Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:04, курсовая работа
Цель исследования: разработать способы формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах.
Задачи исследования:
Рассмотреть содержание гуманистического мировоззрения и его роль в формировании личности и в развитии современной культуры.
Раскрыть психологические особенности учащихся средних классов и связанную с ними направленность изучения сказок как средства формирования основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы.
Исследовать содержание сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, и их возможности в формировании основ гуманистического мировоззрения.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Гуманистическое мировоззрение и возможности его формирования на
уроках литературы в средних классах образовательных учреждений…….7
1.1.Гуманизм как принцип культуры, важность формирования
гуманистического мировоззрения в современных культурных условиях….7
1.2. Психологические особенности учащихся средних классов и
обусловленные ими направления развития гуманистического мышления
на материале сказок ..………………………………………………………… 20
1.3. Содержание сказок, изучаемых в средних классах, использование
их содержания как средства формирования основ гуманистического
мировоззрения…………………………………………………………………..30
2. Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок
на уроках литературы……………………………………………………………38
2.1. Исследование гуманистической направленности мышления
учащихся средних классов, изначально складывающейся под влиянием
содержания сказок………………………………………………………………38
2.2. Методы и приемы формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы на
материале сказок………………………………………………………………..41
2.3. Результаты формирования основ гуманистического мировоззрения в
процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах……...45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы и источников……...……………………………………..49
Всестороннее развитие предполагает их органическое единство, целостность бытия, сознания и самосознания, эмоционально-потребностной сферы и поведения человека.
Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель - идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности для него – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
Гуманизация общества сейчас возможна лишь через гуманизацию образования, а образование, в свою очередь, должно быть ориентировано на создание таких форм, средств и методов обучения и воспитания, которые обеспечат эффективное раскрытие индивидуальности ребенка.
Таким образом, единственным способом сохранения культуры, спасения её (и как следствия – цивилизации) от разрушения оказывается широкое культурное развитие и социализация личности, включение её в систему существующих в культуре ценностей, норм, социокультурных позиций, убеждений, идеалов и внедрение в сознание каждого члена общества понимания безусловной важности поддержания, сбережения каждой из многочисленных сфер культуры, осознание их ценности и, в конечном итоге, - гуманизация сознания. Она предполагает безальтернативное утверждение в коллективном и индивидуальном культурном сознании гуманизма как системы идей, которые обеспечат обращённость сознания к общечеловеческим, а следовательно – к общекультурным интересам, к задачам осуществления в интересах человека и общества успешного культурного строительства и развития.
Все это определяет исключительное значение гуманизации образования, его направленность не просто на человека, но на формирование личности, способной созидать в своей будущей жизненной практике гуманистическую культуру.
1.2. Психологические особенности учащихся средних классов и
обусловленные ими направления развития гуманистического
мышления на материале сказок
Согласно современной классификации, в подростковом возрасте выделяют три периода. Первый из них – предподростковый период, к которому психологи относят возраст 11 – 12 лет (5-6 классы). Второй – младший подростковый период, к нему относят возраст 13 – 14 лет (7-8 классы). Третий период – средний подростковый, он охватывает возраст 14-15 лет (8-9 классы).
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Сложность подросткового возраста и воспитательного воздействия на учащихся в этот период обусловливается психическими новообразованиями у них, и прежде всего такими, как появление чувства взрослости, стремления к самостоятельности; критичности мышления, склонности к рефлексии, как формирование способности к самоанализу; как становление нового уровня самосознания Я – концепции. Всё это определят смену ведущей деятельности подростка, теперь это – интимно-личностное общение в процессе общественно-полезной деятельности и обучения.
Особого внимания требует переход учащихся 9-11 лет из начальной школы в среднее звено. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. К началу подросткового периода мышление детей достигает нового качественного уровня: развивается понятийное мышление, т.е. способность абстрагироваться, отвлекаться от конкретных предметов, умение анализировать, обобщать. Это возраст, когда дети любят фантазировать, размышлять, философствовать. Они очень непосредственны, искренны. И вот в это время на помощь приходит сказка. Сказка – это пища для полета фантастического воображения, она помогает выразить себя, потому что дети в этом возрасте любят высказаться, смело и не смущаясь выдвигать свои версии и предположения. Жанр сказки более доступен для детей, чем остальные жанры. Но где, как не на уроках литературы, они выскажутся, и кто, как не учитель, выслушает их и направит мысли в нужную сторону. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных для учащихся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов. По словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим»16. Перестройка всей познавательной сферы, в связи с развитием теоретического (понятийного) мышления, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и к самим себе. Рефлексия является необходимой предпосылкой для формирования самооценки.
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии детей. Но она продолжает оставаться основной деятельностью школьников, продолжает быть общественно оцениваемой деятельностью, влиять на содержание и степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер личности учащихся.
Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения. Достаточно распространены такие симптомы этого « разочарования» школьников в своей позиции ученика, как отрицательное отношение к школе в целом, к обязанности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе.
Как мы уже упоминали, рефлексия, будучи новообразованием младшего школьного возраста, меняет взгляд детей на окружающий мир. Она заставляет, быть может впервые, не просто принимать на веру все, сказанное взрослыми, но и вырабатывать собственные взгляды, собственные мнения, в том числе и представления о ценности, значимости учения. Конечно, это осознание своего личного отношения к миру и другим только начинается, оно, прежде всего, затрагивает относительно более знакомую детям сферу - учебную.
У детей 10-12 лет резко возрастает познавательная активность и любознательность. Все, что выходит за рамки повседневной жизни ребенка,- проблемы жизни и смерти, войны и мира, экологические и социальные темы, способы познания мира, ведьмы и гороскопы, НЛО и инопланетяне - все это занимает в сознании младших подростков большое место. Эти проявления любознательности поверхностны и разбросаны и совершенно не связаны со школьной программой. Все это происходит потому, что подросток ощущает свои силы и возможности, взрослеет. Общаясь со сверстниками, ребенок начинает интересоваться тем, что модно в его среде. И если он хочет войти в какую-то компанию, то ее интересы становятся его интересами. Иногда в школе возникает целая эпидемия какого-либо увлечения, охватывающая не только весь класс, но и параллель, а иногда и школу, но через некоторое время эпидемия гаснет. Подобная мода может причудливо соединить в себе и позитивное, и негативное: курение, игру на деньги, токсикоманию. Родители должны поддерживать позитивные увлечения и помогать ребенку в его делах.
Иногда сталкиваясь с первым неуспехом (или небольшим успехом), подросток быстро гаснет из-за неуверенности в себе.
В рассматриваемый переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. К 4 классу сверстник, общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе, причем, как показывают многие исследования, в дальнейшем в большей степени имеет тенденцию сохраняться именно неблагополучный статус. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Существенные отношения происходят и в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентированы в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то к концу этого возраста, и особенно к началу следующего, на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами «настоящего товарища» 17.
Ребенок младшего подросткового возраста находится на пороге кризиса развития. Этот возраст, как и любой другой, имеет ряд противоречий в психическом развитии, которые и являются его движущей силой. Это противоречия двоякого плана. Во-первых, младший подросток постоянно стремится к самостоятельности, подвигаемый к этому главным из новообразований возраста, получившим в психологии название «чувство взрослости». Это стремление сочетается с еще почти полной неспособностью что-либо толково довести до конца без помощи старших. Именно это противоречие и рождает особый вид общения - предметное общение. Предмет этот может быть различным – от мальчишеских или девчачьих «тайн», связанных с игрой – приключением по мотивам прочитанных книжек или просмотренных фильмов, до достаточно серьезного увлечения какой- либо областью культуры или науки.
Второе противоречие заключается в том, что дети, окончившие начальную школу, являются, в известной мере, «теоретиками» по своим способностям и особенностям процесса мышления. Вместе с тем они имеют всегда «практические» интересы и стремления. Они интересуются не теорией стихосложения, а написанием стихов, не теоретическими знаниями по естественным наукам, а химическими и физическими опытами, устройством разных механизмов, необычными и эффективными способами вычислений. При этом оказывается, что носителем теоретической составляющей является взрослый. Младшие подростки упиваются общением, ядром которого является взрослый, и тем предметным содержанием, вокруг которого оно разворачивается. Бывает и так, что взрослый, умеющий общаться с детьми этого возраста, так интригующе приоткрывает им предметное содержание, что они увлекаются соответствующим предметом.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои планы, тайны, дела он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу.
В отношениях со сверстниками
подросток стремится
Вместе с тем у младших подростков еще достаточно долгое время сохраняются привычные способы взаимодействия и виды общения с близкими им взрослыми. Так, 10-12-летний ребенок может конфликтовать с родителями так же, как 4-летний дошкольник или 7-летний первоклассник. Он может быть столь же несамостоятелен в быту, что сразу задает тон и содержание общения в семье. У большинства детей 10-летнего это «дошкольное» общение дома все еще процветает и «сворачивается» с большими трудностями. Именно поэтому родителям детей этого возраста особенно трудно заниматься с ними, контролировать их учебу – если только в семье нет практики крайне тесных, «симбиотических» отношений ребенка с кем-то из взрослых, в процессе которых он не стремится к самостоятельности, но, естественно, не в состоянии ничего делать и решать сам.
Общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержки этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Характерными для
Можно говорить о возникновении в этот переходный период кризиса самооценки: от 4 к 5 классу резко возрастает количество негативных самооценок, равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности – общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность, такую, казалось бы, уже «освоенную» область. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.