Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:13, доклад

Описание работы

В работе приведены примеры игр и заданий на воображение в работе с детьми с ОНР

Файлы: 1 файл

Воображение.doc

— 30.50 Кб (Скачать файл)

Мордовский республиканский институт образования

 

 

 

Сообщение

для слушателей КПК учителей- логопедов

ДОУ – школ

(с 20 апреля по 13 мая 2009г.)

На тему: «Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР»

 

 

 

                                                       Подготовила: Беляева Н. А.

                                           Учитель – логопед МДОУ  № 104

                                   Научный руководитель: Дмуховская Н.И.

                                               

  Саранск, 2009г.

  • Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.                                                               

Начальные формы воображения впервые появляются  в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно- ролевой игры и развитием знаково- символической функции сознания. Ребенок научается замещать реальные предметы и ситуации  воображаемыми, строить новые образцы из имеющихся представлений.  Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям:

 Во- первых , по линии расширения круга  замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

Во- вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

В- третьих, развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и сам участвует в процессе.

В- четвертых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Первоначально воображение ребенка целиком зависит и опирается  на внешние средства, оно неотделимо от реальных действий. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает, происходит интериоризация.  На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности дошкольника, и в особенности  рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра.

 

 

 

  • Педагог должен в своей практической работе находить и совершенствовать приемы, обогащающие, развивающие, активизирующие воображение детей. Важно всегда помнить о том, что воображение тесно связано с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Причем эта связь взаимообусловленная. С одной стороны,  воображение зависит от качества сформированности  восприятия, памяти, мышления, речи, с другой  - оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий. Для того чтобы ребенку понять предложенную ему задачу, ситуацию, он должен прежде всего ее представить, вообразить.  Если это текст, то за словесным описанием надо « увидеть» образ; если это рисунок, картина, чертеж, схема; то надо понять  внутреннюю, содержательную роль каждого элемента изображения. Ребенок должен уметь достраивать, перекомбинировать  предложенный ему материал и создавать новые образцы- решения. Обучая приемам воображения , мы совершенствуем все психические процессы. Важно  определить , когда, в какой момент включить эту работу в процесс коррекционно- развивающих занятий.  Нельзя ее превратить в формальную тренировку. Она должна наполнять всю жизнь ребенка, но вместе с тем носить непринужденный  характер, возникая как бы  неожиданно, в связи с той или иной ситуацией. Важнейшее условие для развития всех психических процессов -  это обогащение представлений  детей и пробуждение интереса к окружающему. Педагоги, хорошо зная возможности и индивидуальные особенности  каждого ребенка, сами определяют, какими приемами целесообразно  осуществлять коррекционное воздействие. В одних случаях это будет фронтальная работа на занятии с учетом изучаемой темы; в других случаях потребуются индивидуальные занятия с детьми.

 

  • Вот некоторые примеры игр и заданий для развития воображения:

 

 

 

  1. «Зашумленные буквы»

Оборудование: таблицы с изображением,  включающим  элементы разных букв.

Цели: развитие зрительного восприятия, актуализация образов памяти.

  1. « Узнай, что хотел нарисовать художник»

Оборудование:  четыре картинки с изображением элементов рисунка.

Цели: развитие целостного восприятия, активизация образов памяти.

  1. «Волшебное  дерево»

Оборудование: листы нелинованной бумаги и цветные карандаши.

Цели: активизация прошлого опыта детей, пробуждение интересов, эмоций.

  1. «Сочини историю» рассказ, сказку.

Оборудование;  опорные знаки (схематические изображения)

Цели:  развитие наглядно- образного мышления, умения устанавливать причинно- следственные зависимости, логично высказываться.

  1. «Нарисуй  словами»

Оборудование: текст рассказа или сказки.

Цели:  активизация образных представлений, обогащение словарного запаса,  развитие образного и словесно- логического мышления, стимуляция фантазии.

  1. «Укрась слово»

Цели: развитие  воображения и  речи ребенка.

Задание: подобрать как можно больше определений к данному слову.

  1. «Представь, будто…»

Цель: развивать воображение.

Задание: изобразить человека с открытым зонтом в сильный ветер.

  1. «Продолжи предложение»

Цель: развитие воображения и речи.

Задание: продолжить предложения.

    1. Из всех игр я больше всего…
    2. Мои любимые телевизионные передачи…
  1. «Составь загадку»

Цель: развитие воображения и мышления.

Задание:  составить загадку, например о зонтике. Для подсказки все признаки записать  в 2 столбика:

На что похоже?                               Чем отличается?

    1. На гриб,                                      но несъедобный;
    2. На волчок,                                  но не крутится;
    3. На колокольчик,                       но от дождя укроет.
  1. « Использование предметов»

Цель: развитие воображения, фантазии, мышления.

Задание: перечислить все случаи употребления данного предмета.

  1. «Придумай рассказ»

Цель: развитие воображения и речи.

Задание: за 3 минуты придумать рассказ о чем- либо.

  1. «Волшебные кляксы»

Цель: развитие воображения и зрительного восприятия.

  1. «Бывает – не бывает»

Цель: развитие воображения и речи.

  1. «Составь предложение»

Цель: развивать воображение, фантазию, мышление, речь.

Задание: придумать предложение, используя  названия предметов, изображенных на 2 карточках детского лото.

  1. «На что похоже?»

Цель : развитие воображения, активизация образов памяти.

  1. «Угадай, кто  я?»

Цель : развивать воображение.

Задание: изобразить какой- либо предмет жестами, мимикой, звуками.

  1. « Хорошо или плохо»

Цель : развивать  воображение, мышление.

Задание:  рассказать, что хорошо, а что плохо в деревянной ложке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

    1. Л. Ф. Тихомирова “Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников”  Ярославль. Академия  Холдинг, 2000г.
    2. Журнал “ Дефектология” №2, 1999г.
    3. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, М.И. Цеханская   “Игры и упражнения  по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста” М. Просвещение, 1989г.
    4. “Чего на свете не бывает?”  под редакцией О.М. Дьяченко, Е.А. Агаевой,  М. Просвещение,  1991г.
    5. “Дидактические игры в детском саду”  Бондаренко А. К.

М.: Просвещение, 1991.  .

6) “ Развитие речи и познавательных  способностей дошкольников 6-7 лет”    Карпова С. Мамаева В.В. - СПб.: Речь, 2007.  .

7)”Развивающие игры для дошкольников”   Шевелев К.В.  М.: Издательство  Института Психотерапии, 2001.

8)” Развитие познавательных  способностей детей”.  Популярное  пособие для родителей и педагогов.   Тихомирова Л.Ф.  - Ярославль: Академия развития, 1997. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


Информация о работе Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР