Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современном мире все более проявляется понимание безусловной ценности внутренней жизни человека. На нынешнем этапе развития общества и культуры остро встает проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
ГЛАВА 1. Общая характеристика общения и затрудненного общения……
1.1. Понятие и виды общение ...........................................................................
1.2. Понятие о затрудненном общении и его причины ................................
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения…………
2.1. Характеристика подросткового возраста...................................................
2.2. Специфика общения в подростковом возрасте ......................................
2.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности……………….
Выводы по второй главе………………………………………………………
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции затрудненного общения у подростков……………………………………..
3.1. Изучение особенностей затрудненного общения у подростков (констатирующий эксперимент)………………………………………..........
3.2. Описание системы работы по коррекции затрудненного общения у подростков (формирующий эксперимент)...…………..…………………...
3.3. Оценка эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент)……………………………………….…………………………..
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

диплом Иголкина Мглавный.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Ситуация затрудненного взаимодействия – это ситуация, в которой один или оба партнера являются субъектами затрудненного общения, один или оба партнера с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные потребности другого, мешают достижению целей общения, в результате этого один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно – психическим напряжением, демонстрируют непонимание, приводящие к трениям, сбоям в интеракции, нарушениям в развитии личности. К таким ситуациям в первую очередь относятся ситуации «ограничения», «отказа», «обвинения», «оскорбления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения

2.1. Характеристика подросткового  возраста

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). Этот период подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Подростничество – это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. В отрочестве подросток  обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддержать свое чувство личности.

Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей; усиливается независимость детей от взрослых людей во всех сферах поведения. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто из года в год оказывает на него влияние, это относится к родительской семье. Это выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение; он же является началом активного поиска подростком собственной  уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающее чувство личности требует от отрока обособления от семейного «Мы». Однако реально находиться со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать.

Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Дружба и служение ей становится одной из значимых ценностей; именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.

В отрочестве подросток проходит через состояние психологического кризиса. Он через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими. Впервые овладевает опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему осваивать свое право быть личностью.    (Мухина В.С.  «Возрастная психология»- М., 1999г.с.345-348)

Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую многими реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек. Он по-детски преувеличивает свои достоинства и столь же по-детски преуменьшает недостатки.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Т.В.Драгуновой, Н.С.Кона становится общение.  
       Исследователи сходятся в признании огромного значения для подростков общения со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности

 

2.2. Специфика общения  в подростковом возрасте  

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.

Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: В.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Р.Лурии, В.Н.Мясищева, А.В.Петровского и др.

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего  типа деятельности и имеет  интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова, М.С.Каган.

2. В качестве ведущего типа  деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Д.И.Фельдштейн, новые формы общения «как приобщение подростков к обществу». Одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.    

А.В.Мудрик отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает А.В.Мудрик, по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:

Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых – это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. Различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Д.И.Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личностная, стихийно-групповая, социально-ориентированная.

Интимно-личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях – «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией /34/. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение – взаимодействие, основанное на случайных контактах – «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. 
Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – «я» и «общество». Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

 

 

 
2.3. Основные трудности  в коммуникативной деятельности

Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или «барьеров» общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвелл, М.Андерсен, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, В.Ф.Ломов, А.А.Коломенский, А.А.Климов и др.).

В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между учениками внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие, значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.Б.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Неварницына и др.).

И.А.Зимняя дает такое определение: «затруднения в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния».

Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими «психологическими барьерами», которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность субъектов.

Затруднения, как считает А.К.Маркова, выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения. Затруднения имеют несколько функций:

Позитивная функция затруднения (А.К.Маркова) имеет два значения:

а) индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);

б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднения, приобретение опыта).

А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, имеющую два значения: а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой, например, заниженной самооценки); б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения).

На современном этапе затруднения или «барьеры» общения рассматриваются с разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические.                 В деятельностном подходе, по мнению Л.А.Поварнишиной, выделяются две группы затруднения общения: мотивационные и операционные, которые в свою очередь проявляются в когнитивной, эффективной и поведенческой сферах.

И.А.Зимняя выделяет следующие основные области затруднения человека в общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных отношений.

К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности (С.Л.Рубинштейн). Когнитивный стиль – есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика познавательной деятельности. Разграничиваются два полярных стиля – с низкой и высокой дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П.Иванов). Люди с высокой дифференциацией когнитивных структур проявляют большее понимание другого человека.

Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие или низкий уровень эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессером может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В.Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Информация о работе Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков