Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:35, дипломная работа
Актуальность исследования. В современном мире все более проявляется понимание безусловной ценности внутренней жизни человека. На нынешнем этапе развития общества и культуры остро встает проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
ГЛАВА 1. Общая характеристика общения и затрудненного общения……
1.1. Понятие и виды общение ...........................................................................
1.2. Понятие о затрудненном общении и его причины ................................
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения…………
2.1. Характеристика подросткового возраста...................................................
2.2. Специфика общения в подростковом возрасте ......................................
2.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности……………….
Выводы по второй главе………………………………………………………
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции затрудненного общения у подростков……………………………………..
3.1. Изучение особенностей затрудненного общения у подростков (констатирующий эксперимент)………………………………………..........
3.2. Описание системы работы по коррекции затрудненного общения у подростков (формирующий эксперимент)...…………..…………………...
3.3. Оценка эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент)……………………………………….…………………………..
Заключение
Литература
Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте И.С.Кон считает, что самая распространенная трудность общения подростков и молодых людей – это застенчивость. И.С.Кон утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению И.С.Кона, подросткам надо избавляться от их застенчивости.
Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.
Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них.
Л.А.Поварницына выделяет шесть групп трудностей общения:
1 группа – трудности, связанные с неумением вести себя незнанием, что и как сказать;
2 группа – трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;
3 группа – трудности, вызванные
непониманием партнера общения,
т.е. недостаточной
4 группа - трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
5 группа – трудности, вызванные
общей неудовлетворенностью
Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.
Выводы по II главе:
Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа
3.1. Констатирующий эксперимент
Опытно-экспериментальная работа проводилась ______
Цель: изучение причин затрудненного общения у подростков
Задачи:
Какие диагностики использовала для выявления затруднений в общении.
Анализ методик. Проводилась
методика «_________». В ходе диагностики
было выявлено, что _____________________________.
Характеристика испытуемых:
Испытуемая ____ является учащийся ___ класса (описать: как учится, поведение, работоспособность, дружелюбие). Можно побеседовать с классным.
И так всех, кто участвует в эксперименте.
Всего – 12 – 100%
Высокий – 3 - 25
Средний – 5 – 41,6
Низкий – 4 33,4 - 100
3.2. Программа занятий (формирующий эксперимент)
Цель:
Задачи:
Программа занятий:
Цель: выявление и коррекция затрудненного общения у подростков
№ |
Название |
Цель |
Форма |
Сроки |
1. |
Опросник «Социально – психологические характеристики субъекта общения» (Лабунская с.66) |
Выявление степени индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения; установление степени сензитивности к позитивным и негативным чертам общения. |
опросник |
|
2. |
«Шкала враждебности» Кука – Медлей (Лабунская с.105) |
Измерение интенсивности отношений враждебности, агрессивности и подозрительности |
опросник |
|
3. |
«Опросник межличностных отношений» Шутца (Лабунская с.110) |
Оценка характерных для человека межличностных отношений: доминирование – подчинение, заинтересованность – незаинтересованность, эмоциональная близость – отчужденность. |
опросник |
|
4. |
«Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна (Лабунская с.194) |
Исследование эмпатии и уровня выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого |
опросник |
|
5. |
Тест «Эгоцентрических ассоциаций» (Лабунская с.234) |
Выявление степени центрации на себя или других |
Тест, в виде незаконченных предложений |
|
6. |
Игры на сплочение |
3.3. Проверка эффективности проделанной работы
(контрольный эксперимент)
Цель:
Анализ результатов.
Сделать диаграмму контрольного эксперимента и
Выводы по III главе:
Заключение
Литература
Не менее 25 источников, в алфавитном порядке.
4. Добрович А.Б. « Воспитателю о психологии и психогигиене общения»- М., 1987г.
5. Доценко Б.Л. «Психология манипуляции»- М., 1996г.
6.Знаков В.В. «Понимание и познание в общении»- М., 1994г.
7.Лабунская Я.Л.,. Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д «Психология затрудненного общения»- М., 2001г
8. Мудрик А.В. «Социальная педагогика»- М., 2000г.
9.Мухина В.С. «Возрастная психология»- М., 1999г
10.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности- М., 1986г.
11. Немов Р.С. «Психология» 1 том «ВЛАДОС»- М., 2006г.
12.Немов Р.С. «Психология». 2 том «ВЛАДОС»- М., 2007г
13.Немов Р. С. «Психология» 3 том «ВЛАДОС» ИМПЭ им. А. С. Грибоедова-М., 2002г
14. Петровский А.В. «Введение в психологию»- М., 1996г.
15. Реан А., Бордовская Н., Розум С. «Психология и педагогика»- М., 2006г.
16.Сухов А.Н. « Социальная психология»- М., 2007г.
17. Станкин М.И. «Психология общения»- М., 2000г.
18. Юсупов И. М. «Психология взаимопонимания»- Казань, 1991г.
19. Ж.М. Глозман « Общение и здоровье личности»
20. А.П. Панфилова « Теория и практика общения» Москва – 2007г.
21. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов на Дону, издательство «Феникс», 1997
Приложения
Сюда помещаем:
1. Все диагностические методики, которые использовали в констатирующем эксперименте.
2. Ответы и работы
3. Конспекты занятий –
Опросник «Социально – психологические характеристики субъекта общения»
Инструкция. Представьте себе, что ваш партнер демонстрирует в общении с вами нижеперечисленные характеристики взаимодействия. Ваша задача заключается в том, чтобы оценить, насколько та или иная особенность поведения партнера затрудняет ваше общение с ним, например такая характеристика партнера, как громкая речь. Если эта особенность поведения очень сильно (сильно, средне, слабо и т.д.) затрудняет ваше общение, то поставьте знак «+» в соответствующей графе бланка, напротив номера характеристики; если вы не обращали ранее внимание на эту характеристику и не можете оценить её влияние на ваше общение, то поставьте знак «+» в графе «Не знаю». Отвечая, старайтесь соблюдать следующие правила:
Первая фраза инструкции выглядит следующим образом: «Представьте себе, что коллега, друг или др. обладает нижеперечисленными характеристиками общения. Насколько они затрудняет ваше общение?
Бланк для ответов по опроснику «Социально – психологические характеристики общении»
Дата
Кодирование ответов
Очень сильно затрудняет |
Сильно затрудняет |
Средне затрудняет |
Слабо затрудняет |
Не затрудняет |
Не знаю |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
№ |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
№ |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
№ |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
№ |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||||||||||||||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
||||||||||||||||||||||||
13 |
14 |
15 |
16 |
||||||||||||||||||||||||
17 |
18 |
19 |
20 |
||||||||||||||||||||||||
21 |
22 |
23 |
24 |
||||||||||||||||||||||||
25 |
26 |
27 |
28 |
||||||||||||||||||||||||
29 |
30 |
31 |
32 |
||||||||||||||||||||||||
33 |
34 |
35 |
36 |
||||||||||||||||||||||||
37 |
38 |
39 |
40 |
||||||||||||||||||||||||
41 |
42 |
43 |
44 |
||||||||||||||||||||||||
45 |
46 |
47 |
48 |
||||||||||||||||||||||||
49 |
50 |
51 |
52 |
||||||||||||||||||||||||
53 |
54 |
55 |
56 |
||||||||||||||||||||||||
57 |
58 |
59 |
60 |
||||||||||||||||||||||||
Σ |
Σ |
Σ |
Σ |
||||||||||||||||||||||||
М |
М |
М |
М |
Информация о работе Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков