Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:54, дипломная работа
Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами, в различных областях общественной жизни, существенными обновлениями всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.
Число трудновоспитуемых выпускников профессиональных училищ возросло. Профессиональные училища у нас давно превратились в интернаты для «трудновоспитуемых учащихся», а точнее для подростков «группы риска». Трудных подростков у нас действительно не убывает, не только в профессиональном училище, а в стране в целом.
Введение
Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами, в различных областях общественной жизни, существенными обновлениями всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.
Число трудновоспитуемых выпускников профессиональных училищ возросло. Профессиональные училища у нас давно превратились в интернаты для «трудновоспитуемых учащихся», а точнее для подростков «группы риска». Трудных подростков у нас действительно не убывает, не только в профессиональном училище, а в стране в целом.
Исходя из, выше перечисленного необходимо отметить, что социальная работа с подростками, имеющимиотклонения в поведении, приобретает особую остроту и актуальность.
Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей, ценностей, мотивов, эффективности средств и методов социальной работы с детьми группы риска. К данной проблеме исследования обращались такие авторы как Павленок П.Д., Холостова Е.И, Яковлева Н.Ф.
Нарушение учебно-профессиональной деятельности играет негативную роль в формировании личности, поэтому необходимо отметить, что учебная деятельность становится ведущей в течение достаточно длительного периода, и она не дана изначально, а должна быть сформирована, опираясь на новообразования, которые возникают внутри этой деятельности. Несформированность компонентов учебной деятельности порождает и специфическое отношение к подростку в семье, как реакция родителей на неудачу в учебе, и во взаимоотношениях с преподавателем. Учебная мотивация - достаточно весомое и значимое направление в структуре психологического сопровождения учебного процесса, но это не должно быть самодостаточной и независимой работы социального педагога, а это лишь звено систему совместной работы всех участников образовательного процесса.
Не разработанность проблемы профилактике нарушений в учебно-профессиональной деятельности подростков «группы риска», обучающихся в профессиональном училище, обусловила выбор темы нашего исследования: «Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска»
Цель исследования: выявить особенности нарушений учебно-профессиональной деятельности обучающихся, входящих в группу социального риска.
Задачи исследования:
1. теоретически исследовать основы социально-педагогической работы с подростками «группы риска» в профессиональном училище;
2.исследовать нарушения учебно-профессиональной деятельности у обучающихся, краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессионального училища № 85» г. Красноярска.
3. разработать проект тьюторского сопровождения обучающегося краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессионального училища №85» г.Красноярска по профилактике нарушений учебно-профессиональной деятельности.
Объект исследования – учебно-профессиональная деятельность обучающихся, входящих в группу социального риска.
Предмет исследования – особенности нарушений учебно-профессиональной деятельности у подростков «группы риска».
Гипотеза – основным нарушением учебно-профессиональной деятельности у подростков «группы риска» является снижение уровня мотивации.
1.Социально-педагогическая работа с подростками группы риска в профессиональном училище
1.1.Характеристика обучающихся «группы риска» профессиональных училищ
Группу риска составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения.
Группа риска - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств, своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства . [28; С.18]
Низкий уровень социальной адаптации детей, проявляющийся в ценностной дезориентации, несформированности базовых отношений (к обществу, людям, труду, самому себе миру, вещей) и социально значимых качеств, в дальнейшем затруднит социальную и полоролевую идентичность, формирование Я-концепции, детерминирует развитие социально-пассивной личности с отклоняющимся поведением. В последнем случае можно говорить о несостоявшейся социализации и социальной дезадаптации личности.
Таким образом, под социальной дезадаптацией понимается широкий круг нарушений динамического равновесия между подростком и социумом, проявляющихся в трудностях освоения норм, правил, традиций, законов общественной жизни, в искажении ценностных ориентаций, в отклоняющемся поведении. [28; С. 23]
На процессы социальной адаптации подростков группы риска влияют внешние и внутренние факторы. Комплекс внутренних факторов образуют индивидуальные адаптационные ресурсы, включающие: наследственность, состояние физического и психического здоровья( строение и функционирование нервной системы, сила и слабость нервных процессоров возбуждения и торможения, их подвижность или инертность, их сбалансированность); особенности метаболизма, определяющие реакцию на разные стрессовые воздействия и др. К внешним следует отнести комплекс факторов:
психолого-педагогического характера: условия раннего детства, стили воспитания в семье, воспитания в образовательных учреждениях, общении со сверстниками и пр. [43; С.10-11]
Социальная дезадаптация возникает в случае патогенного содержания вышеперечисленных факторов и под влиянием различных сложных социальных условий, обстоятельств жизни и развитие подростка.
К социально-дезадаптированным относятся следующие группы подростков:
1) подростки с проблемами в общении (грубые, драчливые, агрессивные либо, наоборот, пассивные, отвергаемые обществом сверстников);
2) подростки с зависимым поведением (склонны к компьютерным и карточным играм, курению, таксикомании, употреблению алкоголя, наркотиков);
3) подростки с девиантным поведением (уклоняющих от учебы, склонные к бродяжничеству, агрессивным действиям, беспорядочным половым связям, а так же к суициду);
4) беспризорные (несовершеннолетние сироты, порвавшие связь с семьей и не имеющие постоянного места жительства) безнадзорные (подростки имеющие родителей и не порвавшие связь с семьей, но большую часть времени проживающие на улице);
5) подростки с делинкветным поведением (совершившие правонарушения и преступления, несовершенно летние осужденные воспитательных колоний). [43; С.11]
Кроме подростков с проявлением социальной дезадаптации следует выделить группу риска к ним относятся:
Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей, которое приведено у Кащенко В.П. [27; С.29]
Профессиональные училища давно превратились в интернаты для трудновоспитуемых подростков. Сложность состоит в том, что «трудных подростков» у нас к сожалению не убывает, но не только в професиональных училищах, но и в стране в целом.
Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно.
Проблема, которая возникает именно в начально профессиональном образовании, состоит в том, среднее образование по основной своей идее предполагает аккумулирование решения практических задач современности. Среднее образование в итоге предполагает переход к самостоятельности.
Время от 12 до 18 лет - это период активно развивающейся личности, пора, когда подросток по-новому смотрит на себя, становится все более и более самостоятельным, ставит перед собой новые цели, изыскивает новые пути для их достижения. Подросток может гордиться количеством названий, придуманных для его возраста: "переходный", "переломный", "трудный", "критический". Подростковый возраст - переход от детства к взрослости, который имеет два тесно связанных друг с другом аспекта - становление взрослости ребенка и подготовка детей к взрослости. В этот период у подростка развиваются социальные качества, он осваивает новые роли и функции, подросток по-новому смотрит на себя, испытывает новые способы взаимодействия с другими, изыскивает новые пути утверждения своей независимости. [21; С.329]
Подростковый возраст характеризуется не только физиологическими изменениями организма, но и эмоционально-психической неустойчивостью, и поэтому в этот период у несовершеннолетних увеличиваются "шансы" пополнить категорию людей "группы риска", чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку справиться с трудностями, возникшими в их жизни, которые могут привести если не к биологической гибели, то к потери своей социальной значимости, морального облика [29; С. 54].
Именно юношеский возраст преобладает в группе людей повышенного риска по ряду причин. Во-первых, потому, что сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая Я-концепцией, а в-третьих, сказываются противоречия, обусловленные перестройкой механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и правил поведения, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не окрепли и не сложились.
Поэтому в возрасте от 12 до 17 лет большая вероятность у подростков попасть в категорию людей «группы риска». Подростки «группы риска» - «это категория людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку преодолеть те трудности, которые возникли в их жизни и в результате приводят к потере социальной значимости, и иногда и биологической гибели». [36: с.70]. Следует еще раз сказать, что подростки в возрасте 12-17 лет являются наиболее восприимчивыми к различным формам девиации.
Склонность к алкоголизму, пристрастие к наркотикам, вступление в половую связь в раннем возрасте, совершение правонарушений и преступлений - все это зачастую сказывается на их дальнейшей судьбе, а ведь антисоциальный характер поступков поведения несовершеннолетних опасен не его конкретным сиюминутным результатом, а тем, что формирует сознание и мировоззрение, создает целостные установки и жизненные ориентации, привычки и навыки подстать этим поступкам и поведению. [2; С. 4]
Совершается ли переход к другой ситуации развития и принципиально другой деятельности при поступлении молодого человека в профессиональное училище, торможение на пороге социально значимой - профессиональной деятельности, приобретая несколько иные черты, составляет форму социально-психологического существования человека теперь в стенах профессионального училища. Для ряда, студентов их существование в стенах профессионального училища - это приемлемый и социально поощряемый способ позволяющего сохранить инфантильные установки. При этом они демонстрируют определенную успешность, шаг за шагом отодвигая переход к реальным профессиональным формам активности, воспринимая их как угрозу психологической стабильности, обретенной в ходе продолжительного ученичества. [2; С. 5].
1.2. Проблема мотивации учебно-профессиональной деятельности у подростков «группы риска»
Исторически так сложилось, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Как вы помните, интересы отражают, прежде всего, познавательные потребности человека. Поэтому в отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его познавательной сферы.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.[22; С. 123]