Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа
Гипотеза исследования – учебно-воспитательный процесс будет эффективен, если педагогическое общение будет осуществляться в рамках организации совместной продуктивной деятельности детей и педагогов, при этом будут учтены возрастные и личностные особенности детей.
Задачи – ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме.
выявить особенности профессионального общения педагога с учащимися
организовать и провести практическое исследование преобладающего стиля общения среди учителей школ
определить пути совершенствования навыков педагогического общения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. Общение как элемент педагогической деятельности
Специфика, функции и место педагогического общения в системе педагогической деятельности ….…….………
Личность в структуре педагогического общения………
Характеристика стилей педагогического общения…….
ГЛАВА II. Изучение коммуникативных способностей педагога
2.1. Влияние стиля общения педагога на результаты обучения и воспитания………………………………………………
Изучение преобладающего стиля общения учителей МОУ СОШ с.Камлюко………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ГЛАВА I. Общение как элемент педагогической деятельности
ГЛАВА II. Изучение коммуникативных способностей педагога
2.1. Влияние стиля общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
3
6 14 21
27
37 41 43 45 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей. Повышаются требования к личности педагога, осуществляющего в современной школе учебно-воспитательную деятельность. Одним из важнейших качеств является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.
Способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним - на профессионально-педагогической направленности личности учителя. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд - повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него. Призвание к педагогической деятельности развивается в школе в процессе этой деятельности. Но эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. Именно взаимоотношения с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания.
Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.
Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия “заработают” только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.
Актуальность.
Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложным оказываются задачи связанные с общением. Они предполагают достаточно высокий уровень развития у педагога коммуникативных умений. Одним из критериев продуктивного педагогического общения является создание благоприятного психологического климата, когда учащиеся будут обнаруживать высокие показатели во всех видах деятельности. В наше сложное время решение этой задачи по плечу не каждому педагогу, что и послужило основанием для обращения к этой проблеме. Педагогическое общение, будучи в основе педагогической деятельности, обеспечивает высокий уровень решения дидактических и воспитательных задач. Самые интересные и плодотворные уроки возможны только при правильном взаимодействии с учащимися. Именно через общение складывается неуловимое, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений. Повышение коммуникативной компетентности должно быть планомерным, специально организованным процессом и знание этого феномена во всех аспектах является его важной предпосылкой.
Объект исследования – особенности профессионального общения педагога с учащимися.
Предмет – стиль общения, как фактор результативности обучения и воспитания.
Цель – выявление преобладающего стиля общения педагога с учащимися и характера его влияния на результаты педагогического процесса.
Гипотеза исследования – учебно-воспитательный процесс будет эффективен, если педагогическое общение будет осуществляться в рамках организации совместной продуктивной деятельности детей и педагогов, при этом будут учтены возрастные и личностные особенности детей.
Задачи – ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме.
Для решения задач, поставленных в исследовании, применялись следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
- анкетирование;
- обобщение передового педагогического опыта.
- опытно-экспериментальная работа.
ГЛАВА I. Общение как элемент педагогической деятельности
Педагогическое общение функционирует в структуре педагогической деятельности.
В педагогической деятельности можно выделить такие частные типы деятельностей, как организаторскую, информационно- познавательную, ценностно-ориентационную и общение.
Общение как ведущий тип деятельности включается в функционирование любой другой педагогической деятельности.
Поэтому и типы педагогического общения повторяют структуру педагогической деятельности. Отсюда в педагогической деятельности можно выделить модель информационно-познавательного, ценностно-ориентацион-ного, организационно-целевого общения.
Известный советский психолог А.А. Леонтьев отмечает, что общение может быть трактовано как способ реализации общественного отношения.
В таком случае взаимодействие людей в общении должно быть понято не в духе индивидуального взаимодействия, а как такая система деятельности субъекта, через которую реализуется система общественных отношений. Иначе – общение должно быть рассмотрено со стороны социального объекта. [21]
Общение как деятельность раскрывается А.А. Леонтьевым через такую структуру: 1) наличие специфической (самостоятельной или подчиненной цели); 2) наличие специфической мотивации; 3) нормативность, выражающаяся в факте социального контроля за протеканием и результатом акта общения; 4) его результативность – мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью.
Общение - процесс или процессы, осуществляющие внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости.
С точки зрения общего подхода к общению выделяют разные виды общения, причем берут за основу различные критерии. Например, можно выделить:
Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление). В этом случае лектор, докладчик всегда выступает как представитель общества (коллектива, социальной группы), и та задача, которую он решает, есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет их убеждения, систему ценностей, социальные установки и т.п., либо обеспечивает “фон” для такого социального воздействия, сообщая социально-значимую информацию и т.д. В социально-ориентированном общении непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
Другой вид общения - групповое предметно-ориентированное общение, общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Здесь на первом месте производственные отношения. Задача, решаемая в предметно-ориентированном общении тоже социальная; предмет и цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда (или обучения, если речь идет о педагогической деятельности).
Третий вид общения - личностно-ориентированное общение. Это есть общение одного человека с другим. Такое общение может быть принципиально различным: это может быть деловое общение, нацеленное на какую-то совместную деятельность и, по сути, совпадающее с предметно-ориентированным (диктальное общение), а может быть “выяснение отношений”, не имеющее такой связи с деятельностью (модальное общение).
Общение, осуществляемое в педагогическом процессе несет в себе признаки вышеупомянутых видов общения.
Поскольку сама педагогическая деятельность является сложной и многогранной, то это не может не сказываться на характере общения педагогов.
Современная эпоха в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей. Повышаются требования к личности педагога, осуществляющего в современной школе учебно-воспитательную деятельность. Одним из важнейших качеств является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.
Способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним - на профессионально-педагогической направленности личности учителя. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд - повседневное общение с детьми - углубляет любовь к человеку, веру в него. Призвание к педагогической деятельности развивается в школе в процессе этой деятельности. Но эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. Именно взаимоотношения с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания.
Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.
Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия “заработают” только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.
Сгруппировав основные трудности, которые нередко возникают у начинающих учителей в общении со школьниками, можно получить такую картину.
Неумение наладить контакт.
Непонимание внутренней
психологической позиции
Сложности управления общением на уроке.
Неумение выстраивать
взаимоотношения и
Трудности в речевом
общении и передача
Сложности в управлении
собственным психическим
Можно сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которое способствует эффективности воспитания и обучения. Для многих педагогов очевидна истина: отношение к учителю дети часто переносят на предмет, который он преподает. Это многократно доказано психолого-педагогическими исследованиями. В.А. Кан-Калик говорит, что в педагогическом процессе взаимоотношения первичны, как первична материя, на них строится многосоставная пирамида обучения и воспитания, ими питается, через них идет постоянное восхождение педагога к детям, они делают ребенка сотворцом собственной личности. И все-таки эти взаимоотношения, их нравственные, психологические, технологические этажи не всегда осознаются педагогами, как действенное средство совершенствования их деятельности. Выход из этой ситуации только один - направленное изучение основ общенческой деятельности учителя. [15]
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в педагогической деятельности.
Педагогическое общение в системе “педагог - обучающиеся” является разновидностью профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности организатора, воспитателя, руководителя.
Информация о работе Изучение коммуникативных способностей педагога