Изучение коммуникативных способностей педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования – учебно-воспитательный процесс будет эффективен, если педагогическое общение будет осуществляться в рамках организации совместной продуктивной деятельности детей и педагогов, при этом будут учтены возрастные и личностные особенности детей.
Задачи – ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме.
выявить особенности профессионального общения педагога с учащимися
организовать и провести практическое исследование преобладающего стиля общения среди учителей школ
определить пути совершенствования навыков педагогического общения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. Общение как элемент педагогической деятельности
Специфика, функции и место педагогического общения в системе педагогической деятельности ….…….………
Личность в структуре педагогического общения………
Характеристика стилей педагогического общения…….
ГЛАВА II. Изучение коммуникативных способностей педагога
2.1. Влияние стиля общения педагога на результаты обучения и воспитания………………………………………………
Изучение преобладающего стиля общения учителей МОУ СОШ с.Камлюко………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дип. Залина.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

ГЛАВА I. Общение как элемент педагогической деятельности

      1. Специфика, функции и место педагогического общения в системе педагогической деятельности ….…….………
      2. Личность в структуре педагогического общения………
      3. Характеристика стилей педагогического общения…….

ГЛАВА II. Изучение коммуникативных способностей педагога

                 2.1. Влияние стиля общения педагога  на результаты обучения и воспитания………………………………………………

      1. Изучение преобладающего стиля общения учителей МОУ СОШ с.Камлюко………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….

 

3

 

 

6

14

21

 

 

27

 

37

41

43

45


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная эпоха в  значительной мере изменила и усложнила  роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей. Повышаются требования к личности педагога, осуществляющего в современной школе учебно-воспитательную деятельность. Одним из важнейших качеств является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.

Способность к общению  с детьми должна основываться на твердом  фундаменте любви к ним - на профессионально-педагогической направленности личности учителя. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе  своей педагогический труд - повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него. Призвание к педагогической деятельности развивается в школе в процессе этой деятельности. Но эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. Именно взаимоотношения с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

Педагогическое общение  должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые  активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия “заработают” только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

Актуальность.

Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложным оказываются задачи связанные с общением. Они предполагают достаточно высокий уровень развития у педагога коммуникативных умений. Одним из критериев продуктивного педагогического общения является создание благоприятного психологического климата, когда учащиеся будут обнаруживать высокие показатели во всех видах деятельности. В наше сложное время решение этой задачи по плечу не каждому педагогу, что и послужило основанием для обращения к этой проблеме. Педагогическое общение, будучи в основе педагогической деятельности, обеспечивает высокий уровень решения дидактических и воспитательных задач. Самые интересные и плодотворные уроки возможны только при правильном взаимодействии с учащимися. Именно через общение складывается неуловимое, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений. Повышение коммуникативной компетентности  должно быть планомерным, специально организованным процессом и знание этого феномена во всех аспектах является его важной предпосылкой.

Объект исследования – особенности профессионального общения педагога с учащимися.

Предмет – стиль общения, как фактор результативности обучения и воспитания.

Цель – выявление преобладающего стиля общения педагога с учащимися и характера его влияния на результаты педагогического  процесса.

Гипотеза исследования – учебно-воспитательный процесс будет эффективен, если педагогическое общение будет осуществляться в рамках организации совместной продуктивной деятельности детей и педагогов, при этом будут учтены возрастные и личностные особенности детей.

Задачи – ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме.

      • выявить особенности профессионального общения педагога с учащимися
      • организовать и провести практическое исследование преобладающего стиля общения среди учителей школ
      • определить пути совершенствования навыков педагогического общения.

Для решения задач, поставленных в исследовании, применялись следующие методы:

-  теоретический анализ  психолого-педагогических, методических  трудов по теме исследования;

- анкетирование;

- обобщение передового  педагогического опыта.

- опытно-экспериментальная  работа.

 

ГЛАВА I. Общение как элемент педагогической деятельности

 

    1. Специфика, функции и место педагогического общения в системе педагогической деятельности.

 

  Педагогическое общение функционирует в структуре педагогической деятельности.

В педагогической деятельности можно выделить такие частные типы деятельностей, как организаторскую, информационно- познавательную, ценностно-ориентационную и общение.

Общение как ведущий  тип деятельности включается в функционирование любой другой педагогической деятельности.

Поэтому и типы педагогического  общения повторяют структуру  педагогической деятельности. Отсюда в педагогической деятельности можно выделить модель информационно-познавательного, ценностно-ориентацион-ного, организационно-целевого общения.

Известный советский  психолог А.А. Леонтьев отмечает, что  общение может быть трактовано как  способ реализации общественного отношения.

В таком случае взаимодействие людей в общении должно быть понято не в духе индивидуального взаимодействия, а как такая система деятельности субъекта, через которую реализуется система общественных отношений. Иначе – общение должно быть рассмотрено со стороны социального объекта. [21]

Общение как деятельность раскрывается А.А. Леонтьевым через такую структуру: 1) наличие специфической (самостоятельной или подчиненной цели); 2) наличие специфической мотивации; 3) нормативность, выражающаяся в факте социального контроля за протеканием и результатом акта общения; 4) его результативность – мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью.

Общение - процесс или  процессы, осуществляющие внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости.

С точки зрения общего подхода к общению выделяют разные виды общения, причем берут за основу различные критерии. Например, можно выделить:

 Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление). В этом случае лектор, докладчик всегда выступает как представитель общества (коллектива, социальной группы), и та задача, которую он решает, есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет их убеждения, систему ценностей, социальные установки и т.п., либо обеспечивает “фон” для такого социального воздействия, сообщая социально-значимую информацию и т.д. В социально-ориентированном общении непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

 Другой вид общения  - групповое предметно-ориентированное общение, общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Здесь на первом месте производственные отношения. Задача, решаемая в предметно-ориентированном общении тоже социальная; предмет и  цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда (или обучения, если речь идет о педагогической деятельности).

Третий вид общения - личностно-ориентированное общение. Это есть общение одного человека с другим. Такое общение может быть принципиально различным: это может быть деловое общение, нацеленное на какую-то совместную деятельность и, по сути, совпадающее с предметно-ориентированным (диктальное общение), а может быть “выяснение отношений”, не имеющее такой связи с деятельностью (модальное общение).

 

Общение, осуществляемое в педагогическом процессе несет в себе признаки вышеупомянутых видов общения.

Поскольку сама педагогическая деятельность является сложной и  многогранной, то это не может не сказываться на характере общения педагогов.

Современная эпоха в  значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей. Повышаются требования к личности педагога, осуществляющего в современной школе учебно-воспитательную деятельность. Одним из важнейших качеств является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.

Способность к общению  с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним - на профессионально-педагогической направленности личности учителя. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе  своей педагогический труд - повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него. Призвание к педагогической деятельности развивается в школе в процессе этой деятельности. Но эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. Именно взаимоотношения с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

Педагогическое общение  должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия “заработают” только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

Сгруппировав основные трудности, которые нередко возникают  у начинающих учителей в общении со школьниками, можно получить такую картину.

 Неумение наладить  контакт.

 Непонимание внутренней  психологической позиции ученика.

 Сложности управления  общением на уроке.

 Неумение выстраивать  взаимоотношения и перестраивать  их в зависимости от педагогических задач.

 Трудности в речевом  общении и передача собственного  эмоционального отношения материалу.

 Сложности в управлении  собственным психическим состоянием  в общении.

Можно сказать, что через  общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которое способствует эффективности воспитания и обучения. Для многих педагогов очевидна истина: отношение к учителю дети часто переносят на предмет, который он преподает. Это многократно доказано психолого-педагогическими исследованиями. В.А. Кан-Калик говорит, что в педагогическом процессе взаимоотношения первичны, как первична материя, на них строится многосоставная пирамида обучения и воспитания, ими питается, через них идет постоянное восхождение педагога к детям, они делают ребенка сотворцом собственной личности. И все-таки эти взаимоотношения, их нравственные, психологические, технологические этажи не всегда осознаются педагогами, как действенное средство совершенствования их деятельности. Выход из этой ситуации только один - направленное изучение основ общенческой деятельности учителя. [15]

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно  из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в педагогической деятельности.

Педагогическое общение  в системе “педагог - обучающиеся” является разновидностью профессионального  общения, которое выступает как  неотъемлемый элемент деятельности организатора, воспитателя, руководителя.

Информация о работе Изучение коммуникативных способностей педагога