Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности использования возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.
Согласно цели исследования и выдвинутой гипотезе, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники, выделить определения понятий «традиционная культура» и «фольклор», выявить функциональные особенности песенно-игрового фольклора.
2.Охарактеризовать роль песенно-игрового фольклора в системе народного детского воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПЕСЕННО-ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 5
1.1. Песенно-игровой фольклор как часть традиционной культуры 5
1.2. Песенно-игровой фольклор как система детского воспитания 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ 27
2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 27
2.2. Учебно-воспитательная программа художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

курс_использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка.docx

— 87.78 Кб (Скачать файл)

Итак, анализ ресурсов народных детских игр, как  психологических явлений, приводит к выводу об их значимости в решении  сложных психолого-педагогических задач, стоящих перед современной  образовательной практикой. Специфика  народной игры – коллективный характер, наличие обязательных для  игроков  норм и правил взаимоотношений и  поведения, добровольность и равноправие  при распределении ролей, простота и доступность содержания и оснащения, -позволяет педагогу достаточно быстро включать в нее детей, варьировать  условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять  действиями и поведением играющих.

          При правильной постановке руководства  детскими играми, в том числе  и народными, они, по мнению  Й.Хейзинга, окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К  НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ ПЕСЕННО-ИГРОВЫЕ  ФОРМЫ

2.1. Художественного развитие детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества

 

Исходя из содержания предыдущего параграфа  можно сказать, что детский сад должен быть домом радости для детей и педагогов. Такую радость, эмоциональный и творческий подъем несет дошкольникам воспитание на народных традициях, которое является неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта.

Анализ современных  исследований и практик дошкольного  образования показывает возрастание  интереса к широкому использованию  народной культуры в приобщении детей  к социально – историческому  опыту, обновлению содержания педагогического  процесса на основе постижения народного  искусства. Как известно, народное искусство  соединяет в себе 3 компонента - слово, музыку и движение, которые образуют гармонический  синтез, достигающий  большой силы эмоционального воздействия  и позволяющий комплексно подойти  к проблеме освоения детьми различных  видов искусств. Народное искусство  становится той базовой основой, на которой происходит развитие личности, и все его элементы должны стать  частью быта детского сада.

Подтверждением  интереса к внедрению народного  искусства в практику дошкольного  воспитания могут служить обучающие  программы таких авторов, как  Комарова Т.С., Л.В.Кулакова, С.И.Мерзлякова, Е.Г.Воронина, методики по различным направлениям: А.Н.Зимина – русские народные игры с пением, Л.И.Мельникова – земледельческие и календарные песни, А.Н.Рытов – обучение игре на народных музыкальных инструментах. Тем не менее остается актуальным вопрос организации учебных процессов в ДОУ, вопрос выбора методов, приемов и средств знакомства детей с различными видами народного искусства - поэтического, музыкального, танцевального, декоративно - прикладного, а также подбор фольклорного материала.

При составлении программы, основанной  на песенно-игровом фольклоре, необходимо учитывать 4 основные компонента формирования основ фольклора в музыкальной деятельности детей:

- эмоциональный, обусловленный спецификой фольклорного искусства: его яркостью, эмоциональной заразительностью, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи;

-   познавательный, связанный с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию детей дошкольного возраста, с развитием на основе получаемой информации познавательной активности детей, личностных предпочтений, связанных с восприятием тех или иных музыкальных произведений;

-  деятельностный, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной  деятельности (восприятие –слушание, пение, музыкально – ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет свое самостоятельное  значение, свою самоценность;

-  социально-личностный, предполагающий развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, игры, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовывать в процессе музыкальной деятельности на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду  и семье.

В соответствии с возрастными  психолого-педагогическими особенностями  старших дошкольников этой программой предусмотрена многоплановая творческая деятельность детей, организуемая педагогами - музыкальным руководителем и  воспитателем группы, предоставлена  возможность для самоутверждения  и самовыражения в разных формах деятельности кружка. Исходными  позициями  в  общении  с  детьми  всегда  остаются  игра  и  движение - важнейшие  компоненты  их  жизнедеятельности,  их  существования.

Структура программы состоит  из пояснительной записки,  планирования образовательного процесса, содержательной и методической частей.

2.2. Учебно-воспитательная  программа  художественного развития детей 5-7 лет на основе народного песенно-игрового творчества

I.Пояснительная записка

1. Направленность программы

Программа фольклорного кружка «Игорки» представляет дополнительный, информационно – художественный  образовательный курс общекультурной направленности. Программа призвана  познакомить детей с русским песенно - игровым фольклором, с народным календарем, традициями народного быта. Фольклорные произведения изучаются в ней как эстетическое преображение реальности, как культурные явления и как результат человеческого творчества: репертуар, включающий игры, хороводы, песни и поэтические формы народного творчества, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, в том числе участие в народных  праздниках и фольклорных концертах.  Программа предполагает и освоение сибирского песенно – игрового фольклора.

2. Особенности  песенно – игрового фольклора  в  области музыкального и  общего развития детей, актуальность  и педагогическая целесообразность  его освоения

Освоение  песенно-игрового фольклора  является одной из форм приобщения к традициям отечественной  музыкальной культуры, к народному  искусству. Главное место в фольклоре  принадлежит песне. В ней отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. Через игровые и плясовые песни, исполняющиеся в хоре, группе или сольно, дети овладевают игровыми, танцевальными (пластическими) и певческими (интонационными) навыками, учатся согласовывать речь и движения, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Отражение в движении содержания и характера музыкального образа способствует развитию у ребенка дошкольного возраста воображения, активизирует его творческие проявления. Активная деятельность, фольклорно-игровой опыт способствуют процессу самоактуализации ребенка в стремлении к творчеству, к приобретению и раскрытию социокультурного потенциала. Фольклор раскрывается детям особо эмоционально и увлекательно, тем самым развивая их эмоционально-чувственную сферу и формируя опыт ценностных ориентаций.

С помощью песенно - игрового фольклора, как части традиционной культуры, можно и нужно приобщать  дошкольников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок  получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народных игр с  пением, с игровыми припевами  приобретает  особую актуальность.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался  и используется в народной педагогике. Народные песни и игры, а также  пословицы, загадки, считалки и пр. составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в детском саду знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

3. Цель и задачи программы

Целью программы является приобщение старших дошкольников к традиционной культуре через освоение песенно - игрового фольклора, способствующего развитию музыкальных и творческих способностей, качеств личности.

Задачи  программы:

обучающие -

-  через  освоение доступного репертуара  познакомить детей с   разнообразием  и особенностями произведений  русского  фольклора, вызвать  интерес к нему;

-  расширять  знания и представления детей  о народной культуре и  

традициях народа: познакомить с народным календарем, народной

           обрядностью и  народным  миропониманием;

  • приобщить к народным хороводным играм, формировать умения

провести  совместный досуг, концертное выступление.

развивающие -

    • развивать музыкальность: певческие способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память;

           -   развивать двигательные  качества и умения: пластическую 

               выразительность, координацию движений, обогащать двигательный 

               опыт.

    -   развивать  творческое художественное  воображение, умение с

        помощью движений, жестов, мимики  создавать выразительный 

        образ в игре;

-      развивать психические процессы  – восприятие, внимание, волю,

       память, мышление.

      воспитательные -

    • воспитывать чувство патриотизма, осознания принадлежности к родному народу, его истории и культуре;
    • формировать музыкальную и игровую культуру растущей личности и социально значимое отношение к общечеловеческим ценностям;

-    воспитывать  умение действовать в коллективе, способствовать 

     развитию нравственно- коммуникативных  навыков личности;

    -   содействовать накоплению эстетического  опыта, опыта 

        эмоциональных переживаний, чувств, настроений.

 

4. Отличительные особенности и  новизна программы

Отличительными  особенностями настоящей программы  от аналогичных по профилю являются следующие:

-     Программа  содержит  расширенный  курс  знакомства с произведениями  фольклора на основе народного  календаря, включает региональный  компонент - образцы песенно-игрового  фольклора, опубликованные в «Хрестоматии  сибирской русской народной песни.  Детский народный календарь» (сост. В.И.Байтуганов, Т.Ю. Мартынова).

- Содержание программы  базируется на 3-х видах деятельности: художественно – речевой, музыкальной  (пение, хороводные танцы и  игры), культурно – просветительской (концертные выступления для детей  детского сада и родителей).

   - Музыкально-фольклорные  знания и умения систематизируют  в программе информацию и практику  с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной  психологии детей.

Новизна программы состоит в том, что в ней изучение народных  хороводных игр осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря. Такой подход вводит детей в мир фольклора как особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о русском фольклоре, народном миропонимании, этических и эстетических ценностях.

5. Возраст  обучающихся, сроки реализации, режим  занятий

Программа предназначена  для обучения детей  старшего дошкольного  возраста (5-7 лет) и рассчитана на 1 год  обучения.  Занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность занятий – 30 мин.  Общее количество занятий  в течение учебного года  -18.

6. Формы  занятий

В организации  образовательного процесса основополагающее значение имеет форма фронтального занятия, в котором информационно-познавательная часть (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном  празднике, сведения о традициях, обычаях  и др.) «вплетается» в практическую   (разучивание и исполнение песен, проведение игр-хороводов и др.). Кроме того, на занятиях рекомендуется  проводить народные игры с припевами  и приговорами, использовать загадки, пословицы и поговорки по теме, элементы театрализации. Включение  такого материала обогатит представления  дошкольников об атмосфере того или  иного «календарного события» и  будет способствовать формированию «фольклорного» кругозора. 

Специфика фольклорного материала, метода фольклорного творчества и его  связь с культурной традицией  дает возможность проведения занятий  в игровой форме – в виде обрядовых действ, посиделок и  др. Каждое занятие – маленький  праздник для детей. Последнее занятие  в конце каждого квартала можно  проводить в форме фольклорного праздника как концертное выступление  в масштабах детского сада (для  детей других групп). Фольклорные  концертные выступления, участие совместно  со взрослыми в  народных праздниках, где в совокупности представлены разные жанры народного песенно-игрового творчества – это результат, вершина творческих достижений. Именно там дети смогут применить и показать все свое умение: навыки хорового и ансамблевого пения, исполнения игровых действий, танцевальных движений, игры на детских музыкальных инструментах.

 Для оптимизации  усвоения учебного материала  и большей наглядности на занятиях  необходимо использовать такие  формы передачи знаний и овладения  практическими навыками, как показ  (в пении и движении) «из уст  в уста», «из рук в руки»,  а также целенаправленное прослушивание  народной музыки и песен, организация  встреч с исполнителями народных  песен Центра народной культуры.

7. Ожидаемые  результаты

К концу учебного года  дети должны:

  • иметь представления о традициях и обычаях народа; о содержании народного календаря, народных праздниках.
  • знать   народные игры, хороводные и игровые песни, различные заклички, колядки.
  • уметь выразительно петь простейшие песни «а капелла» (напр., веснянки, колядки) сольно, в ансамбле и в хоре в сопровождении движения,  проводить или быть участником народных хороводных игр, уметь инсценировать их содержание.

Информация о работе Использование возможностей народной музыкальной игры в развитии ребенка