Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:54, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами, в различных областях общественной жизни, существенными обновлениями всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.
Число трудновоспитуемых выпускников профессиональных училищ возросло. Профессиональные училища у нас давно превратились в интернаты для «трудновоспитуемых учащихся», а точнее для подростков «группы риска». Трудных подростков у нас действительно не убывает, не только в профессиональном училище, а в стране в целом.

Файлы: 1 файл

диплом готовый.docx

— 257.60 Кб (Скачать файл)

Мотивация - это широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» - от лат. Moveo - «двигаю».

В настоящее время существует множество трактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание.

Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих поступков личности  [10;  С. 10,11].

Личность обучающегося, его учебная деятельность, мотивы учения не случайно привлекают в последние время все больше внимание педагогов и психологов. Но менее важным, чем традиционные вопросы «чему учить ?» и «как  учить ?», стал вопрос, как формировать человека, который отвечал бы потребностям современного общества.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью учащегося к учению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

Успешность обучения существенно зависит от отношения обучающихся к учебной деятельности. Практика работы лучших преподавателей показывает, что каждый урок можно проводить так, чтобы учащиеся было интересно учиться. При «учении с увлечением» эффективность урока заметно возрастет, обучающиеся охотно выполняют предложенные им задания, преподавателю не нужно тратить время на поддержание дисциплины, внимания. Таким образом, если обучающимуся интересно учиться, они своим поведением как бы помогают преподавателю, способствуют реализации учебно-воспитательных задач урока. На скучном, неинтересном уроке преподаватель много сил и времени тратит на привлечение внимания обучающихся. Поддержание порядка в результате план урока, как правило, не выполняется, а сами уроки не удовлетворены ни студенты, ни преподаватель. Познавательный интерес является один из наиболее значительных мотивов учения, так как он ранее всего осознается обучающимся. Беседы с обучающимися показали, что все опрошенные, без долгих колебаний. Называют наиболее интересные для них предметы. Не вызывает сомнения, что учение с охотой, а не приневоливанием, гораздо более эффективнее, чем ученье по обязанности. [7; С.43]

Интерес тесно связан с активизацией обучения, развитием самостоятельности обучающихся, он направлен на формирование их потребности к самообразованию, углублению к творческому применению знаний. Познавательный интерес не только помогает обучающимся успешно учиться осваивать свою профессию, но, и главное, влияет на развитие личности. Именно интерес положительно воздействует на развитие восприятия. Внимание, памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности. На первоначальном этапе развития интереса к учению легче всего вызвать интерес, любознательность, используя игровые ситуации, различные виды наглядности, занимательность, опираясь на жизненные наблюдения обучающегося. Но они привлекая внимание обучающегося к учебному материалу, могут не вызвать у него подлинного интереса. Практика свидетельствует, что нельзя добиться глубоких и прочных знаний, выработать умения применять их на практике. Если не воспитывать постоянно познавательный интерес.

Студенты, зачастую, особенно на первых порах, не проявляют интереса к учению. На уроках они пассивны, не стремятся отвечать на вопросы преподавателя, не обращаются у нему, если материал не понятен, часто отвлекаются. Чем объясняется отсутствие у них интереса к знаниям? Во-первых, недостаточным запасом знаний и невысоким уровнем формирования учебных и трудовых умений. Трудностями в общении с товарищами. С преподавателем. В-вторых, однообразием уроков, обилием заданий репродуктивного характера. Слабым учетом индивидуальных особенностей учащихся, неправильно выбранным стилем отношений преподавателей с учащимися. [ 7; С. 46,47]

Следовательно, в процессе обучения нужно уметь настроить обучающихся на восприятие материала. Обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и методам осуществления. Необходимо также отметить, что для формирования познавательных интересов важно создать на уроках благоприятную эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку.

В процессе обучения нужно не только сформировать интересе, но и удержать, его. Различают эпизодический и стойкий (постоянный ) интерес. Первый возникает и сохраняется лишь в процессе конкретной деятельности, после ее прекращения угасает и он.

Стойкий интерес становиться чертой личности и побуждает человека к деятельности в интересующей его области, даже если условия для этого не совсем благоприятны. Он играет основную роль в развитии познавательной активности. Является важным принципом и стимулом развития таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие. Но для возникновения и развития стойкого интереса нужна систематическая целенаправленная работа преподавателя.[15; С.62]

Особенное значение имеет развитие познавательного интереса на уроках общетехнических и специальных предметах. Эти предметы содержат в основном новый для учащихся, тесно связанный с их будущей профессией и поэтому потенциально интересный как теоретический, так и практический, фактический материал, который раскрывает вопросы техники, технологии производства, особенности сырья и материалов, производимых и применяемых при выполнении работ, организации и экономики производства. Наряду с усвоением значительного объема разнообразных знаний, учащиеся должны приобрести определенные умения и навыки как обученные, так и непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью нужно учитывать и другую особенность содержания этих предметов - органическую связь с производственным обучением. Поэтому формирование познавательных интересов является во многом и формированием профессиональных интересов учащихся. [13; С.28]

Таким образом, специальное и общетехнические предметы, занимая важное место в подготовке квалифицированных рабочих, имеют свои специфические особенности, что требует применения на уроках разнообразных форм, методов и средств обучения. Решение различных практических вопросов проблемного характера, реальных расчетных и конструкторских задач, организация самостоятельной работы с технической, справочной литературой, нормативной документацией, анализ и проектирование реальных технологических процессов, разбор и составление схем, выполнение технических расчетов, использование на уроках различных видов натуральной и схематической наглядности, проведение лабораторно-практических и практических работ. Все это дает возможность организовать учебную деятельность таким образом. Чтобы. Наряду с реализацией других учебно-воспитательных задач урока вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес. [14; С. 82]

 

1.3. Потенциал тьюторского сопровождения в профилактике нарушений учебно-профессиональной деятельности подростка «группы риска»

 

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьютор(англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. [12; С. 8,9]

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство образовательного учреждения.

Тьютор – это:

    • Наставник;
    • Посредник;
    • Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи); 
    • Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

Несмотря на различные интерпретации тьюторства, широко представленные сегодня как в международной, так и в отечественной практике, под тьюторством нами будет принципиально пониматься особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Ковалева Т.М. разработки программ развития образовательных учреждений, направленных на реализацию идей индивидуализации и тьюторского сопровождения. [23; С. 49,50]

Сопровождение в широком общеупотребительном контексте трактуется как «определенное действие». Сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Соответственно, под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Обычно при таком взаимодействии ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагогическое сопровождение заключается в корректировке этих норм по отношению к ученику.

Тьюторское сопровождение имеет существенный отличительный признак. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы, которые затем обсуждает с тьютором. Таким образом, чтобы  тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен прежде всего сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором. Основные этапы тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение подростков в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:

• диагностико-мотивационный;

• проектировочный;

• реализационный;

• аналитический.

Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора. Но продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки – портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения учащихся, вданнос случае подростков группы риска.

В практике тьюторского сопровождения используется несколько типов портфолио. Портфолио, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки. Тьютор, помогая учащемуся организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов педагогические технологии и их эффективность.[ 12; С.33,34]

1. Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости  от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).

В тьюторской практике нами накоплены специальные методы и приемы, помогающие тьютору на этом первом этапе: методика запуска работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, определение имеющегося у тьюторанта начального объема знаний по теме заявленного интереса. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

2. Проектировочный этап. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьюторант собирает   тематический портфолио, посвященный данной теме. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа. Тематический портфолио для сбора информации также может применяться и в дальнейшем – на этапе разработки учебного проекта, исследования, планирования образовательного путешествия, подготовке к игре «Дебаты» и т.д.

В тематический портфолио, как правило, входят:

• материалы по истории и теории вопроса;

• оригиналы авторских работ по предмету;

• список образовательных ресурсов и возможных информационных источников;

• рецензии на ранее прочитанное и увиденное, связанное с областью данного интереса;

• фотографии, иллюстрации и т.п.;

• разработанная «карта познавательного интереса»;

• разработанные планы, графики, схемы;

• маршруты предполагаемой образовательной экспедиции;

• списки необходимого, по мнению тьюторанта, оборудования для  проведения будущего проекта, исследования, творческой работы, образовательной экспедиции и т.п.

• любые материалы, которые сам тьюторант считает необходимым разместить с их кратким письменным обоснованием.

Информация о работе Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска