Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современном мире все более проявляется понимание безусловной ценности внутренней жизни человека. На нынешнем этапе развития общества и культуры остро встает проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
ГЛАВА 1. Общая характеристика общения и затрудненного общения……
1.1. Понятие и виды общение ...........................................................................
1.2. Понятие о затрудненном общении и его причины ................................
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения…………
2.1. Характеристика подросткового возраста...................................................
2.2. Специфика общения в подростковом возрасте ......................................
2.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности……………….
Выводы по второй главе………………………………………………………
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции затрудненного общения у подростков……………………………………..
3.1. Изучение особенностей затрудненного общения у подростков (констатирующий эксперимент)………………………………………..........
3.2. Описание системы работы по коррекции затрудненного общения у подростков (формирующий эксперимент)...…………..…………………...
3.3. Оценка эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент)……………………………………….…………………………..
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

диплом Иголкина Мглавный.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте И.С.Кон считает, что самая распространенная трудность общения подростков и молодых людей – это застенчивость. И.С.Кон утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению И.С.Кона, подросткам надо избавляться от их застенчивости.

Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.

Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них.

Л.А.Поварницына выделяет шесть групп трудностей общения:

1 группа – трудности, связанные с неумением вести себя незнанием, что и как сказать;

2 группа – трудности, связанные  с непониманием и неприятием партнера общения;

3 группа – трудности, вызванные  непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью  собственной перцептивной стороны общения;

4 группа - трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;

5 группа – трудности, вызванные  общей неудовлетворенностью человека  общением.

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

  

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе:

Отрочество  при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа

3.1. Констатирующий эксперимент

Опытно-экспериментальная работа проводилась ______

Цель: изучение причин затрудненного общения у подростков

Задачи:

  1. Подобрать методики для диагностики причин затрудненного общения
  2. Анализ результатов проведенных методик

Какие диагностики использовала для выявления затруднений в общении.

Анализ методик. Проводилась методика «_________».  В ходе диагностики было выявлено, что _____________________________.  Сделать по результатам диагр амму. Сами методики в приложения.

 

 

Характеристика испытуемых:

Испытуемая ____ является учащийся ___ класса (описать: как учится, поведение, работоспособность, дружелюбие). Можно побеседовать с классным.

И так всех, кто участвует в эксперименте.

 

 

Всего – 12 – 100%

Высокий – 3 - 25

Средний – 5 – 41,6

Низкий – 4 33,4 - 100

 

 

3.2. Программа занятий (формирующий эксперимент)

Цель:

Задачи:

 

Программа занятий:

Цель: выявление и коррекция затрудненного общения у подростков

Название

Цель

Форма

Сроки

1.

Опросник «Социально – психологические характеристики субъекта общения» (Лабунская с.66)

Выявление степени индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения; установление степени сензитивности к позитивным и негативным чертам общения.

опросник

 

2.

«Шкала враждебности» Кука – Медлей

(Лабунская с.105)

Измерение интенсивности отношений враждебности, агрессивности и подозрительности

опросник

 

3.

«Опросник межличностных отношений» Шутца

(Лабунская с.110)

Оценка характерных для человека межличностных отношений: доминирование – подчинение, заинтересованность – незаинтересованность, эмоциональная близость – отчужденность.

опросник

 

4.

«Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна

(Лабунская с.194)

Исследование эмпатии и уровня выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого

опросник

 

5.

Тест «Эгоцентрических ассоциаций»

(Лабунская с.234)

Выявление степени центрации на себя или других

Тест, в виде незаконченных предложений

 

6.

Игры на сплочение

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Проверка эффективности  проделанной работы 

(контрольный эксперимент)

Цель:

Анализ результатов.

Сделать диаграмму контрольного эксперимента и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по III главе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Не менее 25 источников, в алфавитном порядке.

  1. 1. Андреева Г. М. « Социальная психология»- М., 1996г
  2. Андриенко Е.В.    «Соц. психология»- М., 2001г.
  3. Дубровина И. В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. «Психология»- М., 2003г.

4. Добрович А.Б.    « Воспитателю о психологии и психогигиене общения»- М., 1987г.

5. Доценко Б.Л. «Психология манипуляции»- М., 1996г.

6.Знаков В.В. «Понимание и познание  в общении»- М., 1994г.

7.Лабунская Я.Л.,. Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д «Психология затрудненного общения»- М., 2001г

8. Мудрик А.В. «Социальная педагогика»- М., 2000г.

9.Мухина В.С.  «Возрастная психология»- М., 1999г

10.Мерлин В.С. Очерк интегрального  исследования индивидуальности- М., 1986г.

11. Немов Р.С. «Психология» 1 том «ВЛАДОС»- М., 2006г.

12.Немов Р.С.  «Психология». 2 том «ВЛАДОС»- М., 2007г

13.Немов Р. С. «Психология» 3 том  «ВЛАДОС» ИМПЭ им. А. С. Грибоедова-М., 2002г

14. Петровский А.В.   «Введение в психологию»- М., 1996г.

15. Реан А.,  Бордовская Н.,   Розум  С. «Психология и педагогика»- М., 2006г.

16.Сухов А.Н.  « Социальная  психология»- М., 2007г.

17. Станкин М.И. «Психология общения»- М., 2000г.

18. Юсупов И. М. «Психология взаимопонимания»- Казань, 1991г.

19. Ж.М. Глозман « Общение и  здоровье личности»

20. А.П. Панфилова « Теория и  практика общения» Москва – 2007г.

21. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов на Дону, издательство «Феникс», 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Сюда помещаем:

1. Все диагностические методики, которые использовали в констатирующем эксперименте.

2. Ответы и работы диагностируемых  детей.

3. Конспекты занятий – формирующего  эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник «Социально – психологические характеристики субъекта общения»

Инструкция. Представьте себе, что ваш партнер демонстрирует в общении с вами нижеперечисленные характеристики взаимодействия. Ваша задача заключается в том, чтобы оценить, насколько та или иная особенность поведения партнера затрудняет ваше общение с ним, например такая характеристика партнера, как громкая речь. Если эта особенность поведения очень сильно (сильно, средне, слабо и т.д.) затрудняет ваше общение, то поставьте знак «+» в соответствующей графе бланка, напротив номера характеристики; если вы не обращали ранее внимание на эту характеристику и не можете оценить её влияние на ваше общение, то поставьте знак «+» в графе «Не знаю». Отвечая, старайтесь соблюдать следующие правила:

    1. Будить внимательны, следите, чтобы номер ответа на специальном бланке совпадал с номером характеристики в опроснике.
    2. Постарайтесь реже ставить знак «+» в графе «Не знаю».
    3. Не трать время на обдумывание ответов (это задание на скорость), тогда вы быстро сможете закончить работу.

Первая фраза инструкции выглядит следующим образом: «Представьте себе, что коллега, друг или др. обладает нижеперечисленными характеристиками общения. Насколько они затрудняет ваше общение?

  1. Тихая речь.
  2. Неумение соотносить действия и поступки людей с их качествами личности.
  3. Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).
  4. Желание больше говорить, чем слушать.
  5. Застывшая поза, неподвижное лицо.
  6. Неумение поставить себя на место другого человека.
  7. Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).
  8. Привычка перебивать разговор.
  9. Длительные паузы в речи.
  10. Неумение «читать» по лицу чувства и намерения другого человека.
  11. Неприязненное (враждебное) отношение  к другим людям (ко мне).
  12. Неумение выйти из общения, вовремя его прекратить.
  13. Нежелание партнера поддерживать зрительный контакт.
  14. Ошибки в оценке чувств и настроений другого человека.
  15. Властное отношение к другим людям (ко мне).
  16. Неумение аргументировать свои замечания, предложения.
  17. Отсутствие внешней привлекательности.
  18. Неумение продемонстрировать понимание особенностей другого человека.
  19. Высокомерное отношение к другим людям (ко мне).
  20. Неумение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку.
  21. Вялая, невыразительная жестикуляция.
  22. Стремление относить людей к определенному типу.
  23. Требовательное отношение к другим людям (ко мне).
  24. Стремление занимать в общение ведущую позицию.
  25. Несоответствие выражения лица партнера его словам.
  26. Отсутствие проницательности.
  27. Страх быть смешным в глазах других людей.
  28. Желание навязать свою точку зрения.
  29. Громкая речь.
  30. Привычка судить о человеке по его внешности.
  31. Стремление произвести приятное впечатление.
  32. Неумение выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонаций.
  33. Систематическое передвижение во время общения.
  34. Умение поставить себя на место другого человека.
  35. Заинтересованное отношение к другому человеку (ко мне).
  36. Умение меньше говорить, а больше слушать.
  37. Стремление систематически поддерживать зрительный контакт.
  38. Умение точно оценивать чувства и настроения другого человека.
  39. Доверительное отношение к другим людям (ко мне).
  40. Умение слушать, вести диалог, беседовать.
  41. Приятная внешность.
  42. Умение «читать» по лицу чувства и намерения другого человека.
  43. Дружеское отношение к другим людям (ко мне).
  44. Умение вовремя выйти из общения, прекратить его, учитывая ситуацию и состояние другого человека.
  45. Быстрый темп речи.
  46. Умение демонстририровать свое понимание особенностей другого человека.
  47. Почтительное отношение к другим людям (ко мне).
  48. Умение принять точку зрения другого человека.
  49. Интенсивная жестикуляция.
  50. Умение видеть в другом человеке его индивидуальные особенности, черты характера.
  51. Добродушное отношение к другим людям (ко мне).
  52. Умение объяснять, аргументировать свои предложения, замечания.
  53. Соответствие выражения лица партнера его словам.
  54. Проницательность: людей видеть «насквозь».
  55. Способность выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонаций.
  56. Умение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку.
  57. Частые прикосновения (кладет руку, похлопывает по плечу и т.д.).
  58. Стремление оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении.
  59. Стремление занимать в общении подчиненную позицию.
  60. Концентрация внимания на собственные чувства и мысли.
  61. Длительное общение с одним и тем же человеком.
  62. Присутствие посторонних лиц.
  63. Большие временны`е промежутки в общении с партнером.
  64. Одновременное общение с группой лиц.
  65. Возрастные различия.
  66. Половые различия.
  67. Должностные различия.
  68. Самочувствие (настроение, готовность к общению).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк для ответов по опроснику «Социально – психологические характеристики общении»

Дата                                                  Пол, возраст

Кодирование ответов

Очень сильно затрудняет

Сильно затрудняет

Средне затрудняет

Слабо затрудняет

Не затрудняет

Не знаю

5

4

3

2

1

0


 

5

4

3

2

1

0

5

4

3

2

1

0

5

4

3

2

1

0

5

4

3

2

1

0

1

           

2

           

3

           

4

           

5

           

6

           

7

           

8

           

9

           

10

           

11

           

12

           

13

           

14

           

15

           

16

           

17

           

18

           

19

           

20

           

21

           

22

           

23

           

24

           

25

           

26

           

27

           

28

           

29

           

30

           

31

           

32

           

33

           

34

           

35

           

36

           

37

           

38

           

39

           

40

           

41

           

42

           

43

           

44

           

45

           

46

           

47

           

48

           

49

           

50

           

51

           

52

           

53

           

54

           

55

           

56

           

57

           

58

           

59

           

60

           

Σ

           

Σ

           

Σ

           

Σ

           

М

           

М

           

М

           

М

           

Информация о работе Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков