Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:13, доклад
В работе приведены примеры игр и заданий на воображение в работе с детьми с ОНР
Мордовский республиканский институт образования
Сообщение
для слушателей КПК учителей- логопедов
ДОУ – школ
(с 20 апреля по 13 мая 2009г.)
На тему: «Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР»
Саранск, 2009г.
Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно- ролевой игры и развитием знаково- символической функции сознания. Ребенок научается замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образцы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям:
Во- первых , по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.
Во- вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.
В- третьих, развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и сам участвует в процессе.
В- четвертых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Первоначально воображение ребенка целиком зависит и опирается на внешние средства, оно неотделимо от реальных действий. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает, происходит интериоризация. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности дошкольника, и в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра.
Оборудование: таблицы с изображением, включающим элементы разных букв.
Цели: развитие зрительного восприятия, актуализация образов памяти.
Оборудование: четыре картинки с изображением элементов рисунка.
Цели: развитие целостного восприятия, активизация образов памяти.
Оборудование: листы нелинованной бумаги и цветные карандаши.
Цели: активизация прошлого опыта детей, пробуждение интересов, эмоций.
Оборудование; опорные знаки (схематические изображения)
Цели: развитие наглядно- образного мышления, умения устанавливать причинно- следственные зависимости, логично высказываться.
Оборудование: текст рассказа или сказки.
Цели: активизация образных представлений, обогащение словарного запаса, развитие образного и словесно- логического мышления, стимуляция фантазии.
Цели: развитие воображения и речи ребенка.
Задание: подобрать как можно больше определений к данному слову.
Цель: развивать воображение.
Задание: изобразить человека с открытым зонтом в сильный ветер.
Цель: развитие воображения и речи.
Задание: продолжить предложения.
Цель: развитие воображения и мышления.
Задание: составить загадку, например о зонтике. Для подсказки все признаки записать в 2 столбика:
На что похоже?
Цель: развитие воображения, фантазии, мышления.
Задание: перечислить все случаи употребления данного предмета.
Цель: развитие воображения и речи.
Задание: за 3 минуты придумать рассказ о чем- либо.
Цель: развитие воображения и зрительного восприятия.
Цель: развитие воображения и речи.
Цель: развивать воображение, фантазию, мышление, речь.
Задание: придумать предложение, используя названия предметов, изображенных на 2 карточках детского лото.
Цель : развитие воображения, активизация образов памяти.
Цель : развивать воображение.
Задание: изобразить какой- либо предмет жестами, мимикой, звуками.
Цель : развивать воображение, мышление.
Задание: рассказать, что хорошо, а что плохо в деревянной ложке.
ЛИТЕРАТУРА:
М.: Просвещение, 1991. .
6) “ Развитие речи и
7)”Развивающие игры для
8)” Развитие познавательных
способностей детей”. Популярное
пособие для родителей и