Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:54, дипломная работа
Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами, в различных областях общественной жизни, существенными обновлениями всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.
Число трудновоспитуемых выпускников профессиональных училищ возросло. Профессиональные училища у нас давно превратились в интернаты для «трудновоспитуемых учащихся», а точнее для подростков «группы риска». Трудных подростков у нас действительно не убывает, не только в профессиональном училище, а в стране в целом.
п/п |
Ф.И.О |
Статус семьи(неполная, многодетная, семья эмигрантов и т. д.) |
Нет мамы |
Нет папы |
Количество детей в семье |
Дополн.сведения(любые сведения, кот. касаются ребенка и его родителей) |
Соц.-уязв. семьи |
После выявления «группы риска» мы приступили к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Это подростки имеющие отклоняющее поведение (девианты).
Сбор, анализ информации с целью выявления у обучающихся отклоняющегося поведения:
Схема сбора информации:
Анкета № 1
АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Немаловажный фактор в развитии играет семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей.
Анкета:
1. Дата заполнения
2. Фамилия, имя, отчество
3. Количество детей в семье
4. Количество членов семьи
5. Установлен ли для ребенка дома режим дня?
6. Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев.и др.)
7. Вредные привычки ребенка (если есть)
8. С кем ребенок проводит большую часть времени дома? Чем чаще дома?
9. Как дома называют ребенка?
10. Проводятся ли дома
закаливающие процедуры или
11. Гуляет ли ребенок после занятий на улице?
12. Чем занимается ребенок после занятий и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.?
13. Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ?
14. Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?
15. Сколько времени ребенок затрачивает, на выполнение.дом. Задания или выполняет ли вообще?
16.Оказывают ли ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?
У обследуемых подростков (учащиеся 2-го курса) из 24 учащихся у 13 подростков было выявлено девиантное поведение, у них наблюдался:
Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения. На основе анализа полученной информации уверенностью можно сказать, что это признаки девиантного поведения, которые неблагополучно влияют на подростка.
Для выявления проблем у учащихся в успеваемости проводилась следующая анкета.
Предлагаем вашему вниманию примерный образец данной анкеты:
Анкета №2
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Группа: ______, классный руководитель:
––––––––––––––––––––––––––––––
1.Обучающиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков)
Имя |
По уважительным причинам (в месяц) |
По неуважительным причинам (в месяц) |
Александр |
18 ч |
52 ч |
Андрей |
30 ч |
12 ч |
Сергей |
––––––––––––– |
24 ч |
Дмитрий |
–––––––––––– |
12 ч |
Василий |
6 ч |
18 ч |
Егор |
–––––––––––– |
24 ч |
Денис |
12 ч |
28 ч |
Герман |
–––––––––––– |
72 ч |
Роман |
72 ч |
12 ч |
Алексей |
–––––––––––– |
32 ч |
Николай |
––––––––––––– |
48 ч |
Константин |
––––––––––––– |
52 ч |
Артем |
12 ч |
54 ч |
2.Обучающиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
Причина учебных затруднений
заключается в пропуске учебных занятий,
негативное влияния сверстников, и социального
окружения–––––––––––––––––––––
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения |
Проблемы в общении |
Другие проблемы |
Агрессия, недисциплинированность. |
Желание быть как се, получить признание и уважение сверстников. |
Суровая оценка взрослых, желание общаться на равных. |
Данная анкета, помогает увидеть в какой, сфере деятельности возникает больше количество проблем, в чем заключается причина учебных затруднений у учащихся, в связи, с чем связанны пропуски учебных занятий. По данной анкете так же можно выявить попадает ли обучающийся в «группу риска», эта анкета помогает облегчить работу как классному руководителю, социальному - педагогу, так и мастеру профессионального обучения.
Причиной неуспеваемости у исследуемых подростков, как выше уже было сказано связанно с частыми прогулами, девиантное поведение в учебном заведении, негативное влияние внешней среды. В связи с этим происходит нарушение учебно-профессиональной деятельности подростка. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Таким образом, проведенная работа с обучающимеся профессионального училища выявила, что у подростков «группы риска», в которую входит 13 человек, имеются признаки девиантного поведения, низкой успеваемости, частые пропуски. Все эти признаки способствуют нарушению учебно-профессиональной деятельности.
Социальный педагог, работающий в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище № 85 г. Красноярска проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с момента поступления в училище, выделяет обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживает тесную связь с руководителями групп, медицинскими работниками, наркологами, психологами, администрацией училища и комиссией по делам несовершеннолетних.
Большое место в работе социального педагога занимает работа с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность социального педагога училища по вопросам профилактике правонарушений среди подростков строится согласно плану, утверждённому директором училища. Социальный педагог выполняет следующие функции:
1. Диагностическая и аналитическая – формирует банк данных «трудных» подростков из неблагополучных и асоциальных семей, ведет учёт динамики успеваемости и посещаемости учащихся, анализ занятости во внеурочное время;
2. Социально-педагогическая – помощь и поддержка в работе классных руководителей и воспитателей групп;
3.Социально-профилактическ установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
Исходя из выше перечисленного, социальный педагог не может охватить такой спектр работы с подростками с нарушенной-учебной деятельностью, так как ему не хватает времени в связи с большим объёмом работы и обязанностей. По этому, ведение тьюторского сопровождения необходимо.
В ходе данного исследования, с помощью анкет и памяток мы смогли выделить «группу риска» среди обучающихся, в которую вошли 13 подростков обучающихся в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище № 85 г. Красноярска.
В дальнейшей исследовательской работе необходимо выявить внешние и внутренние факторы, которые влияют на подростков в целом. С помощью такой анкеты как: « Влияние социального окружения на подростка», и Изучение мотивации обучения у подростков.
2.2 Изучение особенностей нарушений в учебно-профессиональной деятельности подростков «группы риска», обучающихся в КГБОУ НПО «Профессиональном училище № 85» г. Красноярска
На процессы социальной адаптации подростков «группы риска» влияют внешние и внутренние факторы. Где внешними факторами выступает социальное окружение, а внутренним фактором выступает мотивация.
Целью исследовательской работы стало изучение мотивации обучающихся краевого государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образовании Профессионального училища № 85 г. Красноярска. В эксперименте приняло участие 13 обучающихся подросткового возраста, которые вошли в «группу риска».
Задачей данного исследования было:
Выявить уровень мотивации учения и преобладающие мотивы учения старших подростков.
Лукьянова М.И. «Методика изучения мотивации обучения у учащихся»
Анкета № 3
Изучения мотивации обучения у подростков
Обучающимся предлагается внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему. Подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся.