Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:54, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами, в различных областях общественной жизни, существенными обновлениями всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.
Число трудновоспитуемых выпускников профессиональных училищ возросло. Профессиональные училища у нас давно превратились в интернаты для «трудновоспитуемых учащихся», а точнее для подростков «группы риска». Трудных подростков у нас действительно не убывает, не только в профессиональном училище, а в стране в целом.

Файлы: 1 файл

диплом готовый.docx

— 257.60 Кб (Скачать файл)

Эти материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося. [ 12; С.35,36]

К этой информации тьютор, педагоги и сам учащийся будут еще не раз возвращаться: сопоставлять и сравнивать намеченные планы и их реализацию; анализировать время, посвященное тому или иному проекту или исследованию; намечать перспективы.

На этом этапе тьютор прежде всего помогает учащемуся составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования.  Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов.

Фрагменты тематического портфолио, составляемого учащимся, но только при условии его предварительного согласия, могут быть затем продемонстрированы на тьюторских семинарах, совместных консультационных встречах с родителями, в беседах со студентами психологом, мастером и классным руководителем.

3. Реализационный этап. На этом этапе  тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Презентация может быть организована разными способами:

    • устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере);
    • выступление на уроке (тьютор может заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником насчет выступления тьюторанта с рефератом или небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа);
    • специально организованная презентация в период итоговой конференции учебных исследовательских и проектных работ;
    • творческий фестиваль и т.п.

На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

4. Аналитический этап. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам преентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта.  Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторией.

 По возможности устраивается  индивидуальное, а при желании  обучающегося и групповое, обсуждение самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней. [12; С.37,38]

Таким образом, в целом аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения.

Основные формы тьюторского сопровождения

Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации.Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретнымтьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность. Рассмотрим кратко содержание некоторых основных форм тьюторского сопровождения, применяемых сегодня в практике тьюторской деятельности по отношению к учащимся.

Основные схемы тьюторского сопровождения индивидуальная тьюторская консультации является, индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого подростка.

Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы и является прежде всего активизация каждого учащегося с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. [26; С. 15,16]

Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретнымучеником, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы. Для того чтобы тьюторская беседа прошла успешно, необходимо установить:

• диалогичные отношения.Основу диалога составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого участники диалога могут высказывать свои предположения и отстаивать на равных собственную точку зрения;

• эмоционально комфортные отношения. Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою успешность и интеллектуальную самостоятельность. В целом, тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого подростка.

Групповая тьюторская консультация.На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную,  коммуникативную и рефлексивную. Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации подростка на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий учащихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ. [26; С. 22,23]

Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения консультации важны как совместная работа школьников и тьютора, так и взаимодействие учащихся между собой.  Рефлексивная деятельность  тьютора направлена на обеспечение пониманияв группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Рефлексия – это «мыслительный» процесс, направленный на анализ и понимание самого себя и собственных действий. Как правило, рефлексия – это процесс индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и в нее уже на первых порах включались все члены группы. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, – побуждает тьюторов и школьников к совместному творческому поиску и обеспечивает продуктивность консультации.  [9; С. 39,40]

 

 

Таблица1

Типовые задачи действия тьютора.

Знакомство (вхождение в деятельность), определение целей и задач совместной деятельности.

11.

Оказание психологической поддержки, снятие барьеров.

22.

Диагностика начального и текущего состояния обучающегося.

33.

Разработка стратегии работы для презентации материала.

44.

Построение обобщенного «портрета», определение сильных и слабых сторон обучающегося.

55.

Определение собственной роли и его позиции.

66.

Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающимся в процесс совместного целеполагания на обучение.

77.

Создание комфортной и безопасной атмосферы учащемуся.

88.

Определение учебного потенциала студента.

99.

Установление контакта с учащимся и контракта.


 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Постановка перед обучающимся творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающегося.

 

11.

Включение учащегося  в активную работу.

22.

Создание мотивации.

33.

Выделение индивидуальных проблем обучающегося.

44.

Поддержка мотивации.

55.

Отбор тем и проблем для обсуждения с учащимся.

66.

Определение успехов и слабых сторон.

77.

Определение трудностей , возникающих входе работы.

98.

Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать учащегося.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Организация обратной связи и рефлексии

11.

Определение сильных и слабых сторон в деятельности учащегося.

22.

Выделение индивидуальных проблем обучающегося; диагностика начального и текущего состояния.

33.

Определение успехов и слабых сторон.

44.

Организация обратной связи.

55.

Определение трудностей учащегося, возникающих в ходе работы.

66.

Контроль динамики изменения учащегося от занятия к занятию.

77.

Проведение рефлексии собственной деятельности.

88.

Оказание помощи при построении индивидуальной программы развития.

99.

Формулирование комментариев, объясняющих ошибки, поясняющих трудные моменты в материалах.

110.

Предоставление учащемуся советов по организации личной работы.

111.

Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления учащегося.

112.

Организация анализа собственной деятельности, своих сильных и Слабых сторон.

113.

Обучение учащегося анализу своих успехов и ошибок.


 

Вывод по I главе

 

Социально-педагогическая работа с подростками «группы риска» является необходимостью, для выявления и изучения поля проблем возникших на пути образовательного процесса. Характеристика обучающихся на первых порах учебной деятельности необходима, так как нужно понимать и знать с какой именно проблемой вы столкнетесь, будит ли это нарушение мотивации или иные социальные проблемы подростка, которые будут ему мешать в получении знаний, и дальнейшей его жизни.

 В настоящее время  социальные службы решают разнообразный  круг вопросов социальной поддержки  и защиты, связанных с различными  сферами жизнедеятельности детей  в семье, образовательном учреждении, на улице, в окружении сверстников. Под воздействием различных негативных  факторов подростки оказываются  в группе риска. Такие подростки  нуждаются в профессиональной  помощи. А именно в такой помощи как тьюторское сопровождение.  Под сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия, так как тьюторское сопровождение заключается  организация образовательного движения подростка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.

Тьютор, осуществляет  тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника в сопровождении подростка с нарушением учебно-профессиональной деятельности в образовательном пространстве.

Комплексная работа всех участников образовательного процесса может служить хорошим залогом для преодоления нарушения учебно-профессиональной деятельности учащихся входящих в группу социального риска. 

2. Исследование нарушений учебно-профессиональной деятельности у обучающихся краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессионального училища № 85» г. Красноярска

 

2.1. Выделение «группы риска» среди обучающихся в КГБОУ НПО «Профессиональном училище № 85» г. Красноярска

В первые недели работы необходимо определить обучающихся, которые входят в «группу риска». Так как они негативно влияют на своих сверстников.

Все время работы в краевом государственном бюджетном образовательном  учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище №85   г.Красноярска были применены различные методики исследования, для выявления девиантного поведения у подростков «группы риска» были применены такие методы как наблюдение, анкетирование, характеристика обучающихся, опросники.

Информация о работе Исследование особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности у подростков группы риска