Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:54, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами, в различных областях общественной жизни, существенными обновлениями всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.
Число трудновоспитуемых выпускников профессиональных училищ возросло. Профессиональные училища у нас давно превратились в интернаты для «трудновоспитуемых учащихся», а точнее для подростков «группы риска». Трудных подростков у нас действительно не убывает, не только в профессиональном училище, а в стране в целом.

Файлы: 1 файл

диплом готовый.docx

— 257.60 Кб (Скачать файл)

4. Аналитический этап. На этом этапе мы организуем консультации по итогам выступления.  Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится рефлексия.  Здесь обсуждается само выступление все трудности, и все, что было положительным в данном выступлении. Завершается аналитический этап планированием будущей работы, благодаря этом мы выяснили, что наш учащийся хотел бы работать в автосервисе, где работают с тюнингом автомобилей.

Все проведенная работа способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе, понять, что тебе действительно необходимо.

Вывод по II главе

Результат нашего исследования помог нам отразить всю суть проблемы нарушений учебно-профессиональной деятельности у обучающихся в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище   №  85  г.  Красноярска. Данное исследование является необходимостью, для  выявления «группы риска» среди обучающихся. С помощью различных анкет, мы изучили мотивацию, выявили группу риска, посмотрели, насколько на сегодняшний день влияет социальное окружение на подростка. Все это нам было необходимо изучить, для того чтобы помочь подростку с нарушением учебно-профессиональной деятельности, успешно закончить профессиональное обучение и реализоваться в жизни как личности.

В данном исследовании мы выяснили, что у подростков обучающихся в профессиональном училище мотивация достаточного уровня, но она не регулирует учебно-профессиональную деятельность, а нарушения возникают по причине социального окружения.

Для этого, мы разработали тьюторское сопровождение, которое позволит так модернизировать образовательный процесс, при котором мы получим модель выпускника с четко сформулированным индивидуальным образом своего будущего, самостоятельно выстроенной индивидуальной образовательно-профессиональной траекторией, способным к осознанному анализу своей деятельности и самостоятельным действиям; творчески активного и ответственного за результаты выполненной работы; уважающего правовую, экологическую, коммуникативную и информативную культуру.

 

Заключение

Исследование проблемы показало, что в современных условиях личностный подход все чаще подменяется поисками средств развития отдельных профессионально значимых черт личности, определяющих модель специалиста. А для этого следует реорганизовать воспитательную деятельность в профессиональном училище, планируя ее как систему воспитания, содержание которой будет, основывается на созидании, где совместная деятельность тьютора, студентов, преподавателей, социального педагога и психолога будет направлена на формирование особенностей учебно-профессиональной деятельности учащихся, входящих в группу социального риска.

С помощью данной исследовательской работы мы смогли решить те задачи которые были поставлены, а именно в данной работе мы теоретически исследовали основы социально-педагогической работы с подростками «группы риска»,  исследовали  нарушение учебно-профессиональной деятельности у обучающихся краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №  85  г.  Красноярска, а так же разработали  проект тьюторского сопровождения учащегося профессионального училища №85 по профилактики нарушений учебно-профессиональной деятельности.

Что же касается нашей гипотезы, то она у нас не подтвердилась, так как уровень мотивации исследуемых подростков оказался положительным, вполне достойным, для данной категории подростков, это говорит нам о том, что у данных подростков есть интерес в получении знаний. Однако сила влияния окружающей среды оказывается негативной, что способствует нарушению учебно-профессиональной деятельности. Исходя, из выше сказанного результат данного исследования подтверждает, что все обучающиеся которых мы опросили, попадают в «группу риска».

Приоритетным  в данной исследовательской работе является обеспечение качественного образования. Оно не сводится только к получающей знаний личности, широте знаний и набору профессиональных навыков и способов работы, но связывается с воспитанием необходимых нравственных качеств, с понятием смысла жизни, раскрывающимися через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «качество жизни», «защищенность» и т. д. Соответственно, сфера ответственности в системе тьюторского сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав студентов, формирование профессиональных и нравственных качеств личности.

Одним из путей реализации данной проблемы является создание и внедрение новых программ в профессиональные училища,  например таких как «Проект тьюторского сопровождения». Задача данного проекта - комплексная психолого-педагогическая  и социально-педагогическая помощь студентам, имеющих трудность в учебно-профессиональной деятельности и социальной адаптации, находящихся в группе риска, информирование студентов и их родителей о различных видах помощи, поддержки и консультаций, своевременное консультирование педагогов и родителей о имеющихся трудностях у учащихся в учебно-профессиональной деятельности, а так же по вопросам, связанным с возрастными особенностями учащихся студентов.

Необходимым условие успешного существования данного проекта является профессиональная и совместная  деятельность тьютора с преподавателями, классными руководителями, мастеров обучения организованная в рамках тьюторского сопровождения подростка  с нарушением учебно профессиональной деятельности входящих в группы социального риска.

 

Библиографический список

  1. Басова Н.Ф Социальная работа с молодежью: Учебное пособие  – М., 2008.-С. 328.
  2. Блинчевский Ф.Л.  О некоторых предпосылках современной системы производственного обучения// Профессионально – техническое образование. – М.: Просвещение, 2001. С.5-12.
  3. Бурмистрова  А. С., Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Тенденции изменения социального состава обучающихся// Профессиональное образование. - М. Просвещение, 2010. – с. 26-29.
  4. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005. – 208 с.
  5. Волошиненко Е.А. //Социально педагогическая работа. - 2000. -№1,- с. 2-15. Социальная адаптация подростков.
  6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии // СПб.: Речь, - М. Просвещение , 2008. – 688с.
  7. Гудкина Н.И Произвольность- функция мотивации// Культурно-исторический подход: развитие гуманитарного образования: тезисы международной конференции. М.: МГПУ,1996
  8. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика.- М.: Владос, 2003.
  9. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория – М. Просвещение,  1999 с. 34.
  10. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учебное  пособие для студ.высш.учеб. заведений – М.: Издательский центр Академия, 2007. – 288 с.
  11. Ивашова  В.А., Маслова Т.Ф., Шаповалов В.К.  Социальный портрет учащегося профшколы // Вопросы психологии. – М.: Изд. Центр АПО, 2001.-14 с.
  12. Ковалева Т. М Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: Учебное пособие – М. Просвещение 2010. – 56 с.
  13. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. -  М. 2001. -16 с.
  14. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов / под.ред. Н. А. Костина. – М: Просвещение, 2006- 22 с.
  15. Колесков, Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесков. - М.: Педагогика, 1986. – 419 с.
  16. Комнеский Я.А Великая дидактика// Коменский Я.А. Соч.: В 2 т.-М.: Просвещение, 1982- Т.1.-С. 446.
  17. Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.
  18. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассника. М. 1931. Психология личности.
  19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
  20. Маслоу А. Мотивация и личность // Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
  21. Мартынова М.С. Социальная работа с детьми группы риска// Социальный проект – М.: Просвещение 2003. 
  22. Муравьева А.А. Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования.//Профессиональное образование. М .: Просвещение 2010, - с. 36.
  23. Маклаков А. Г.  Общая психология// Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 583 с.
  24. Немов Р.С. Психология // Том 1. Общие основы психологии. - М., Просвещение. 1994.
  25. Немов Р.С. Психология//  В 2 т. Т. 2 : Психология образования. – М.Владос: Просвещение, 1994. - 496 с.
  26. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога // Творческий центр.- М.: Просвещение 2004.
  27. Олифенко Л.Я, Шульга Т.И, Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая потдержка детей группы риска: Учебное пособие// Академия – М.: 2004.
  28. Потемкина О.Ф.,  Потемкина Е.В.  Тесты для подростков//Пресс-книга – М., АСТ;, 2006.-320с.
  29. Павленок П.Д  Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 8-е изд.,испр. и под.- М.: 2009 – 568 с.
  30. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учеб.пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н. С. Пряжников.- М.: «Академия», 2008.- 368 с.
  31. Попов  А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения // под.ред.  А. А. Попов. – Томск, 1996. - C. 49-57.
  32. Розов Н.Х, Боровских А.В. Деятельностные принципы и педагогическая логика// Профессиональное образование - М.: Просвещение 2011.
  33. Регуш Л.А. Психология современного подростка// Под редакцией проф.-СПб.: Речь,2005.400 с.
  34. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства  идея педагогического поиска / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C. 15-30
  35. Рыбалко Е.Ф.Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие.Издательство Ленинградского университета – Л.:, 1990. – 256с.
  36. Работа с детьми группы риска /под ред. Хананашвили Н.Л. – М: НАН, 1999, 112 с.
  37. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
  38. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания ориентация на интересы молодежи// Вопросы психологии – Екатеринбург: 2005.  184 с. – с. 148-171.
  39. Собкин В.С., Писарский П.С. Социологический портрет учащегося профессионального училища. –М., 2004. – 42с.
  40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: 2004. – 256с.
  41. Холостова Е.И Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие/ Е.И Холостова. – 3-е изд., перераб. и доп.: - М.: 2009. – 272 с.
  42. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.:Педагогика, 1989.
  43. Яковлева Н.Ф. Разработка индивидуально - ориентированных воспитательных и коррекционных программ для социально дезадаптированных детей  и подростков: учебно - методическое пособие/ г. Красноярск. гос.пед. ун-т им. В.П Астафьева.-2009, 136 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

11

Дата заполнения

 

22

Фамилия, имя, отчество

 

33

Количество детей в семье

 

44

Количество членов семьи

 

55

Установлен ли для ребенка дома режим дня?

 

66

Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев.и др.)

 

77

Вредные привычки ребенка (если есть)

 

88

С кем ребенок проводит большую часть  времени дома? Чем чаще дома?

 

99

Как дома ласково называют ребенка?

 

110

Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?

 

111

Гуляет ли ребенок после учебы?

 

112

Чем занимается ребенок после занятий и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.?

 

113

Как родители чаще всего  реагируют на нежелательное поведение?

 

114

Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?

 

115

Сколько времени ребенок затрачивает.на выполнение. дом. задания?

 

 

 

 

 

Cоциальный портрет ___группа,  кл. руководитель _________________

 

№ п/п

Ф. И. О.

Статус семьи (неполная, многодетная, семья эмигрантов и т. д.)

Нет мамы

Нет папы

Кол.детей в семье

Дополн. сведения (любые сведения, кот.касаются подростка и его родителей)

Соц.-уязв. семьи

               
               

 

 

 

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

Группа: ______, классный руководитель: ____________________________

1.обучающиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:

 

По уважительным причинам

По неуважительным причинам

   

 

2. Обучающиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста,  предметы и предполагаемую причину учебных затруднений): 

______________________________________________________________________ 
____________________________________________________________________________ 
____________________________________________________________________________ 
____________________________________________________________________________

 

 

б) социально-эмоциональные:

Проблемы поведения

Проблемы в общении

Другие проблемы

 

   

 

   

 

   

 

в) в социальной сфере:

 

Кризисная ситуация в семье

Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост. 
и др.)

“Поздние дети”

Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям  
физич. наказаний и др.)

Недостаток внимания ребенку со стороны родителей

         

3. Семьи, не поддерживающие контакт сучебным заведением:

______________________________________________________________________ 
____________________________________________________________________________ 
____________________________________________________________________________ 
____________________________________________________________________________

“ ___”  ____________200 __г. Классный руководитель:

 

 

 

Потенциальная группа риска

 

 

Учащиеся группы риска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Мероприятие№1

«Права и обязанности учащихся»

 

Содержание деятельности - это мероприятие проходило по форме беседа, где зачитывались права и обязанности учащихся, для большей заинтересованности и наглядности привлекались сами учащиеся, где они подготовили материал в форме презентации.

Данное мероприятие проводилось в самом учреждении.

Моя деятельность и роль заключалась в подготовке информации по данному мероприятию, распределение информации учащимся, и оказании помощи в подготовке презентации.

К участию в мероприятиях профилактического и просветительского направлений привлекался такой специалист как инспекторы ПДН. Гостями мероприятий были родители и учащиеся училища. 

Информация о работе Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска