Изучение коммуникативных способностей педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования – учебно-воспитательный процесс будет эффективен, если педагогическое общение будет осуществляться в рамках организации совместной продуктивной деятельности детей и педагогов, при этом будут учтены возрастные и личностные особенности детей.
Задачи – ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме.
выявить особенности профессионального общения педагога с учащимися
организовать и провести практическое исследование преобладающего стиля общения среди учителей школ
определить пути совершенствования навыков педагогического общения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. Общение как элемент педагогической деятельности
Специфика, функции и место педагогического общения в системе педагогической деятельности ….…….………
Личность в структуре педагогического общения………
Характеристика стилей педагогического общения…….
ГЛАВА II. Изучение коммуникативных способностей педагога
2.1. Влияние стиля общения педагога на результаты обучения и воспитания………………………………………………
Изучение преобладающего стиля общения учителей МОУ СОШ с.Камлюко………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дип. Залина.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что проблема педагогического общения как органической части воспитания и обучения в отечественной школе еще не получила достаточно цельного и глубокого освещения. Это связано с двумя основными моментами. Во-первых, мы еще не располагаем научно обоснованной социально-психологической теорией обучения и воспитания. Даже самые серьезные работы пока касаются отдельных вопросов, отдельных социально-психологических аспектов педагогического общения. Во-вторых, "работая" с общепсихологическими понятиями и методиками, ученые значительно меньше внимания уделяют исследованию педагогического общения на более элементарном уровне, т. е. на уровне психолингвистического анализа речевых высказываний учителя и их функций.

 

2.2. Изучение  преобладающего стиля общения  среди учителей                        МОУ СОШ с.Камлюко.

Чтобы обнаружить закономерности, возникающие в процессе общения учителя с учащимися на уроке и вне его, мы организовали и провели практическое исследование. Целью нашего эксперимента было выявление преобладающего стиля общения учителя и его влияния на самочувствие и результаты деятельности школьников.

Всего исследованием было охвачено 6 преподавателей разных предметов (физики, истории, математики, информатики, родного языка, химии) и 20 учащихся 7 “б” класса. Экспериментальной площадкой стала МОУ СОШ с.Камлюко.

Ход исследования: На 1-м этапе среди учителей были распространены стандартные тесты-опросники, направленные на выявление преобладающего стиля руководства (общения). Из 6 опрошенных преподавателей 3 человека (физика, история, математика) обнаружили высокий показатель принадлежности к демократическому стилю общения. Остальные учителя по результатам теста отличались либерально-демократическим стилем общения. Осознавая, что тесты такого рода по причине субъективного подхода к ним  испытуемых им недостаточной продуманности и обоснованности вопросов, могут привести к искаженным результатам, мы решили дополнить исследование другим опросом. Он был обращен к учащимся класса, в котором работали указанные учителя, и включал единственный вопрос следующего содержания: К кому из учителей (из числа указанных) ты охотнее обратился бы за помощью (советом) в решении возникших проблем (учебных или личных)?  Всего было опрошено 20 человек. Для сравнительного анализа полученных данных мы приводим таблицу.

Из этой таблицы видно, что результаты опроса учителей и  учащихся не всегда совпадают. Например, показатель принадлежности к демократическому стилю общения у учителя физики выше всех по результатам теста, он составил 20 баллов, и только 6 учащихся выразили желание обратиться к нему за помощью в решении своих проблем. Что касается 2 других случаев, то там результаты отличаются довольно высокой степенью совпадения.

Учителя истории и  математики, набравшие по 14 баллов в  результате теста, оказались в числе  наиболее предпочитаемых учениками  в решении сложных проблем, число  учащихся и здесь составило 15 (75%) человек и 17 (85%) человек, т.е. существенно больше половины.

 

 

Характеристика  стиля общения учителей с учащимися.

 

 

N

N

 

Учитель-предметник

 

Преобладающий стиль  общения (в баллах в соответствии с предложенной шкалой)

Число уч-ся, выразивших желание обратиться к учителю за помощью в решении к.-либо проблем (кол-во опрошенных 20чело-век)

Кол-во учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично»

Авторитар.

Либеральн.

Демократич.

1

Физика

6 (низк.)

9 (средн)

20 (выс)

6 (30%)

10 (5%)

2

История

7 (низк.)

7 (низк)

14 (выс)

15 (75%)

16 (80%)

3

Математика

9 (средн)

12 (средн)

14 (выс)

17 (85%)

15 (75%)

4

Информатика

2 (низк.)

10 (средн)

12 (средн)

8 (40%)

10 (50%)

5

Родной язык

2 (низк.)

8 (средн)

13 (средн)

2 (10%)

6 (30%)

6

химия

5 (низк.)

12 (средн)

12 (средн)

6 (30%)

11 (55%)


 

Учителя с комбинированным, либерально-демократическим стилем общения имеют низкое количество предпочтений со стороны учащихся. Учитель информатики набрал 8 голосов (40%), учитель химии - 6 голосов (30%), учитель родного языка - 2 голоса (10%).  Что касается последнего, то здесь результаты нельзя считать достоверными поскольку родной язык изучается только частью учащихся из числа опрошенных. Поскольку стиль взаимодействия учителя с учащимися существенно сказывается на успехах последних, то мы решили дополнить наше исследование данными, полученными на основе изучения журналов успеваемости. Мы преследовали цель выявить количество учащихся, хорошо успевающих по указанным дисциплинам. Эти также вошли в нашу таблицу. В результате были обнаружены следующие зависимости. Высокий процент успеваемости обнаружен по предметам история, математика. Средний показатель - по предметам : физика, информатика, химия. Низкий показатель успеваемости  обнаружен по предмету родной язык и литература, но в силу указанной выше особенности, мы не склонны принимать его во внимание.

Из комбинированных  стилей общения больше оправдывает  себя авторитарно-демократический. Среди испытуемых относящихся к нему не оказалась. Попустительско-демократический, которому принадлежат четверо из опрошенных, оказываются наименее эффективны.

Таким образом, можно  заключить, что совпадение показателей  на всех трех этапах исследования, выявленных по отношению к учителям информатики и математики могут быть свидетельством того, что в процессе общения с учащимися у них проявляется устойчивый демократичный стиль, который предполагает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным ученикам, развивать и поощрять их инициативу, оказывать моральную поддержку, быть справедливым, учитывать индивидуальные качества учащихся и т.д.

Что касается остальных  учителей, то они характеризуются  неустойчивым, неопределенным стилем общения, поскольку во всех 3-х звеньях нашего исследования в результатах обнаруживается рассогласование по всем показателям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги исследования, следует отметить, что в целом  поставленные задачи были выполнены. В результате изучения интересующей нас проблемы нам удалось подтвердить гипотезу о зависимости успехов учащегося от стиля обучения педагога. Опираясь также на исследования других авторов в этой области, мы можем сделать вывод о том, что процесс обучения и воспитания не стихийный, требуют основательного подхода, учета всех без исключения факторов, способных повлиять на его ход и результаты.

Одним из таких факторов является общение, и особенности  его преломления в педагогической деятельности. Способность общаться и, тем более эффективно общаться, не является врожденной. А это значит, что ее можно развивать, совершенствовать. Педагог, ориентированный на успех, может этого добиться, при условии, что он располагает достаточным и необходимым запасом знаний об этом явлении, ищет и исследует возможности повышения своей коммуникативной компетентности.

Культура педагогического  общения с самоопределения позиции  учителя по отношению к своей учительской роли и ее функциям, самоопределения себя по отношения, коллег и родителя школьника. Культура педагогического общения предполагает умение говорить и слушать, и выражать себя, воспринимать и понимать личность другого человека. Не мене важно в педагогическом общении уметь поставить себя на место ученика, и осознавать собственное поведение.

В связи с вышесказанным  можно дать некоторые практические рекомендации. Чтобы научиться эффективно общаться, следует осуществлять анализ своего коммуникативного поведения, держать над собой контроль, быть самокритичным, вырабатывать у себя наблюдательность.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агеев В.С. Межгрупповые взаимодействие. – М., 1999. – 240 с.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. – М., 1999. – Т. 2. – 296с.
  3. Андреева Г.Н. Социальная психология. М., 2004
  4. Бодалев А.А. Личность и Общение. М.,2003
  5. Бодалев А.А. Формирование понятия в другом человеке. Л., 2006
  6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Спб: издательство, 2000
  7. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 2001. – 80 с.
  8. Бушелева Б.В. О культуре поведения. М., 2004
  9. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 2002.
  10. Годник Н.А. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. – Воронеж, 1992. – С. 11-14.
  11. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1998. – 260 с.
  12. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 2005. 
  13. Елканов С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 2003. – С. 34-38.
  14. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1996. – 143 с.
  15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1997. – 190 с.
  16. Кознев В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя // Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. – Л., 2000.
  17. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. – М., 2008. – 80 с.
  18. Котова И.Б., Мареев В.И., Рогов Е.И. Феноменология и типология профессионального взаимодействия педагога. – Ростов н/Д., 2000. – 35 с.
  19. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – М., 2000. – 168 с.
  20. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.
  21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.
  22. Макаренко А.С. Цель воспитания. – Соб.соч., т.5. - М., 1958.
  23. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1997.
  24. Овчинников Р.Н. Педагогические убеждения учителя и их формирование // Педагогика. – 2002. - № 4. – С. 85-90.
  25. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1999. – 302 с.
  26. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. – Казань, 2001. – 168 с.
  27. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов н/Д., 2004. – 240 с.
  28. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 2005.
  29. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. – 2001. - № 10. – С. 79-84.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Игровые упражнения для оптимизации общения учителя  с учащимися.

Упражнение 1. «Мышечная броня»

Вы только что закончили урок, собрали тетради, положили их аккуратной стопкой на столе в своем кабинете. К Вам подходит один из учащихся и начинает объяснять, почему он забыл тетрадь дома. Вы снова «надеваете» роль учителя, строго сдвигаете брови и…

Остановитесь! Урок закончился, ситуация принципиально изменилась. На уроке  Вы занимались обучением, а сейчас начинаете  общение. Вам необходимо сменить позицию: из позиции «над» перейти в позицию «наравне», эта позиция - более мягкая и эмоционально насыщенная, нежели первая. Поэтому для ее реализации необходимо «освободить» собственные эмоции. Как это сделать?

Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уроне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и  таза. При реализации доминирующей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того, чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди. Предлагаем для этого несколько простых упражнений.

Дыхание.

Перед беседой с учеником глубоко  вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох Вы снимаете с себя схватывающие Ваше тело мышечные «кольца», и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу со школьником!

Постарайтесь выяснить, по какой  причине он забыл тетрадь, не будьте излишне строги и директивны, Ваша жестокость вызовет в школьнике либо страх (а значит стремление вывернуться, солгать), либо протест (грубость, агрессию). Поинтересуйтесь, что происходит в семье учащегося, что ему помешало взять с собой тетрадь в школу. Проявите доверие к словам своего воспитанника, подбодрите его участием. Направьте собственную активность не на властное доминирование, а на установление психологического контакта в ходе диалога.

Массирование.

Возможно, Вам подойдет другой способ снятия напряжения и перехода в позицию «наравне». Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу от лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у Вас уйдет 1-1,5 секунды, станет для Вас границей, до которой Вы находились в позиции «над», но после которой Вы перешли в позицию «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на уроке Вы были учителем, а сейчас, перед началом разговора Вы становитесь собеседником.

Информация о работе Изучение коммуникативных способностей педагога