Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:54, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами, в различных областях общественной жизни, существенными обновлениями всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.
Число трудновоспитуемых выпускников профессиональных училищ возросло. Профессиональные училища у нас давно превратились в интернаты для «трудновоспитуемых учащихся», а точнее для подростков «группы риска». Трудных подростков у нас действительно не убывает, не только в профессиональном училище, а в стране в целом.

Файлы: 1 файл

диплом готовый.docx

— 257.60 Кб (Скачать файл)

 

У - учебный мотив (ориентация на получение знаний);

С – социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная);

П – позиционный мотив (желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других));

О – оценочный мотив (главная цель – получение оценок);

В – внешний мотив (привлекают внешние атрибуты училища, учащийся понимает, что в училище ходить надо).

Анализ мотивации учения старших подростков

По результатам диагностического исследования мотивации учения подростков у 2-х обучающихся присутствует очень высокий уровень мотивации учения.

У 4-х обучающихся высокий  уровень мотивации учения.

У 7-ми обучающихся средний уровень мотивации учения.

У обучающихся 2-го курса преобладают следующие мотивы учения 52% оценочный мотив, у 52% - учебный мотив,59% позиционный мотив.

Такие мотивы как внешний, социальный у подростков отсутствует.

В ходе исследования по проблеме нашей работы были получены результаты, где мы видим, что снижение мотивации не обнаружено и  уровень мотивации не регулирует их учебно-профессиональную деятельность. Для того чтобы посмотреть, что может влиять на нарушение учебно-профессиональную деятельность подростка группы риска, мы разработали следующую анкету, где мы можем посмотреть влияние социального окружения, а именно влияние внешних факторов.

 

Влияние социального окружения на подростков «группы риска»

 

Анкета №4 «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ПОДРОСТКА»

 

В данном анкетировании приняло участие  подростки «группы риска», обучающиеся в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище №  85  г.  Красноярска .

1.Чем предпочитаете заниматься в свободное время

а) читать книги;

б) смотреть телевизор;

в) встречаться с друзьями (подругами)

г) посещать досуговые учреждения;

д) посещать дискотеки, ночные клубы;

е) другое

 

2.   Какие  фильмы предпочитаете смотреть?

а) боевики;

б) триллеры;

в) детективы;

г) фильмы с элементами эротики;

д) комедии;

е) мелодрамы;

3.   Что такое, на твой взгляд, здоровый образ  жизни?

а) не курить;

б) не употреблять спиртные напитки;

в) заниматься спортом;

г) жить полноценной духовной жизнью;

д) другое.

4.   Ведешь  ли ты здоровый образ жизни?

(подчеркните то, что относится  к вам)

а) Да

б) Нет

в) курю

г) употребляю спиртные напитки

е) не занимаюсь спортом

ж) употребляю наркотики

5.   Если ты  уже пробовал спиртные напитки, то при каких обстоятельствах  это произошло?

а) в компании друзей;

б) в дни семейных торжеств;

г) от нечего делать;

д) из любопытства;

е) случайно;

ж) другое.

 

6.   Если ты  уже пробовал курить, то что  тебя подтолкнуло к этому?

а) влияние друзей;

б) пример родителей;

в) любопытство;

г) мода;

д) желание почувствовать себя взрослей;

е) другое.

7.   Если у  тебя возникла какая-либо серьезная  проблема, то с кем ты ее  обсуждаешь?

а) с друзьями;

б) с родителями;

в) не обсуждаю вообще;

г) другое.

8.   В какой  семье ты воспитываешься?

а) в полной;

б) в неполной (воспитывает одна мать или отец).

9.   Какие  жизненные ценности являются  для тебя наиболее важными?

а) счастье в семье;

б) материальная обеспеченность;

в) здоровье;

г) любовь;

д) карьера;

е) нравственность;

ж) образование;

з) другое.

С помощью данной анкеты мы смогли посмотреть на сколько на сегодняшний день социальное окружение влияет на подростка, что для него является главным.

В ходе анкетирования была опрошена группа обучающихся из 13 подростков, которые вошли в «группу риска». Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) состоят на учете в инспекции по деламнесовершеннолетних. Поэтому данный контингент опрошенных можно отнести к подросткам отклоняющегося поведения и «группе риска».

С помощью данной анкеты мы можем выделить аспекты, которые влияют на социальное окружение подростка, а именно о силе влияния социального окружения.

Аспектная таблица:

ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКА

ПОЗИТИВНОЕ

НЕГАТИВНОЕ

СЕМЬИ

15%

85%

СМИ

10%

90%

СВЕРСИТНИКОВ

4%

96%


 

Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями, а так же посещению дискотек и клубов. Печален тот факт, что не один из опрошенных не посещает досуговых учреждений. Большинство опрошенных не ведут здоровый образ жизни, так как курение это модно. Употребление спиртных напитков в компании друзей. Первую сигарету в основном закурили из любопытства и под влиянием друзей.

Большинство опрошенных проживают в неполной семье. Итоги следующего вопроса говорят нам о том, что в решении проблем подростков семья играет не первое место. Как выяснилось, в первую очередь подросток делится со своими проблемами с друзьями.

Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили, что причины возникновения такого поведения идут от семьи, от окружения. Именно от того, как проходит процесс формирования профессиональной, зависит дальнейшее формирование личности.

Отклоняющее поведение является следствием нарушения учебно-профессиональной деятельность. Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь.

Необходимо отметить и то, что социальное окружение влияет не только на подростков, которые попали в группу риска, но и на обычного подростка, который ведет нормальный образ жизни, но в силу социального влияния может перейти из обычной группы в группу риска.

Результат данного исследования подтверждает, что все учащиеся которых мы опросили, попадают в группу риска. Поэтому введения тьюторского сопровождения необходимо.

 

2.3 Проект тьюторского сопровождения обучающегося в КГБОУ НПО «Профессиональном училище № 85» г. Красноярска по профилактике нарушений учебно-профессиональной деятельности

 

Перед тем, как приступить к процессу проектирования, мы определили проблему, которая заключалась в нарушении учебно-профессиональной деятельности у подростков «группы риска» обучающихся в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище №  85  г. 

С помощью методики  Лукьяновой М.И. «Методика изучения мотивации обучения у  учащихся» мы выявили уровень мотивации, а также благодаря опроснику «Влияние социального окружения на подростков» мы выявили внешние и внутренние факторы, влияющие на нарушение учебно-профессиональной деятельности подростков. Исходя из выше перечисленных факторов мы, предлагаем данный проект.

Мы разработали пример проекта, взяв за основу учебное пособие Т.М. Ковалевой «Основы тьюторского сопровождения».

Мы взяли одного подростка, который предъявил самый низкий результат, по всем показателям. А именно неустойчивый уровень мотивации, негативное влияние социального окружения, попадания в группу риска.

Таким образом, исходя из необходимости решения вышеназванных основных проблем, перед нами ставится цель на создание тьюторского сопровождения.

Цель: Профилактика нарушений учебно-профессиональной деятельности подростка «группы риска» обучавшегося в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище №  85  г.  Красноярска

Задачи:

 - Разносторонняя поддержка подростков группы риска посредством развития учебной мотивации. 

- Формирование учебно-профессиональной деятельности у подростка группы риска обучающегося в профессиональном училище.

Объект исследования - является подросток (16-ти лет) 2-го курса обучения, попадающий в «группу риска» по таким факторам как:

    • отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение;
    • пропуск уроков и учебных дней без уважительных причин;
    • предполагаемого употребления ими спиртных напитков, курение;
    • негативного влияния социального окружения;
    • сниженный уровень учебной мотивации.

В связи с выявлением факторов риска влияющих на подростков была разработана памятка.

 

Памятка 
"Работа с нарушением учебно-профессиональной деятельности"

1. Ф.И.О. ученика ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

2. Группа ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

3. По каким предметам  не успевает–––––––––––––––––––––––––––––––––

4. Поведение ученика––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

5. Причины, которые привели  к плохой успеваемости ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

7. Кто привлечен к работе  по преодолению неуспеваемости ученика –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

8. Сколько времени длится  эта работа ––––––––––––––––––––––––––––––

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы––––––––––––

 

С помощью изучения личного дела и данной памятки, мы выявили, что данный подросток из неполной семьи. Для начала мы разработали портфолио, которое применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения учащихся, в данном случае подростков «группы риска». Мы выяснили, что у данного подростка существует интерес к практическим занятиям, которые он посещает без пропусков, у него имеется свое портфолио где он собирает все что для него является интересным. Данный подросток обучается по профессии «сварщик», и как выяснилось благодаря имеющимся у него материалам, он интересуется сварочным оборудованием.

В связи с вышеперечисленным  необходимо, чтобы тьютор помогал учащемуся организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио. Одновременно тьютор  ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые.

Для дальнейшей работы необходимы следующие этапы:

1. Диагностико-мотивационный этап. На этом этапе происходит знакомства тьютора с учащимся, здесь необходимо создать психологически комфортный климат между учащимся и тьютором, для эффективной и качественной дальнейшей работы, так же необходимо заинтересовать подростка, с помощью его же собственного интереса, с учетом всех его особенностей, где мы ранее уже выяснили.

2. Проектировочный этап. На этом этапе мы собираем информацию относительно уже выявленного интереса. Здесь собираем   тематический портфолио, посвященный выбранной теме, а именно по сварке, с сварочному оборудованию, собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа. А именно тематическое портфолио, это необходимо для того чтобы заинтересовать подростка, и предложить выступить с докладом или проектом.

Все это необходимо для того, чтобы понять реальное представление о том, каковы познавательные интересы студента.

3.  Реализационный этап. На данном этапе происходит выступление на уроке, об этом тьютор заранее договаривается с преподавателем, где учащийся выступает с заранее подготовленным рефератом, докладом. В нашем случае это выступление было в рамках темы урока. Это необходимо для устранения нарушений в учебной деятельности.

Информация о работе Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска