом и достижениями в игре. По играм можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. Игры, по мнению Г.Н.Волкова- первая школа для ребенка.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру. Ребенок испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется, сочувствует и т.п. Ребенок, утверждают психологи, живет более чувствами, а не разумом, окрашивает эмоционально все, с чем соприкасается. Это – важный фактор в развитии эстетического чувства. От интереса, чувства удовольствия, радости, сопровождающих игру, зависит оздоравливающее, гигиеническое значение игры, на что указывали педагоги и философы, начиная с Платона.
Игра, в том числе и народная, учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры, ее конечной целью. Все народные игры – с правилами. Т.о. игра воспитывает самоконтроль и является лучшей формой организации эмоционального поведения.
Народные игры как правило образны. Поэтому они увлекают детей дошкольного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен. В игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и переживает ребенок. Например, в игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям –убежать от него. Этот признак роднит народные игры с творческой детской игрой, где дети зачастую создают такой случай, событие, но там он быстро исчезает под наплывом новых впечатлений; в народных играх события принимают устойчивую форму.
Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит – наседка защищает, ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. По такому плану построены наиболее популярные народные игры – «У медведя во бору», «Гуси – лебеди» и др.
Структура народной игры очень проста. Она позволяет вовлекать играющих во взаимодействие. В ней есть единая цель и одноплановость действия, на которых сосредоточивается все внимание играющих. Вариации в игре относятся или к ее началу, или составляют ее конец. По-видимому, эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, которые отличают народные детские игры. Песня, слово, движение органически связаны в них (пример - игра «Коршун и наседка»).
Народные детские игры имеют игровой зачин, «игровую прелюдию» (по ВиноградовуГ.С.). Это считалки и жеребьевки, занимающие большое место в детском фольклоре. Они вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизацией детей, являясь не только традицией игры, но и глубоким и интересным педагогическим приемом.
Целая группа детских игр построена на движении – «Пятнашки», «Салки», «Колдуны» и др. В этих играх – ограниченное пространство, чтобы дети не устали, и игра проходила оживленно. По мнению исследователей, движение и связанное с ним мышечное чувство является для ребенка первичной школой мышления, а ситуация игры требует смекалки, сообразительности, быстрой спонтанной реакции, находчивости, следовательно развивает интеллектуально.
Существуют игры с припевками. Игровые песни, как указывает исследователь детского фольклора Г.С.Виноградов, выступают иногда как содержание игры, напр., в игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается припевкой. Текст либо ведет игру («У дядюшки Трифона семеро детей»), либо служит для отвлечения внимания ловящего («Горелки») и т.д.
В народной игре есть еще одна особенность, когда песня, как наиболее развитый вид русского народного творчества, тесно связывается с игрой. Песня появляется в младенческих играх, но в них еще трудно различить, где начинается игра, где кончается песня. Постепенно песня переходит в подвижные игры, украшая их ритмом в припевках, считалках и т.п.
На основе песни построены хороводные игры и другие народные игры, которые можно было бы назвать песнями в действии. Рассмотрим их особенности подробнее.
Хороводные
игры занимают особое место в познании
традиционной культуры, они доступны
каждому ребенку благодаря
Народные песни, отобранные для детей, напевны и звучны. Как правило, они легко поются и без муз. сопровождения, с голоса. Ограниченный диапазон песенного материала, замечает Науменко Г.М., больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств детского голоса, его тембра. Сам характер народной песни способствует выработке легкого звука, ровного красивого интонирования. Народные игры с пением способствуют воспитанию чувства ритма и четкого его ощущения в простой форме – стройном хождении по кругу, в исполнении танцевальных и игровых движений.
Сопровождение
пения движением в хоровом
коллективе способствует развитию вокально-хоровых
навыков – дети уверенно интонируют,
у них укрепляется дыхание, улучшается
дикция, воспитывается чувство
Наряду с музыкальными достоинствами в народной песне существуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. В песне сказывается широта русской натуры, ее размах, мягкость и задушевность.
Народные игры с пением представляют детям возможность проявить себя не только певцами, но и актерами, воплощающими художественный образ в драматическом действии игры. Стремление к игре, к актерству присуще детям, некоторые ученые называют это «драматическим инстинктом». Каптерев П.Ф., русский педагог и психолог замечал, что ребенок, входя в игру, входит в те положения, в характеры действующих лиц, которые изображаются. В драматической игре ребенок переживает весьма сложные и разнообразные душевные состояния. Драматические детские игры, полагал он, имеют непосредственное значение для пробуждения и развития эстетического чувства детей.29
Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Голосовое звучание, выразительное интонирование и движение – эффективное средство регуляции и развития эмоциональной сферы ребенка. Испокон веков наши предки вырабатывали определенные средства психорегуляции с помощью практического музицирования. Песня, игровое действо позволяли выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения люди умели воздействовать на собственный организм, «налаживать» его, возвращать утраченное здоровье.
В народных играх, замечает Усова А.П., отсутствуют дидактические задачи, нарочитая «педагогичность», они оказывают опосредованное влияние на воспитание и развитие личности через развитие индивидуальной игровой культуры.
Информация о работе Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка