Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать способы формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах.
Задачи исследования:
Рассмотреть содержание гуманистического мировоззрения и его роль в формировании личности и в развитии современной культуры.
Раскрыть психологические особенности учащихся средних классов и связанную с ними направленность изучения сказок как средства формирования основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы.
Исследовать содержание сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, и их возможности в формировании основ гуманистического мировоззрения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Гуманистическое мировоззрение и возможности его формирования на
уроках литературы в средних классах образовательных учреждений…….7
1.1.Гуманизм как принцип культуры, важность формирования
гуманистического мировоззрения в современных культурных условиях….7
1.2. Психологические особенности учащихся средних классов и
обусловленные ими направления развития гуманистического мышления
на материале сказок ..………………………………………………………… 20
1.3. Содержание сказок, изучаемых в средних классах, использование
их содержания как средства формирования основ гуманистического
мировоззрения…………………………………………………………………..30
2. Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок
на уроках литературы……………………………………………………………38
2.1. Исследование гуманистической направленности мышления
учащихся средних классов, изначально складывающейся под влиянием
содержания сказок………………………………………………………………38
2.2. Методы и приемы формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы на
материале сказок………………………………………………………………..41
2.3. Результаты формирования основ гуманистического мировоззрения в
процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах……...45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы и источников……...……………………………………..49

Файлы: 1 файл

Питолина В., 4В, курсовая работа.docx

— 105.94 Кб (Скачать файл)

Сказка принимает реалии природы с известной поправкой  на условность жанра, на символ, на духовное переодевание людей разных социальных слоёв в звериные одежды. Сказочная лиса может лакомиться виноградом и может говорить о чём угодно – это не мешает убедительности сказочного нравоучения, произнесённого или подразумеваемого.

Бессловесных жителей  земли, лесов, морей – океанов  авторы сказок наделяли сверхъестественной силой, делали носителями недостижимой в жизни справедливости. Но в силе этой просматривается некое зерно истины. Конечно, в сказке животные обретают дар мысли и слова и становятся доброжелательными и изобретательными советчиками героя.

Фольклористы отмечают, что  в сказках, особенно русских, немалую  роль играют так называемые «помощные» звери. В благодарность за добросердечие они помогают герою или героине справиться с труднейшей задачей, спастись от опасности, одолеть хитрого врага, злобное чудовище, могущественного волшебника.

Сказки о живой и  неживой природе также способствуют формированию гуманистического отношения  к окружающему миру, животным, растениям, предметам, созданным руками человека. Этот жанр диктует бережное отношение к природе как миру человека, который ему помогает (лес, река).  Ярким примером служит сказка «Гуси-лебеди», в которой вся окружающая природа требует заботы и трудолюбия, оказывая помощь и спасая главных героев. Этот мир служит, оберегает, помогает добросовестным, честным людям, а не хитрым и ленивым.

Сказки бытовые  делятся  по типам персонажей (о ловких и  умных отгадчиках, о мудрых советчиках, о ловких ворах, о злых жёнах и т. д.). В них действие происходит в обычном мире. Герои – обычные люди. Нет помощников и противников. Они добиваются успеха благодаря находчивости и хитрости. Героя нельзя назвать положительным или отрицательным. Роль вымысла заключается в доведении до абсурда обычных жизненных ситуаций и обычных черт человеческого характера. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых  сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличие  от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Они могут способствовать развитию чувства сострадания, сочувствия (слабому, больному, престарелому), уважения (к старшему, трудолюбивому), снисхождения (к родным и друзьям). Помимо семейных отношений такая сказка даёт материал для рассуждения о других видах отношений, например, дружеских (что немаловажно, если мы формируем гуманистическое мировоззрение детей предподросткового возраста), об отношениях между государством и народом, работодателем и работником, случайными и необходимыми людьми, оказавшимися в одно время в одном месте.

Изображённые в сказке происшествия не всегда весёлые, но всегда в них – радость преодоления  препятствий или житейский урок, очень доходчивый для ребят и  побуждающий их к раздумью.  В  сказке – единство в любви, внимании и заботе о бессловесных друзьях. Эмоциональное и нравственное единогласие, столь важное и непременное условие гуманистического воспитания24.

А. Шаров об этом пишет: «сказочники  – волшебники: они творят волшебство добра, помогают человеку усвоить веру в правду, любовь, справедливость, надежду, стремятся сделать детей счастливыми». Счастье детей – это интересная, насыщенная красотой и духовностью жизнь, окружённая добрым вниманием и умной заботой взрослых. Без такого детства не может вырасти гармоничный, душевно и физически здоровый человек. «Многим людям современного мира не хватает счастья на всю жизнь…. А счастье на весь век копится в детстве, должно накопиться…»25. Сказка и является необходимым элементом подлинного счастливого детства.

 Сказки, включенные в соответствии с программой 5 класса в учебник по литературе под редакцией Курдюмовой Т.Ф., – волшебные сказки «Царевна - лягушка», «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»,  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Спящая царевна», пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», сказки о животных - «Журавль и цапля», бытовые сказки «Солдатская шинель», «Теплый хлеб» – прославляют героические подвиги, радостный труд простого человека, бережное отношение к окружающему миру, гармонию природы и человека, взаимопомощь и взаимоуважение, идеальное сочетание внутренней и внешней красоты героев.

Таким образом, содержание и  основные идеи волшебных сказок могут  способствовать развитию целеустремлённости в достижении цели, пониманию, что помогут в этом доброта, честность, усердие, трудолюбие, отвага.

Сказки о животных в карикатурной форме высмеивают пороки человечества, позволяя читателю видеть яркое проявление хитрости, глупости и недалёкости, невежества и хамства.

Бытовые сказки, в свою очередь, демонстрируют социальные отношения  в различных аспектах.

 

2. Изучение сказок  как средств формирования основ

гуманистического  мировоззрения учащихся средних  классов в

процессе изучения сказок на уроках литературы

 

2.1.Исследование  гуманистической направленности  мышления учащихся средних классов, изначально складывающейся под влиянием содержания сказок

 

    Для выполнения  поставленных целей и задач мы провели краткое экспериментальное исследование в МОУ СОШ № 58 г. Тулы. В эксперименте принимали участие ученики 5 «Б» класса (10 человек).

        Первый  этап экспериментальной работы  был констатирующий. Он проводился  на 2 неделе практики. Для выявления  первоначального уровня  развития  гуманистического мировоззрения  были разработаны вопросы для  тестирования по ранее изученным  сказкам.

Сложно говорить о сказках, имеющих своей целью коснуться  только одной нравственной проблемы. Как правило, произведения русских писателей, а также произведения русского устного народного творчества, имея одну или две основных проблемы, которые ребёнок способен понять без помощи учителя, влекут за собой целый комплекс нравственно-этических, духовных и философских вопросов.

 Поэтому опрос по  следующим вопросам проводился  в форме теста с уже готовыми  ответами, которые в большей или  меньшей степени  требовали   внимания, осознания, размышления  тестируемых. 

  • О чем эта сказка? О ком?
  • Какие поступки совершают герои (персонажи) сказки?
  • Кто или что в сказке побеждает?
  • Какие поступки героев сказки можно считать хорошими?
  • Почему?
  • Чему нас учит эта сказка? Почему это хорошо, правильно (или неправильно)?
  • Почему важно быть хорошим?

По каждому вопросу  предлагалось выбрать 1 из 3 вариантов  ответов.

Предлагалось вспомнить  такие сказки:

  • О честности и лживости («Каша из топора»);
  • О помощи товарищам, взаимопомощи («Иван-царевич и серый волк», «Теплый хлеб»);
  • Об уважении к окружающим («Маша и медведи», «12 месяцев»);

Эти же вопросы были использованы  при формировании основ гуманистического мировоззрения, которое проходило с 3 по 7 неделю практики – но на материале других сказок, изучаемых по программе во время эксперимента. Сначала сказки анализировал сам учитель,  затем вместе с учащимися.

  На последнем этапе, после работы по формированию основ гуманистического мировоззрения на 7 неделе был проведен  опрос по тем же вопросам по уже  изученным сказкам.

Каждый вариант оценивался в 1, 2 или 3 балла, в зависимости от выбора варианта под а), б), в) соответственно, варианты, не отмеченные или подписанные «не знаю» оценивались в 0 балла.

Ответы, оцениваемые в 1 балл, результат  0 - 7, предполагали низкий уровень сформированности гуманистических представлений, то есть учащемуся трудно анализировать поступки, действия, оценивать события, он просто знает «что хорошо, что плохо»,  допустимые нормы поведения, но, очевидно,  с такими учащемися надо работать.

Результаты 7-14 балла показали средний уровень сформированности гуманистического мировоззрения, здесь более продуманные ответы, они аргументированы.

Результаты 14-21 – высокий  уровень сформированности основ  гуманистического мировоззрения. Вариант в) содержит в себе самые полные,  аргументированные, проанализированные ответы. Учащийся, выбирающий такой ответ, задумывается, сопоставляет, сравнивает, делает выводы, прослеживает идею.

         На все вопросы на высоком  уровне (21 балл) не ответил никто. 2 человека из 10 опрошенных получили  высокий результат, их баллы  – 17 и 18. Пятеро детей обнаружили  у себя средний уровень знаний, ответив на вопросы и получив средний балл, причем балл не граничил ни с высоким результатом, ни с низким, 9 – 12 баллов. Низкий результат показали  3 учащихся и получили балл 6, что при их успеваемости и интеллектуальном развитии было небольшим показателем.

Участники

Балл

Агафонова Алина

9

Алёхин Григорий

18

Багаева Виктория

12

Бышляга Анатолий

6

Корсунская Анна

17

Коренькова Валерия

11

Мельчикови Ника

10

Потапова Полина

6

Полунин Даниил

6

Устименко Анна

12


 

По итогам опроса оказалось, что гуманистическое мировоззрение недостаточно сформировано у учащихся средних классов. Следовательно, необходимо развивать у учащихся гуманистическое мировоззрение, проводить беседы,  вместе с учащимися анализировать, подсказывать идею, мораль произведений, учить рассматривать происходящее, а также оценивать людей и их поступки с разных точек зрения, учитывая различные факты.

 

 

 

2.2 Методы и  приемы формирования основ гуманистического

мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы  на материале сказок

 

     Формирование  основ гуманистического мировоззрения  учащихся средних классов на  уроках литературы проводилось  посредством изучения  авторской  сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» и сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». В процессе работы осуществлялся анализ произведений, осваивались гуманистические понятия, гуманистические категории, такие как «доброта», «терпение», «любовь» к близким, друзьям, родственникам, животным, «честь», «чуткость», «долг», «справедливость» и другие. Проводились беседы, делались сопоставления, выводы. В качестве заключительного урока по разделу был проведен урок-КВН «В гостях у сказки».

 На уроке литературы  по сказке К.Г.Паустовского «Теплый  хлеб» учащиеся познакомились с таким понятием, как «милосердие» и «бессердечность». Нами  задавались вопросы, которые побуждали детей к анализу поступков героев:

-ваши первые впечатления? (при ответе на этот вопрос  мнения детей разделились: одни  осудили Фильку, а другие, наоборот, сказали, что ему самому есть нечего);

-как поступил Филька  с раненым конем? (Как и при  первом вопросе, дети тоже при ответах разделились: многие осудили поступок Фильки, но Саша Н. сказал, что Филька поступил правильно, и в этой ситуации нет ничего предосудительного);

-как бы ты поступил  на его месте? Почему? (Дети  при ответе на этот вопрос затруднялись отвечать.);

-можешь ли ты привести  пример подобных поступков? Но  на этот-то вопрос дети привели  очень много примеров (например, запомнился такой ответ «Мы часто обижаем ветеранов ВОВ, забывая о том, что они для нас сделали, что они рисковали жизнью для того, чтобы нам жилось хорошо»; так же дети приводили в пример бесчеловечное отношение к бездомным животным);

-знаешь ли, как называют  таких людей?

Затем дети стали анализировать  ситуацию, которая произошла после  Филькиного проступка (ребята сделали  вывод о том, что «как аукнется, так и откликнется»). Они начали рассуждать о том, что совершенное  зло всегда наказывается и пока не поздно нужно становиться на путь исправления. По сюжету сказки дети наблюдали за тем, как Филька становился на этот путь, как ему было трудно, но его мучила совесть перед всеми жителями деревни; и он, борясь с гордостью,  просил о помощи. И если он этого бы не сделал, то неизвестно бы как пришлось всей деревне. Тут мы сделали вывод, что в Фильке проснулись еще такие качества, как ответственность и совестливость. Были предложены некоторые ситуации, нацеленные на то, чтобы выявить направленность школьников, и можно было сделать выводы, что дети оценивали каждую ситуацию уже с большей объективностью и поступки их были направлены на добро. Через всю сказку дети проследили за тем, как менялся внутренний мир Фильки, и в конце урока были подведены итоги: что для Фильки эта ситуация была уроком жизни.

Информация о работе Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок на