Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современном мире все более проявляется понимание безусловной ценности внутренней жизни человека. На нынешнем этапе развития общества и культуры остро встает проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
ГЛАВА 1. Общая характеристика общения и затрудненного общения……
1.1. Понятие и виды общение ...........................................................................
1.2. Понятие о затрудненном общении и его причины ................................
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения…………
2.1. Характеристика подросткового возраста...................................................
2.2. Специфика общения в подростковом возрасте ......................................
2.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности……………….
Выводы по второй главе………………………………………………………
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции затрудненного общения у подростков……………………………………..
3.1. Изучение особенностей затрудненного общения у подростков (констатирующий эксперимент)………………………………………..........
3.2. Описание системы работы по коррекции затрудненного общения у подростков (формирующий эксперимент)...…………..…………………...
3.3. Оценка эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент)……………………………………….…………………………..
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

диплом Иголкина Мглавный.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

 

 

5

4

3

2

1

0

61

           

62

           

63

           

64

           

65

           

66

           

67

           

68

           

Σ

           

М

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (ОМО)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и о других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

1 – обычно;

2 – часто;

3 – иногда;

4 – случайно;

5 – редко;

6 – никогда;

Суждения:

  1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
  2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
  3. Становлюсь членом различных групп.
  4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.
  5. Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
  6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную деятельность.
  8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
  9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
  10. Позволяю другим судить о своей деятельности.
  11. Стараюсь быть среди людей.
  12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
  13. Имею склонность присоединяться к другим всякий раз, когда что – то делается совместно.
  14. Легко подчиняюсь другим.
  15. Стараюсь избегать одиночества.
  16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.
  17. Стараюсь относиться к другим приятельски.
  18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо сделать.
  19. Мое личное отношение к другим холодное и безразличное.
  20. Предоставляю другим руководить ходом событий.
  21. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
  22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  23. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
  24. Позволяю другим судить о том, что делаю.
  25. С другими веду себя холодно и безразлично.
  26. Легко подчиняюсь другим.
  27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
  28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем – нибудь.
  29. Мне нравится, когда другие люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  30. Стремлюсь оказывать влияние на деятельность других.
  31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
  32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
  34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  35. Мне нравится, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
  36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
  37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
  38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по – приятельски.
  39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
  40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне непосредственно.
  41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
  42. Мне нравится, когда другие приглашают меня  участвовать в чем – нибудь.
  43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  44. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
  45. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
  46. Мне нравится, когда другие относятся  ко мне холодно и сдержанно.
  47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
  48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  49. Мне нравится, когда люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  50. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
  51. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности.
  52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
  53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
  54. В обществе руковожу ходом событий.

 

 

 

 

 

 

Бланк к «Опроснику межличностных отношений» Шутца.

Ф.И.О.                                            Пол

Возраст

Варианты ответов:

1 – обычно;                     4 – случайно;

2 – часто;                         5 – редко;

3 – иногда;                       6 – никогда;

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

           

28

             

2

           

29

             

3

           

30

             

4

           

31

             

5

           

32

             

6

           

33

             

7

           

34

             

8

           

35

             

9

           

36

             

10

           

37

             

11

           

38

             

12

           

39

             

13

           

40

             

14

           

41

             

15

           

42

             

16

           

43

             

17

           

44

             

18

           

45

             

19

           

46

             

20

           

47

             

21

           

48

             

22

           

49

             

23

           

50

             

24

           

51

             

25

           

52

             

26

           

53

             

27

           

54

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна

Диагностика эмоциональных компонентов эмпатии.

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и о других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

3 – полностью согласен;

2 – согласен;

1 – скорее согласен, чем не  согласен;

0 – трудно сказать;

- 1 – скорее не согласен, чем  согласен;

- 2 – не согласен;

- 3 – полностью не согласен;

Суждения:

1.Меня огорчает, когда я вижу, что кто – то чувствует себя одиноко в чужой компании.

2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.

3. Мне неприятно, когда люди открыто, проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных  людях то, что они всегда себя жалеют.

5. Я обязательно начинаю нервничать, когда кто – то рядом со  мной нервничает.

6. Я считаю, что плакать от  счастья глупо.

7. Я принимаю близко к сердцу  проблемы своих знакомых.

8. Иногда песни о любви очень  трогают меня.

9. Я очень волнуюсь, если должен сообщить людям неприятные для них новости.

10. Мое настроение сильно зависит  от настроения окружающих меня  людей.

11.Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными.

12. Я предпочитаю работу, связанную  с людьми.

13. Я не слишком расстраиваюсь, если мой друг действует необдуманно.

14. Я люблю наблюдать, как люди  принимают подарки.

15. Одинокие люди часто недоброжелательны.

16. я очень сильно расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливо.

18. Когда я читаю хороший роман  или смотря фильм, я так переживаю, как будто это происходит на  самом деле.

19. Я всегда сержусь и выхожу  из себя , когда вижу, что с кем  – то плохо, несправедливо обращаются.

20. Я могу сохранять спокойствие, даже если все вокруг меня волнуются.

21. Если мои знакомые начинают  обсуждать со мной свои личные  проблему, я стараюсь перевести  разговор на другую тему.

22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, как много людей вокруг меня вздыхают и плачут.

23. Чужой смех не заражает  меня.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей га него, как правило, не влияют.

25. Я теряю душевное равновесие  и не могу сосредоточиться  на работе, если окружающие чем  – то угнетены.

26. Мне кажется, что большинство людей переживают и расстраиваются из – за пустяков.

27. Я очень расстраиваюсь, когда  вижу страдания животных.

28. На мой взгляд, довольно глупо  переживать то, что происхолит  в книге или кино.

29. Мне всегда тяжело видеть  больных, беспомощных людей.

30. Чужие слезы, громкий плач вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие.

31. Когда я смотрю фильм, я  переживаю так, как будто это  происходит со мной.

32. Я замечаю, что могу оставаться  равнодушным к любому волнению, оживлению вокруг.

33. Мне кажется, маленькие дети часто плачут без всяких причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответов к «Шкале эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна

Ф.И.О.             Пол           Возраст       

Полностью согласен

Согласен

Скорее согласен, чем не согласен

Не могу сказать

Скорее не согласен, чем согласен

Не согласен

Полностью согласен

1

2

3

4

5

6

7

8

1

             

2

             

3

             

4

             

5

             

6

             

7

             

8

             

9

             

10

             

11

             

12

             

13

             

14

             

15

             

16

             

17

             

18

             

19

             

20

             

21

             

22

             

23

             

24

             

25

             

26

             

27

             

28

             

29

             

30

             

31

             

32

             

33

             

 

Интерпретация результатов, полученных на основе «Шкалы эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна

 

Значения по результатам задания

Классификация уровня развития эмпатии

70 баллов и больше

Высокий уровень

50 – 70 баллов

Средний уровень тенденций к высокому

30 – 50 баллов

Средний уровень

10 – 30 баллов

Средний уровень с тенденцией к низкому

10 баллов и меньше

Низкий уровень


 

 

 

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

      Методика состоит  из 40 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет».

Вопросы:

  1. Если у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кому – либо из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с друзьями?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас  по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вам включиться в новые для Вас компании (коллективы)?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения или своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случаи познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающее люди, и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходиться проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
  30. Принимаете ли Вы участие  в общественной работе в школе (на производстве)?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение  или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя, непринужденно попав в незнакомый коллектив?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидание?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Информация о работе Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков