Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 18:27, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях детского дошкольного учреждения.
Объект - дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Практическое исследование социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.
3. Анализ социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложения……………………………………………………
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в обществе. Проблема воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние [12, с.10-13]. Таким семьям необходима комплексная психологическая помощь. Современные дошкольные образовательные учреждения остро нуждаются в разработке программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, а также в развитии системы социально-психологической помощи таким детям их родителям.
Коррекционная работа в условиях дошкольного образовательного учреждения для таких семей очень значима. Она предусматривает большую просветительскую деятельность, направленную на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, на формирование социально развитой личности. Совместная работа администрации детского учреждения, воспитателей, педагога-психолога, родителей дает возможность воспитать личность, соответствующую требованиям современного общества [12, С.10-13]. В детском саду для детей с нарушением зрения уже необходима коррекционная программа, которую использует социально-психологическая служба для воспитанников и их родителей, роль которой незаменима в комплексной работе со всеми участниками образовательного процесса. Социально-психологическая служба детского образовательного учреждения, использующую такую программу, является связующим звеном между дошкольниками, их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьей, образовательной организацией и в некоторой степени и государством. Коррекционная работа начинается с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Проблемы коррекции детей с детьми, имеющими нарушение зрения неотделимы от вопросов практики социальной и социально-психологической адаптации. Процесс адаптации ребенка, имеющего зрительную патологию, в обществе - это, прежде всего процесс его социально-психологической реабилитации. В теории и практики социальной реабилитации сформулирован принцип, который рассматривает реабилитацию, как реабилитацию личности и ее дальнейшую социализацию. Социально-психологическая реабилитация рассматривается, как восстановление психических функций, процессов целостного адекватного поведения личности, имеющей врожденную патологию и осуществляемую психологическими средствами и методами.
В связи с этим актуальное значение приобретает разработка соответствующей программы, адаптированной к социальному окружению ребенка в условиях дошкольного образовательного окружения, приобретение опыта общения в социальном пространстве детского сада. В дошкольный период развития детской психики общение выступает как ведущий фактор, обуславливающий накопление и усвоение новых знаний, навыков и умений, так как все новообразования психики этого периода формируются в процессе ведущей деятельности, которая является мотивационно-смысловым видом, проходящим по схеме: ребенок - общение – взрослый.
Таким образом, отсутствие четкой программы развития ребенка с нарушением зрения, дающей представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняют овладение такими детьми с навыки коммуникативной деятельности.
В этой связи актуальной проблемой современной тифлопсихологии и тифлопедагогики является развитие навыков общения у детей с нарушением зрения. Учитывая, что зрительный дефект обедняет способность детей к подражанию, то в связи с этим перед педагогом стоит серьезная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на доступном дошкольникам уровне. Таким образом мы выходим на то что воспитатели и психологи детского сада должны владеть базовыми навыками коррекционной работы с детьми ,имеющими нарушения зрения , а так же уметь разрабатывать такие программы.
Целью дипломной работы является разработка программы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях детского дошкольного учреждения.
Объект - дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Практическое исследование социально-психологических особенностей детей с нарушением зрения.
3. Анализ социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.
4. Разработка проекта коррекционно-развивающей программы социально-психологической работы с детьми с нарушением зрения.
Предметом исследования является коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрения.
Для проведения исследования и создания проекта программы коррекционной работы были использованы следующие методики: работа с документами, анкетирование, кейс-метод , а так же тестирование психологом при ДОУ.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты работы с детьми с нарушением зрения
Работа педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения невозможна без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка дошкольного возраста.
Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности.
Такие периоды называют сенситивными. Учет вышеперечисленных теоретических обоснований является главным критерием возрастной периодизации в отечественной психологии [7.с 45].
Младенческий возраст (0 – 1 года); Ранний детский возраст (1 – 3 года); Дошкольный возраст (3 – 7 лет). (Как мы видим на слайде) В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет.
Предшествует ему период младенчества (от 0 до 1 – го года) и ранний возраст (от 1-го года до 3-х лет). Мы не станем затрагивать период младенчества (от 0 до 1 года), я думаю, причина этому ясна, это связано с тем, что дети данного возраста не посещают детский сад.
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети младшего возраста от 1,5 до 2,5 лет, коснемся особенностей их развития. Рассмотрим возрастные особенности детей раннего возраста.
От 1 года до 3-х лет Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления. В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.
Для успешного развития речи ребенка необходимо стимулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях.
С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого. Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер.
Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету), при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.
Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте - это метод проб и ошибок. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету.
Который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.
К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством.
Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С. Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие [12, с.64-65].
Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.
Если вспомнить признаки революции можно отметить, что одни не хотят жить по-старому, а другие не могут принять происходящие изменения. Очень большая роль в данный период отводится взрослому, т. к. во многом от него зависят успехи развития ребенка.
Именно взрослый определяет характер взаимодействия, руководит актом коммуникации, стимулирует понимание друг друга. И от того, как он реагирует на формирование «самости» зависит формирование самосознания ребенка.
Реакции на «Я сам» бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.
Следующий период, на котором мы остановимся – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет.
В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.
Рассмотрим особенности развития детей 3-4-х лет. В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.
На основе наглядно-действенного мышления к 4 - м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета.
Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.
Память носит непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.
Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Способ познания – экспериментирование, конструирование.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. Психическое развитие детей 4-5 лет характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.
Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?». Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.
Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.
Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.
Активно развивается фантазирование. Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.
Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку.
Игровые объединения становятся более устойчивыми. В пяти, шестилетнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.
Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника. Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.
Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование. Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности [17, с.66-67].
Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Рассмотрим возрастные особенности детей 6-7 лет. Итак, к концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение. Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов.
Информация о работе Разработка программы коррекционной работы с детьми