Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:35, дипломная работа
Актуальность исследования. В современном мире все более проявляется понимание безусловной ценности внутренней жизни человека. На нынешнем этапе развития общества и культуры остро встает проблема оптимизации межличностных отношений, перестройки обучения на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. В этой связи проблемы личности, человеческой индивидуальности приобретают все большее значение как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
ГЛАВА 1. Общая характеристика общения и затрудненного общения……
1.1. Понятие и виды общение ...........................................................................
1.2. Понятие о затрудненном общении и его причины ................................
Выводы по первой главе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Подростковый возраст и особенности общения…………
2.1. Характеристика подросткового возраста...................................................
2.2. Специфика общения в подростковом возрасте ......................................
2.3. Основные трудности в коммуникативной деятельности……………….
Выводы по второй главе………………………………………………………
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции затрудненного общения у подростков……………………………………..
3.1. Изучение особенностей затрудненного общения у подростков (констатирующий эксперимент)………………………………………..........
3.2. Описание системы работы по коррекции затрудненного общения у подростков (формирующий эксперимент)...…………..…………………...
3.3. Оценка эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент)……………………………………….…………………………..
Заключение
Литература
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). (Петровский А.В. «Введение в психологию»- М., 1996г.с.280-281)
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
- Коммуникативная сторона –
обмен информацией между
- Интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми.
- Перцептивная сторона –
Общение является важнейшей категорий психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др.
В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей.
Таким образом, видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное по отношению к категории «деятельность». (.. Реан А., Бордовская Н., Розум С. «Психология и педагогика»- М., 2006г с.195)
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
Содержание общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении.
Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает активность. Это и передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношение и др. Они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Кодирование информации – это способ передачи её от одного человека другому.
Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п.; органами чувств, речью, письменностью. (немов1. с.512-513)
В зависимости от содержания, целей и средств общения можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивные (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационные (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По средствам общения может быть неопосредованным (осуществляется с помощью естественных органов: руки, ноги голова, голосовые связки и т.п.) и опосредованным (использование природных предметов - след на земле, палка и т.д.; или культурных – знаковые системы, печать, радио и т.д.), прямым (личные контакты, беседы) и косвенным (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное; инструментальное и целевое; вербальное и невербальное (общение с помощью мимики, жестов, пантомимики; через прямые сенсорные или телесные контакты) (немов1. с.512-516)
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения. (14. Петровский А.В. «Введение в психологию»- М., 1996г.с.280)
В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Традиционно она рассматривается в связи с вопросами оптимального общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения.
Интерпретации общения как затрудненного используется оценка степени выраженности затруднений в зависимости от их воздействия на результаты общения. На основании данного критерия определяются ситуации затрудненного общения: от легких трений, сбоев в общении, не мешавших его продолжению, до того уровня конфликта, который приводит к полному разрыву между партнерами.
Многочисленные данные подтверждают существование специфического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения. В ряде обобщающих работ подчеркивается, что под затрудненным общением понимается широкий спектр явлений, который можно свести к неналаженному, расстроенному, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэффективному общению.
Термин «затрудненное общение» используется как широкое понятие, объединяющие такие явления, как трудности, затруднения, сбои, осложнения, препятствия, преграды, барьеры, конфликты, то, как весьма узкое определение, фиксирующее незначительные трудности общения, преодолеваемые партнерами в процессе коммуникации, не имеющие далеко идущих деструктивных последствий. В качестве важных характеристик затрудненного общения в некоторых работах рассматривается степень выраженности затруднений, их глубина и интенсивность воздействия на результаты общения. В качестве крайней формы проявления трудностей общения в них изучается конфликт.
Одна из первых исследователей затрудненного общения Е.В.Цуканова отмечала, что многообразие проявлений затрудненного общения объясняется тем, что оно изучается в различных концептуальных рамках.
К затрудненному общению следует относиться как к глобальному, интегральному феномену.
В.Н.Куницына подчеркивает, что феномен затрудненного общения – это, прежде всего явление, представленное в сознании и переживании партнеров.
В отечественной психологии сложилось традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом неналаженного общения или сопровождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ставятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия и т.д. О субъективной природе психологических трудностей общения писали А.А.Бодалев и Г.А.Ковалев, подчеркивая, что следствием этих «субъективных трудностей» является объективная картина нарушений – не достижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т.д.
Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:
1. в качестве социально-
2. как явление объективное, представленное
в несоответствии цели и
3. как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д. (лабунская. с.7-9)
Различные затруднения в общении являются следствием особенностей развития социально-перцептивной сферы личности (неадекватные восприятия, понимание, оценка, самооценка и т.д.)
В.Н.Куницына считала, что «объективные» трудности – это те, которые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, снижают его успешность и лишают чувства удовлетворенности от общения.
Затрудненное общение объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детермировано, как подчеркивается Л.А.Петровская, особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты затрудненного общения она называет негармоничное развитие различных характеристик личности, её отношений и социального контекста. Само общение, в силу его социально – психологической природы, является «трудной» деятельностью. В ней реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы её отношений, форм обращений, уровень развития навыков взаимодействия и условия общения превращают любой акт общения в задачу, в сложную, многоаспектную деятельность.
Анализ типических проявлений личности может быть осуществлен на различных уровнях.
Первый – это квазипсихологический уровень изучения психических проявлений. Здесь анализируются представления об этнических или культурных стереотипах «независимого» и «взаимозависимого Я» или изучаются бытующие в культуре представления об особенностях поведения, характера, системы отношений и т.д.
На втором – интерпсихологическом – уровне анализа исследуются типичные способы поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнические представления, установки, регулирующие ролевые взаимоотношения участников совместной деятельности. Возможно изучение представлений о личности как субъекте затрудненного общения и их изменения под влиянием ролевого статуса партнеров.
Третий – интрапсихологический – уровень анализа этнического характера, уровень изучения этнических смысловых установок. Могут рассмотрены результаты изучения когнитивно-эмоциональных образований, преобразованных в личностные смыслы партнеров общения.
Трудности, возникающие в общении (причины затрудненного общения), могут быть классифицированы следующим образом:
1) объективные, порожденные реальным взаимодействием и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы (динамические процессы в группе и между группами, культурно-психологические особенности ее членов);
2) первичные (природные условия жизни группы, история ее формирования и отношений с другими группами) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;
3) осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;
4) ситуативные или устойчивые;
5) межкультурные и культурно-специфические;
6) общевозрастные и гендерные (маскулинность – фемининность), половые;
7) индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;
8) когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, типы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, нормы, ритуалы, принятые в группе способы обращения и т.д.);
9) компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);
10) вербальные и невербальные; (.Лабунская Я.Л.,. Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д «Психология затрудненного общения»- М., 2001г
с-13-14)
Выводы по I главе:
Таким образом, возникновение ситуации затрудненного общения и трудностей в общении обусловлено фактом формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально – психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально – перцептивной, интеракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различной интенсивности между людьми.
Анализ исследований, проводимых в области психологии затрудненного общения и психологии эффективного взаимодействия свидетельствует о том что главными сферами рассмотрения этого явления стали такие виды общения как межличностное, ролевое, манипулятивное, монологическое, изучаемые в контексте делового, педагогического, этнического общения, а также в условиях социально – психологического тренинга.
Информация о работе Изучение и коррекция затрудненного общения у подростков