Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности использования возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезе, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, выделить определения понятий «традиционная культура» и «фольклор», выявить функциональные особенности песенно-игрового фольклора.
2.Охарактеризовать роль песенно-игрового фольклора в системе народного детского воспитания.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕСЕННО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1. Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры 5
1.2. Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ 27
2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 27
2.2. Учебно-воспитательная программа художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Итак, анализ
ресурсов народных детских игр, как
психологических явлений, приводит
к выводу об их значимости в решении
сложных психолого-
При правильной постановке
Исходя из содержания предыдущего параграфа можно сказать, что детский сад должен быть домом радости для детей и педагогов. Такую радость, эмоциональный и творческий подъем несет дошкольникам воспитание на народных традициях, которое является неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта.
Анализ современных исследований и практик дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально – историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства. Как известно, народное искусство соединяет в себе 3 компонента - слово, музыку и движение, которые образуют гармонический синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия и позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Народное искусство становится той базовой основой, на которой происходит развитие личности, и все его элементы должны стать частью быта детского сада.
Подтверждением интереса к внедрению народного искусства в практику дошкольного воспитания могут служить обучающие программы таких авторов, как Комарова Т.С., Л.В.Кулакова, С.И.Мерзлякова, Е.Г.Воронина, методики по различным направлениям: А.Н.Зимина – русские народные игры с пением, Л.И.Мельникова – земледельческие и календарные песни, А.Н.Рытов – обучение игре на народных музыкальных инструментах. Тем не менее остается актуальным вопрос организации учебных процессов в ДОУ, вопрос выбора методов, приемов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства - поэтического, музыкального, танцевального, декоративно - прикладного, а также подбор фольклорного материала.
При составлении программы, основанной на песенно-игровом фольклоре, необходимо учитывать 4 основные компонента формирования основ фольклора в музыкальной деятельности детей:
- эмоциональный, обусловленный спецификой фольклорного искусства: его яркостью, эмоциональной заразительностью, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи;
- познавательный, связанный с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию детей дошкольного возраста, с развитием на основе получаемой информации познавательной активности детей, личностных предпочтений, связанных с восприятием тех или иных музыкальных произведений;
- деятельностный, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие –слушание, пение, музыкально – ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет свое самостоятельное значение, свою самоценность;
- социально-личностный, предполагающий развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, игры, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовывать в процессе музыкальной деятельности на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
В соответствии с возрастными
психолого-педагогическими
Структура программы состоит из пояснительной записки, планирования образовательного процесса, содержательной и методической частей.
I.Пояснительная записка
1. Направленность программы
Программа фольклорного кружка «Игорки» представляет дополнительный, информационно – художественный образовательный курс общекультурной направленности. Программа призвана познакомить детей с русским песенно - игровым фольклором, с народным календарем, традициями народного быта. Фольклорные произведения изучаются в ней как эстетическое преображение реальности, как культурные явления и как результат человеческого творчества: репертуар, включающий игры, хороводы, песни и поэтические формы народного творчества, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, в том числе участие в народных праздниках и фольклорных концертах. Программа предполагает и освоение сибирского песенно – игрового фольклора.
2. Особенности
песенно – игрового фольклора
в области музыкального и
общего развития детей,
Освоение песенно-игрового фольклора является одной из форм приобщения к традициям отечественной музыкальной культуры, к народному искусству. Главное место в фольклоре принадлежит песне. В ней отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. Через игровые и плясовые песни, исполняющиеся в хоре, группе или сольно, дети овладевают игровыми, танцевальными (пластическими) и певческими (интонационными) навыками, учатся согласовывать речь и движения, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Отражение в движении содержания и характера музыкального образа способствует развитию у ребенка дошкольного возраста воображения, активизирует его творческие проявления. Активная деятельность, фольклорно-игровой опыт способствуют процессу самоактуализации ребенка в стремлении к творчеству, к приобретению и раскрытию социокультурного потенциала. Фольклор раскрывается детям особо эмоционально и увлекательно, тем самым развивая их эмоционально-чувственную сферу и формируя опыт ценностных ориентаций.
С помощью песенно - игрового фольклора, как части традиционной культуры, можно и нужно приобщать дошкольников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народных игр с пением, с игровыми припевами приобретает особую актуальность.
Фольклор как художественная
форма отражения нравственно-
3. Цель и задачи программы
Целью программы является приобщение старших дошкольников к традиционной культуре через освоение песенно - игрового фольклора, способствующего развитию музыкальных и творческих способностей, качеств личности.
Задачи программы:
обучающие -
- через
освоение доступного
- расширять знания и представления детей о народной культуре и
традициях народа: познакомить с народным календарем, народной
обрядностью и народным миропониманием;
провести совместный досуг, концертное выступление.
развивающие -
- развивать двигательные качества и умения: пластическую
выразительность, координацию
опыт.
-
развивать творческое
помощью движений, жестов, мимики создавать выразительный
образ в игре;
-
развивать психические
память, мышление.
воспитательные -
- воспитывать
умение действовать в
развитию нравственно-
-
содействовать накоплению
эмоциональных переживаний,
4. Отличительные особенности и новизна программы
Отличительными
особенностями настоящей
- Программа
содержит расширенный курс
знакомства с произведениями
фольклора на основе народного
календаря, включает
- Содержание программы
базируется на 3-х видах деятельности:
художественно – речевой,
- Музыкально-фольклорные
знания и умения
Новизна программы состоит в том, что в ней изучение народных хороводных игр осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря. Такой подход вводит детей в мир фольклора как особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о русском фольклоре, народном миропонимании, этических и эстетических ценностях.
5. Возраст обучающихся, сроки реализации, режим занятий
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность занятий – 30 мин. Общее количество занятий в течение учебного года -18.
6. Формы занятий
В организации
образовательного процесса основополагающее
значение имеет форма фронтального
занятия, в котором информационно-
Специфика фольклорного материала, метода фольклорного творчества и его связь с культурной традицией дает возможность проведения занятий в игровой форме – в виде обрядовых действ, посиделок и др. Каждое занятие – маленький праздник для детей. Последнее занятие в конце каждого квартала можно проводить в форме фольклорного праздника как концертное выступление в масштабах детского сада (для детей других групп). Фольклорные концертные выступления, участие совместно со взрослыми в народных праздниках, где в совокупности представлены разные жанры народного песенно-игрового творчества – это результат, вершина творческих достижений. Именно там дети смогут применить и показать все свое умение: навыки хорового и ансамблевого пения, исполнения игровых действий, танцевальных движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Для оптимизации
усвоения учебного материала
и большей наглядности на
7. Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны:
Информация о работе Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка