Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:35, дипломная работа
Актуальность исследования. В современном мире все более проявляется понимание безусловной ценности внутренней жизни человека. На нынешнем этапе развития общества и культуры остро встает проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
ГЛАВА 1. Общая характеристика общения и затрудненного общения……
1.1. Понятие и виды общение ...........................................................................
1.2. Понятие о затрудненном общении и его причины ................................
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения…………
2.1. Характеристика подросткового возраста...................................................
2.2. Специфика общения в подростковом возрасте ......................................
2.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности……………….
Выводы по второй главе………………………………………………………
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции затрудненного общения у подростков……………………………………..
3.1. Изучение особенностей затрудненного общения у подростков (констатирующий эксперимент)………………………………………..........
3.2. Описание системы работы по коррекции затрудненного общения у подростков (формирующий эксперимент)...…………..…………………...
3.3. Оценка эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент)……………………………………….…………………………..
Заключение
Литература
Обработка результатов тестирования
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру=20.
Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных.
Ключ для обработки данных по методике
Коммуникативные склонности:
«+» да: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 29, 33, 37;
«-« нет: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
Организаторские склонности:
«+» да: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
«-« нет: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40;
За каждый ответ «да» и «нет» для высказываний, совпадающих с в Ключе, отдельно по соответствующим склонностям приписывается 1 балл.
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей.
1 – 4 б.- очень низкий
5 – 8 б.- низкий
9 – 12 б. – средний
13 – 16 б. –высокий
17 – 20 б. – высший
5 – 8 б. они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решении
9 – 12 б. они стремятся к контактам
с людьми, отстаивают свое мнение
Однако потенциал их
13 – 16 б. они не теряются в
новой обстановке, быстро находят
друзей, проявляют инициативу в
общении, способны принимать решения
в трудных нестандартных
17 – 20б. они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны , принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, настойчивы и одержимы в деятельности.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Конкурсная программа «МИКСЕР»
ПОСЧИТАЙ. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача — найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная команда.
ЧТО ТАКОЕ? Командам раздаются карточки с названиями 3—4-х предметов. Задача для каждой команды:
после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?
• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
• Молоко, телефон, дождь.
• Хлеб, ножницы, луна.
• Жираф, ложка, снег.
• Машина, ночь, сахар.
ПОКАЖИ. Необходимо изобразить, используя всех участников команды:
• оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;
• болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией;
• крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;
• Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой;
• букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»;
• картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ. На листах бумаги команды в течение 2—3 минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются методом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий останется больше.
МАСТЕРА ПАНТОМИМЫ. Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное, так, чтобы все догадались, кто это.
ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ. Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от О до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два
стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 +4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
КТО БЫСТРЕЕ? Команда выполняет задания быстро и четко.
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
букву;
птичий косяк.
2-й вариант. Построиться в шеренгу по:
• росту;
• цвету волос;
• алфавиту имен;
• размеру ноги.
1. "Енотовы круги"
Вся группа
с завязанными глазами
2. "Выйти по числу пальцев"
Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, не превышающее количества человек группы. Сразу же из группы должно выпрыгнуть количество людей, равное названному числу. Упражнение повторяется до результата, каждый раз с новым числом. Возникает ощущение умения понимать друг друга без слов.
3. "Выкинуть на пальцах"
Всей группе на "раз-два три" надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.
4. Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.
5. "Посчитать до 18"
Группа должна
по порядку посчитать до N (либо
равное, либо большее числа участников)
6. "Узел"
Каждый из группы держится за веревку. Задача - завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается с начала). Вариант - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант - развязать узел, завязанный ведущим.
7. С закрытыми глазами молча построиться по росту.
8. Молча построиться по дням рождения.
9. "Тарелочки"
Группе дается несколько тарелочек. Группа должна, не наступая на ковер, переправиться по тарелочкам через него. Условие: на каждой тарелочке должна постоянно находиться хотя бы одна нога. Иначе тарелочка отбирается.
10. Все стоят в кругу. Закрыв глаза, снимают обувь и перемешивают. Hе трогая руками надо найти свою (ногами).
11. Муравьиная тропа
Группа разбивается
на две части и встает на
длинную доску по обе стороны
от середины. Задача - двум подгруппам
поменяться местами. Если кто-то
наступает на землю или касаетс
12. Вся группа стоит на коврике. Hужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.
13. "Веревочка за руки"
Веревочка
натянута чуть ниже пояса самог
14. "Тарелочки по кругу"
Тарелочки расположены по кругу, их число равно числу участников. Hужно, не наступая на пол, всем одновременно пропрыгать круг с тарелочки на тарелочку. Размеры тарелок подбираются так, чтобы на каждой помещался только один человек.
15. "Осьминожка"
К кольцу
привязаны длинные веревки, в
кольцо кладется теннисный
16. "Орехи"
Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Hужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант - то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. Hа обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и ранимое.
17. Не разговаривая, сложить из стульев какую-то фигуру (например, букву "ю"). Можно проводить на время.
“Снежный ком”. Играющие садятся в круг. Первый называет
свое имя. Второй называет имя первого
и свое имя. Третий называет два предыдущих
и сове и т.д. п Великолепная
Валерия
Участники встают в круг. Первый участник
называет свое имя и прилагательное, характеризующее
его (игрока) и начинающееся с той же буквы,
что и его имя. Например: Великолепная
Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй
участник называет словосочетание первого
и говорит свое. Третий же участник называет
словосочетания первых двух игроков и
так до тех пор, пока последний участник
не назовет свое имя. ока первый не назовет имена всех.
Молекула
- хаос
Участники изображают броуновское движение
молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся
друг с другом. По команде вожатого: "
Молекула по 2, по 3 и т. д.", игроки разбиваются
на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только
звучит команда: " Хаос", участники
вновь начинают двигаться как молекулы.
Таким образом, игра продолжается.
Построения
Ведущий предлагает построиться участникам
по цвету глаз (от самых светлых до тёмных);
по числам и месяцам рождения от 1 января
до 31 декабря; в алфавитном порядке по
первым буквам полных имён и т. д.
РАЗМИНКА
Дерево загадок
№1 а) У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. Видать глазами, да не взять руками.
б) Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
в) Какой месяц короче других?
№2 а) Когда ворона летит на юг?
б) Назовите
героиню русской народной
в) Чем заканчивается ночь и день?
№3 а) Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и огурцах?
б) Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»?
в) По чему птицы летают?
№4 а) Как из столба без инструментов сделать стол?
б) Назовите
героиню французской сказки, которая
получила свое прозвище
в) По чему люди ходят?
№5 а) Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и охотники?
б) Что за
герой французской сказки
в) За чем вода в бутылке?
№6 а) Одно яйцо варится четыре минуты. Сколько надо времени, чтобы сварить шесть яиц?
б) Какой вид энергии использовала Баба-Яга?
в) Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?
№7 а) Летела стая гусей: один впереди, два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько в стае было гусей?
б) Какой сказочный герой посеял деньги?
в) Не конь, а бежит, не лес, а шумит?
№8 а) Во мне есть вода, но не мокрая, огонь, но не жгучий. Мое тело бесцветное, и в то же время разноцветное.
Информация о работе Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков