Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:35, дипломная работа
Актуальность исследования. В современном мире все более проявляется понимание безусловной ценности внутренней жизни человека. На нынешнем этапе развития общества и культуры остро встает проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
ГЛАВА 1. Общая характеристика общения и затрудненного общения……
1.1. Понятие и виды общение ...........................................................................
1.2. Понятие о затрудненном общении и его причины ................................
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения…………
2.1. Характеристика подросткового возраста...................................................
2.2. Специфика общения в подростковом возрасте ......................................
2.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности……………….
Выводы по второй главе………………………………………………………
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции затрудненного общения у подростков……………………………………..
3.1. Изучение особенностей затрудненного общения у подростков (констатирующий эксперимент)………………………………………..........
3.2. Описание системы работы по коррекции затрудненного общения у подростков (формирующий эксперимент)...…………..…………………...
3.3. Оценка эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент)……………………………………….…………………………..
Заключение
Литература
Министерство образования Нижегородской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижегородский педагогический колледж»
студентка 411 группы специальность 050711 «Социальная педагогика»
Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков
Дипломная работа
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ...................... ГЛАВА 1. Общая характеристика общения и затрудненного общения…… 1.1. Понятие и виды общение
.............................. 1.2. Понятие о затрудненном
общении и его причины .............................. Выводы по первой главе…………………………………………………….. ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения………… 2.1. Характеристика подросткового
возраста...................... 2.2. Специфика общения
в подростковом возрасте .............................. 2.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности………………. Выводы по второй главе……………………………………………………… ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции затрудненного общения у подростков…………………………………….. 3.1. Изучение особенностей
затрудненного общения у 3.2. Описание системы работы по коррекции затрудненного
общения у подростков (формирующий эксперимент)...…………..………………….. 3.3. Оценка эффективности проведенной работы
(контрольный эксперимент)……………………………………….…… Заключение Литература Приложения |
стр.
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире все более проявляется понимание безусловной ценности внутренней жизни человека. На нынешнем этапе развития общества и культуры остро встает проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.
Фундаментальным способом социального бытия человека является общение. В современной психологической науке теме общения посвящено большое количество работ, направленных на решение различных методологических, теоретических, экспериментальных и прикладных проблем данного феномена.
Почти всеми авторами общение и предметная деятельность рассматриваются как ведущие факторы личностного развития (личностный подход В.Н.Мясищева, интерсубъективный подход Л.С.Выготского, Б.Ф.Ломова, А.В.Петровского, деятельностный подход А.Н.Леонтьева и др.), без глубокого теоретического осмысления, которых невозможна эффективная организация педагогической практики.
На прикладном уровне проблемам общения посвящены работы практических психологов, педагогов, чьи профессиональные усилия связаны с психотерапией, изучением и коррекцией различных нарушений общения, формулировкой рекомендаций по организации педагогической помощи и поддержки в организации общения, реализующего личностную потенциальность (Э.Берн, К.Роджерс, В.Сатир, Дж.Рейнуотер, Л.А.Петровская, А.Г.Лидерс, В.Л.Данилова, Т.Г.Григорьева и др.).
Наряду с чисто теоретическими и прикладными исследованиями, направленными на глубокое и всестороннее изучение общения, в последнее время появляется все больше работ – «рекомендаций», где без особого теоретического осмысления предлагаются различные формы коррекции общения (упражнения, игры, тренинги и т.п.).
Общепризнанным является тот факт, что потребность в общении носит специфически человеческий характер, она формируется, углубляется и приобретает определенную значимость на протяжении всей жизни личности. На этом пути существуют свои взлеты, временные остановки и даже определенный регресс. Старший школьный, студенческий возраст, несомненно, являются тем периодом, когда потребность в общении достигает высокого уровня развития. Многочисленные исследования убедительно доказывают, что эффективное решение проблем юношеского возраста (самосознания, самоопределения, самоутверждения) невозможно вне общения с окружающими людьми. В то же время, общение в юности носит противоречивый характер, выражающийся в том, что, с одной стороны, юноши и девушки проявляют активность в поисках общения с окружающими, демонстрируя при этом особую доверительность, интенсивность, а с другой стороны, демонстрируют свое стремление к обособлению, отражающее потребность молодого человека в нахождении своей позиции среди людей, потребность в осознании своеобразия своего Я.
Затрудненное общение является сложной, педагогически значимой проблемой. Трудности, возникающие в общении молодых людей, часто становятся источником срывов в учебе, вызывая раздражение как самих юношей и девушек, так и их родителей и учителей. Сказанное открывает широкое поле для деятельности педагогов и психологов в плане диагностики, коррекции и развивающе-профилактической работы по преодолению трудностей общения и предъявляет серьезные требования к их умению выявлять индивидуальные особенности каждого молодого человека и подбирать адекватные для каждого воспитательные воздействия.
Проблема затрудненного общения многогранно представлена в психологии педагогического общения (А.Н.Леонтьев, В.А.Кан-Калик, А.К.Маркова, Т.А.Аржакаева, Е.В.Кузнецова, Е.А.Лещинская, Л.М.Митина, З.А.Нолиу, Л.А.Поварицина, В.В.Рыжов, Л.Ж.Стахеева, Э.Б.Стрелкова, Е.В.Цуканова, Т.С.Полякова, М.Т.Ногерова). В этой сфере психологических знаний в ходе исследований накоплен богатый и разнообразный эмпирический материал, в котором отражены особенности затрудненного общения в различных сферах педагогического взаимодействия. При этом авторы придерживаются разных теоретических позиций в понимании изучаемых феноменов, с разных аспектов рассматривают трудности общения.
Трудность в общении – проблема феноменологическая. В обыденном сознании людей, обращающихся к психологу за помощью, она, как правило, носит целостный характер (не конкретизируется). Однако рассмотрение трудностей вообще, без опоры на возможные классификации, выделения в них типичного и особенного, является непродуктивным. Сама по себе данная проблема может быть по-разному осознана субъектом общения, она может трактоваться им как результат взаимодействия различных факторов: индивидуальных особенностей личности общающихся, структуры их мотивационно - потребностной сферы, культурных и когнитивных различий, возрастных и статусных различий субъектов общения, особенностей ситуации общения и ее ролевого или сценарного рисунка и др.
Само продуктивное общение выступает и как средство, и как результат успешного процесса социализации. Вместе с тем оно открывает для личности возможность стать творцом собственного человеческого бытия, своей индивидуальной неповторимости. Анализ как факторов, определяющих успешность либо трудность общения, так и, в особенности, взаимовлияния некоторых из них позволит зафиксировать тот смысл, который они приобретают в разных формах отношений людей и открыть пути к построению реальных способов коррекции.
Цель исследования: изучить проблемы общения у подростков, составить программу занятий по коррекции затрудненного общения и проверить ее эффективность на практике.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить затрудненное общение как явление.
3. Изучить причины и степень проявления затрудненного общения.
4. Разработать программу занятий по коррекции проблемы общения подростков.
5. Провести экспериментальную
6. Оценить эффективность
Объект исследования: затрудненное общение, как явление.
Предмет исследования: пути коррекции затрудненного общения у подростков.
Гипотеза: если педагог будет знать причины и особенности затрудненного общения подростков, то это поможет ему осуществить коррекцию проблем общения, с учетом индивидуального подхода к детям.
Понятийно-категориальный аппарат:
Коррекция – это система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития. (Н.В. Новоторцева «Словарь по коррекционной педагогике и спец. психологии)
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие (из книги «Теория и практика общения» А.Н. Панфилова)
Общение – это социально – психологическое явление, которое включает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. (из книги «Теория и практика общения» А.Н. Панфилова)
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. (Л.П. Буева)
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (М.,1990г с 144) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания друг друга.
Затрудненное общение – в широком смысле понимается появление во взаимодействии и общении любого рода проблем, а в узком затрудненное общение представляет собой факты непонимания, возникающие в общении. ( Лабунская В.А. «Психология затрудненного общения»)
Подросток – это мальчик или девочка в отроческом возрасте от 12 до 16-17 лет (Толковый словарь Ушакова)
Методы:
Опытно-экспериментальная работа проводилась в _____________________ ____ района г.Нижнего Новгорода с __.__.20__ г. по __.__.20__ г.
В эксперименте принимало участие ____ человек, в возрасте _____ лет. Из них ___ девочек и ____ мальчиков (приложение 1).
ГЛАВА 1. Общая характеристика общения
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты
с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с
другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называется общением (немов 1 c.512)
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью.
Понятие общение разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. Наиболее объемно это понятие представили Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. (Андриенко Е.В. «Соц. психология»- М., 2001г. с.180)
Само общение определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения [Психология: Словарь,1990], отражающие эту позицию, констатируют, что общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности.
Разные авторы, по-своему определяют понятие «общение». Г.М.Андреева пишет, что общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
А.Н.Сухов дает такое определение «общение – процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией, её восприятие и познание участниками общения, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижению изменений в деятельности».
Информация о работе Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков