Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать способы формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах.
Задачи исследования:
Рассмотреть содержание гуманистического мировоззрения и его роль в формировании личности и в развитии современной культуры.
Раскрыть психологические особенности учащихся средних классов и связанную с ними направленность изучения сказок как средства формирования основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы.
Исследовать содержание сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, и их возможности в формировании основ гуманистического мировоззрения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Гуманистическое мировоззрение и возможности его формирования на
уроках литературы в средних классах образовательных учреждений…….7
1.1.Гуманизм как принцип культуры, важность формирования
гуманистического мировоззрения в современных культурных условиях….7
1.2. Психологические особенности учащихся средних классов и
обусловленные ими направления развития гуманистического мышления
на материале сказок ..………………………………………………………… 20
1.3. Содержание сказок, изучаемых в средних классах, использование
их содержания как средства формирования основ гуманистического
мировоззрения…………………………………………………………………..30
2. Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок
на уроках литературы……………………………………………………………38
2.1. Исследование гуманистической направленности мышления
учащихся средних классов, изначально складывающейся под влиянием
содержания сказок………………………………………………………………38
2.2. Методы и приемы формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы на
материале сказок………………………………………………………………..41
2.3. Результаты формирования основ гуманистического мировоззрения в
процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах……...45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы и источников……...……………………………………..49

Файлы: 1 файл

Питолина В., 4В, курсовая работа.docx

— 105.94 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Гуманистическое мировоззрение  и возможности его формирования  на

 уроках литературы  в средних классах образовательных  учреждений…….7

1.1.Гуманизм как принцип культуры, важность формирования

гуманистического мировоззрения  в современных культурных условиях….7

1.2. Психологические особенности  учащихся средних классов и

обусловленные ими направления  развития гуманистического мышления

на материале сказок ..………………………………………………………… 20

1.3. Содержание сказок, изучаемых  в средних классах, использование

их содержания как средства формирования основ гуманистического

мировоззрения…………………………………………………………………..30

2. Изучение сказок как  средств формирования основ гуманистического

мировоззрения учащихся средних  классов в процессе изучения сказок

на уроках литературы……………………………………………………………38

2.1. Исследование гуманистической направленности мышления

учащихся средних классов, изначально складывающейся под влиянием

содержания сказок………………………………………………………………38

2.2. Методы и приемы формирования основ гуманистического

мировоззрения учащихся средних  классов на уроках литературы  на

материале сказок………………………………………………………………..41

2.3. Результаты формирования основ гуманистического мировоззрения в

процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах……...45

Заключение……………………………………………………………………..47

Список литературы и источников……...……………………………………..49

 

 

Введение

Во все века люди высоко ценили гуманное отношение к человеку, нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы воспитания младших подростков очень актуальны в современной школе.

Педагоги констатируют, что  все чаще в повседневной жизни  приходится сталкиваться с жестокостью  детей, подростков в отношении своих  ровесников, родителей и стариков. Ужасающими примерами жестокости, равнодушия пестрят газетные заметки, статьи журналов, телевизионные передачи.                                                                                                                                       Насущной потребностью общества становится совершенствование работы школы по воспитанию человечности в молодом поколении. Содержание нравственного воспитания в современных общеобразовательных учреждениях претерпевает существенные изменения в связи с усложнившейся в стране социальной ситуацией и с острой необходимостью возродить общечеловеческие ценности. И начинать это надо именно со школьной скамьи.                                                                                                              Разумное, благородное бытие человека предполагает высокий уровень гуманного отношения человека к людям. Человеколюбие – необходимое условие гармонии личного и общественного, при приоритете общественных интересов, творческой самоотдачи в интересах всех. Гуманное отношение к людям несовместимо с позицией стороннего наблюдателя, самоизоляцией личности в коллективе, ее устраненности от ответственности за  общее дело, ведущее человека к духовной опустошенности.

Задача учителя - научить своих воспитанников видеть состояние товарища, развить внимание и интерес детей к внутреннему миру другого - его мыслям, знаниям, формам деятельности, воспитать толерантность, дружелюбие, чуткость, умение открыто, но интеллигентно выражать свои чувства. Чтобы заложить в годы детства основы человечности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Для этого необходимо гуманизировать весь процесс образования детей в школе.

Уроки литературы и русского языка – первооснова всего  гуманистического обучения, именно здесь дети непосредственно сталкиваются с нравственными проблемами, видят характеры и судьбы, учатся оценивать, анализировать поступки и поведение других людей. На уроках литературы формируется отношение к природе и окружающему миру, через родное слово, знакомство с культурой народа,  историческим процессом и законами бытия в целом.

Таким образом, гуманистическая направленность образования – средство формирования гуманистического типа мышления  школьников, качественно иного отношения к миру, обращенности к человеку. Средство выработки культурных установок на созидание, на поиск путей сотрудничества с природой, культурой, человеком, на сохранение и содействие дальнейшему прогрессу культуры, на активное культурное строительство, следствием чего явится воспитание будущих поколений созидателей и творцов.

Данная проблема нашла  отражение в трудах учёных разных поколений.

Формирование мировоззрения  учащихся средних классов при  изучении литературы исследовали в  разных аспектах ученые О.Ю. Богданова, Г.И. Беленький, Л.И. Дубинская, В.Н. Жукова, Н.И. Кудряшев, Г.В. Мухаметзянова, Г.А. Петрова, Е.М. Прищепа, Т.П. Соболева, А.П. Шевченко.

Значителен вклад Э.И. Моносзона и P.M. Роговой в разработку методологических и теоретических проблем формирования мировоззрения личности, в обоснование критериев развития мировоззрения учащихся. Проблемы формирования духовности, соотношения мировоззрения и морали, становления нравственного и эстетического сознания школьников отражены в научных исследованиях О.С. Богдановой, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.И. Петровой, З.И Равкина, Т.Б. Игнатьевой, Э.П. Козлова, В.М. Коротова, Г.Н. Филонова.

При исследовании данной проблемы мы опирались на опыт многолетней  работы данных авторов. Однако попытались посмотреть на проблему формирования гуманистического мировоззрения через призму жанрового своеобразия произведений, изучаемых в средних классах, а именно – сказок.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средних классах общеобразовательных  учреждений.

Предмет исследования: методы и приемы изучения сказок на уроках литературы в средних классах в процессе формирования у учащихся основ гуманистического мировоззрения.

Цель исследования: разработать способы формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть содержание гуманистического мировоззрения и его роль в формировании личности и в развитии современной культуры.
  2. Раскрыть психологические особенности учащихся средних классов и связанную с ними направленность изучения сказок как средства формирования основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы.
  3. Исследовать содержание сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, и их возможности в формировании основ гуманистического мировоззрения.
  4. Изучить степень гуманистической направленности мышления учащихся  средних классов при чтении сказок на уроках литературы.
  5. Найти наиболее эффективные методы и приемы изучения сказок на уроках литературы с целью формирования основ гуманистического мировоззрения.
  6. Проанализировать результаты формирования гуманистического мировоззрения на материале сказок на уроках литературы в средних классах.

Методы исследования: анализ культурологической, литературоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение, анализ, обобщение; беседа, анкетирование.

Научная новизна  исследования состоит в рассмотрении сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, в качестве средства формирования у учащихся основ гуманистического  мировоззрения и в разработке способов такого формирования на уроках литературы.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования в учебном процессе системы разработанных способов формирования основ гуманистического мировоззрения в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гуманистическое мировоззрение и возможности его формирования на уроках литературы в средних классах образовательных учреждений

1.1. Гуманизм как принцип культуры, важность формирования

гуманистического  мировоззрения в современных  культурных условиях

 

Принято считать, что содержание культуры в значительной степени  определяется тем, какие ценности она вырабатывает в виде жизненных норм, ориентиров, идеалов.

С точки зрения современной  гуманитарной культурологи, качественным материалом культуры является её обращённость и служение человеку, способность обеспечивать как его благополучие, так и собственное развитие, совершенствование во имя человека, гуманизма. Таким образом, гуманизм оказывается важнейшим принципом культуры. Под гуманизмом при этом понимается система воззрений, считающих благо человека критерием оценки всех культурных явлений, признающих ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.

Понятие «гуманизм» восходит к существовавшему в XIV — XV веках  понятию studia humanitatis, содержание которого раскрывалось как добродетель и учёность1. В свою очередь, учёность предполагала универсальность знаний на основе владения словесностью, а добродетель включала классическую образованность.

Термин «гуманизм» (лат. humanus — человечный) впервые применил в 1808 г. педагог Ф. Питхаммер. В узком  смысле понятие «гуманизм» употребляется для характеристики культуры и идеологии эпохи Возрождения. Существуют и другие, более широкие трактовки данного понятия. Например, «Толковый словарь русского языка конца XX века» разъясняет, что гуманизм — это «система воззрений, основывающаяся на общечеловеческих ценностях и отстаивающая свободу личности в социальной, политической, религиозной и т. п. сферах жизни»2. «Русский толковый словарь» раскрывает понятие «гуманизм» как «мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, на утверждении блага человека как важнейшей цели общественного развития».

В «Философском энциклопедическом  словаре» гуманизм рассматривается как «исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми»3. «Педагогическая энциклопедия» разъясняет, что гуманизм — это «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей»4.

Гуманистическое мировоззрение  как обобщённая система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек  выражает своё отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра – человека. Если гуманизм – это основа системы определённых взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят своё выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс её свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических  свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности – терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Система ценностей гуманизма  во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к  эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в XV — XVI-м веках это были ценности, характерные для идеологии буржуазии: свобода и достоинство человеческой личности, право человека на труд, на удовлетворение земных потребностей.

Наряду с конкретно-историческими  гуманизму присущи ценности общечеловеческие, «вечные». Гуманизм как интерес к человеку и возвышение человеческой личности встречается в разные времена и в разных цивилизациях. Например, Будда утверждал, что  нельзя стремиться к победе над Человеком, единственный способ разрешения трудностей между людьми — это согласие; Христос учил: относись к ближнему как к самому себе. Каково же содержание общечеловеческих ценностей гуманизма? В социальной этике и социальной философии как ведущая гуманистическая ценность выделяется идея свободы. Именно свобода индивида обусловливает другие социальные ценности — равенство, справедливость. Гуманизм ориентирован на потребности и интересы человека. Центральная ценность гуманизма — человек как «мера всех вещей». При этом человек рассматривается не как представитель массы, а как индивид, обладающий суверенностью.

Таким образом, в философии  выделяют как «вечные» следующие  гуманистические ценности: «человек как мера всех вещей», свобода, счастье, достоинство, справедливость и другие5.

Информация о работе Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок на