Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа
Гипотеза исследования – учебно-воспитательный процесс будет эффективен, если педагогическое общение будет осуществляться в рамках организации совместной продуктивной деятельности детей и педагогов, при этом будут учтены возрастные и личностные особенности детей.
Задачи – ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме.
выявить особенности профессионального общения педагога с учащимися
организовать и провести практическое исследование преобладающего стиля общения среди учителей школ
определить пути совершенствования навыков педагогического общения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I. Общение как элемент педагогической деятельности
Специфика, функции и место педагогического общения в системе педагогической деятельности ….…….………
Личность в структуре педагогического общения………
Характеристика стилей педагогического общения…….
ГЛАВА II. Изучение коммуникативных способностей педагога
2.1. Влияние стиля общения педагога на результаты обучения и воспитания………………………………………………
Изучение преобладающего стиля общения учителей МОУ СОШ с.Камлюко………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………
Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную
деятельность. Поэтому такую важную роль
приобретает обучение основам профессионально-
Профессионально-педагогическое общение есть система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Здесь педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им.
Подчеркивая значимость
в воспитательно-дидактических
Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия. В процессе общения педагога и ученика не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи.
Общение в педагогической работе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания.
“Я убежден, - писал А.С. Макаренко, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому, что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю ... вашу личность. Этому нужно учиться”. [22]
Итак, общение - система многофункциональная. Советский Б.Ф. Ломов предлагает такую классификацию функций общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуни-кативная.
Приблизительно такой подход к характеристике функций общения встречаем и у Андреевой Г.Н. [3]
Педагог в своей деятельности должен реализовать все функции общения - выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.
В процессе обучения решаются три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая. И в их решении непереоценимую роль играет общение.
При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитывающих
задач с помощью общения
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
- преодолеваются социально-
- создаются возможности
для выявления и учета
- осуществляется социально-
Таков диапазон педагогического общения в системе процесса обучения.
Процесс педагогического общения должен обеспечиваться учителем, как личностью, его нравственными установками, желанием и стремлением работать с детьми.
Таким образом, педагогическое общение - это, прежде всего, профессионально-этический феномен, ибо каждый элемент общения должен быть обогащен нравственным опытом воспитателя. Но для практической реализации самых позитивных нравственных и педагогических установок необходимо владеть “технологией ” взаимодействия с детьми.
Если проанализировать педагогический процесс, то можно увидеть в нем две подсистемы: первое связано с процессом подготовки педагога к творчеству, а вторая - творчество в ходе непосредственного взаимодействия с учащимися.
Условиями продуктивного педагогического труда является общение, как часть педагогического творчества, проникновение творчества в общение учителя с детьми.
Творчество в процессе педагогического общения необходимо: во-первых, в ходе познания учителем учащихся в системе взаимодействия с ними; во-вторых, при организации непосредственного воздействия на ребенка, регуляции его поведения, реализации различных форм взаимодействия и т.д.; в-третьих, творчество в общении необходимо при управлении собственным поведением; в-четвертых, творческий характер носит сам процесс организации взаимоотношений. [15]
Общение педагога с аудиторией можно представить с помощью формализованной схемы С – П – С, где отношения С – С выражают межличностные контакты, а отношения С – П предметно-содержательные связи деятельности.
Остановимся на характеристике межличностного взаимодействия лектора с аудиторией.
К одному из приемов самоактуализации личности можно отнести реакцию лектора на жизнь групп, с которой он общается. Часто лектор сталкивается с такими групповыми явлениями, как взволнованность аудитории какими-то предшествующими лекции, событиями, желание побочных контактов, утомленность слушателей и т.д.
На эти проблемы группы лектор должен отреагировать сиюминутно, проявив при этом личностное соучастие в групповых настроениях.
А.С.Золотнякова пишет, что реакция на жизнь позволяет лектору утвердить свое намерение общаться с аудиторией. Лектор как бы выдвигает лозунг:” Я хочу общаться. А как вы мой коммуникант?!”
Декларирование данного лозунга лектор не всегда может начать с первого появления в аудитории. Это можно сделать ближе к середине лекции, когда исчерпывается ориентировочная реакция аудитории на лектора как личность. Использование данного приема означает, что лектор открыто тормозит реакцию аудитории на пассивное слушание.
В самораскрытии лектор может использовать как модель непосредственного, так и опосредованного общения. Опосредованное общение предполагает включение знаний о типической аудитории, частным представителем которой, является научная аудитория.
Знания о типе аудитории должны быть научными и получены из таких областей, как этика, философия, педагогика, социология и психология.
Знания о типе группы распадаются на ряд частных проблем. Сюда могут быть включены проблема духовных потребностей, интересов молодежи в целом, и в частности студентов. Здесь могут быть названы также проблемы профессионального и личностного самоопределения молодежи, образа жизни, социальной активности.
Лектор должен знать эти проблемы и иметь свою точку зрения на их освещение. Лектор не должен представать перед аудиторией в образе доморощенного философа. Такая позиция может отталкивать слушателей и выступать как барьер в проявлении межличностной коммуникации лектора с аудиторией.
Педагог должен решать проблемы аудитории, прежде всего в сфере научных данных и передового опыта. Выявляя свою позицию на понимании отдельных проблем, педагог должен показать ее место в русле типичных подходов, имеющих место в решении данной проблемы.
Межличностная коммуникация педагога с аудиторией может развертываться на основе включения знаний об эталоне современной личности.
Общие знания об эталонной аудитории до конца не исчерпывают знаний о конкретном объекте, т.е. той категории слушателей, с которой лектор общается в данный момент.
Лектор должен обладать
методами получения срезов об аудитории
в процессе чтения самой лекции.
Сюда можно отнести метод
Самораскрытие лектора в процессе чтения лекции составляет психологическую основу структуирования его деятельности.
Это структуирование имеет место на протяжении всей лекции, однако его место и объем определяются видом той деятельности, которой оперирует лектор при чтении своей лекции.
Отметим, что лектор-учитель или лектор-педагог института должен быть познан как субъект данной деятельности.
Именно осознание позиции
субъекта деятельности позволяет успешно
реализовать учебно-
Рассмотрим поведение педагога при организации им групповых дискуссий. Цель таких дискуссий – переструктуирование внутригрупповых отношений.
Предметом групповых дискуссий является сфера человеческих отношений, возникающих в конкретной деятельности.
Основной целью дискуссии является выработка единого взгляда на понимание обсуждаемой проблемы. В дискуссии можно выделить ряд блоков: постановка проблемы, дифференциация мнений, структуирование группировок по мнениям, взаимодействие разноименных группировок, принятие общегруппового решения.
Успешность проведения дискуссии измеряется тем, как группа подходит к принятию общегруппового решения.
Поведение педагога в деятельности зависит от целей этой деятельности. Именно общие и конкретные цели, с которыми связаны этапы выполнения деятельности, определяют социально-психологический статус личности педагога. Личностное поведение детерминируется социальным контекстом деятельности, хотя и полностью не накладывается на него.
Подлинная активность педагога заключается в способности конструирования деятельности. Это выражается в умении педагога находить формы и их разнообразие в той или иной деятельности.
Общение учителя имеет оценочную направленность. Оценочная направленность общения вытекает, прежде всего из задач самой педагогической деятельности – обучения и воспитания детей.
Сфера оценок педагога затрагивает как успехи ученика в его учебной деятельности, так и характер его поведения.
Оценивая ученика, учитель раскрывается как личность. Через свою оценку он подчеркивает, что им поощряется, а что запрещается в поведении ученика. Личностная природа оценочного общения несомненна. Но нельзя считать, что оценочное общение исчерпывается только личностным общением. Оценивая ученика, учитель включает и нормативную сторону сознания. Поэтому оценочную модель общения учителя можно назвать оценочно-нормативной, имея в виду его личностную и правовую направленность.
Нормативно-оценочное общение может быть рассмотрено через систему межличностных отношений учителя и ученика. В структуре педагогического общения можно говорить о взаимоотношениях. Это положение подкрепляется данными психологии. По данным А.И. Липкиной, оценка учителем ученика и успешности его обучения сопровождается самооценкой и своих достижений.
Несовпадение оценки учителя и самооценки ученика еще в большей степени выражено при оценке поведения ученика. Это может служить причиной конфликтов в общении учителя с учеником. Поэтому изучение оценки учителя с одновременным выяснением механизма самооценки ученика позволит раскрыть специфику взаимодействия учителя – ученика в модели нормативно-оценочного общения.
В оценочно-нормативном общении должна быть представлена как личностная оценка, так и оценка, вытекающая из определенных норм поведения, отраженных в сознании ученика, в “Правилах поведения”. Модель межличностного общения должна быть представлена не только через эмоциональные, но и рациональные формы. Свою информацию в процессе общения учитель должен адресовать не только к сфере эмоций, но и разума.
Изменение в соотношении эмоциональных и рациональных форм повысит надежность данной формы коммуникации. Оно позволит снять излишнее напряжение, негативизм школьника. Снятие напряжения, конфликта и сопротивления школьника воздействиями педагога, в свою очередь, повысит педагогическую надежность данной формы общения.
Итак, оценочно-нормативное общение определяется рядом факторов - постановкой цели, характером отношений, сложившихся между учителем и учеником, способами воздействия и характером проступка ученика.
Информация о работе Изучение коммуникативных способностей педагога