Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать способы формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах.
Задачи исследования:
Рассмотреть содержание гуманистического мировоззрения и его роль в формировании личности и в развитии современной культуры.
Раскрыть психологические особенности учащихся средних классов и связанную с ними направленность изучения сказок как средства формирования основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы.
Исследовать содержание сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, и их возможности в формировании основ гуманистического мировоззрения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Гуманистическое мировоззрение и возможности его формирования на
уроках литературы в средних классах образовательных учреждений…….7
1.1.Гуманизм как принцип культуры, важность формирования
гуманистического мировоззрения в современных культурных условиях….7
1.2. Психологические особенности учащихся средних классов и
обусловленные ими направления развития гуманистического мышления
на материале сказок ..………………………………………………………… 20
1.3. Содержание сказок, изучаемых в средних классах, использование
их содержания как средства формирования основ гуманистического
мировоззрения…………………………………………………………………..30
2. Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок
на уроках литературы……………………………………………………………38
2.1. Исследование гуманистической направленности мышления
учащихся средних классов, изначально складывающейся под влиянием
содержания сказок………………………………………………………………38
2.2. Методы и приемы формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы на
материале сказок………………………………………………………………..41
2.3. Результаты формирования основ гуманистического мировоззрения в
процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах……...45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы и источников……...……………………………………..49

Файлы: 1 файл

Питолина В., 4В, курсовая работа.docx

— 105.94 Кб (Скачать файл)

При изучении сказки С.Я. Маршака  «Двенадцать месяцев» на уроке, воспитательной целью которого было привитие чувства  ответственности за свои поступки, убеждение в необходимости делать добро и недопустить зла,  также  рассматривались вопросы о добре  и зле, о поступках героев произведения, вместе с детьми рассуждали о причинах и последствиях антигуманного поведения героини.

Детям были предложены следующие  вопросы для анализа:

  1. Какие поступки королевы вы считаете отрицательными, а какие - положительными? Почему?
  2. Как вы расцениваете её отношение к профессору? Можно ли так относиться к людям?
  3. Кто виноват в том, что она такая?
  4. Какой урок вы извлекли для себя?
  5. Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?

Однако на поставленные вопросы  дети часто начинали пересказывать элементы сюжета, не давая собственной нравственной оценки. Некоторые с жаром начинали обсуждать отрицательные характеристики героев, давая негативную оценку с точки зрения современных реалий жизни. Нашей задачей в данной ситуации было формирование у учащихся способности к оценке поведения и поступков героев. А на вопрос: «Какой урок вы извлекли для себя?», дети отвечали, что надо уважать старших, не все зависит от желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много.

Перед современными педагогами нередко встаёт вопрос: как сделать

процесс гуманистического развития и нравственного воспитания личности эффективным, значимым и привлекательным?

         В немалой степени эффективность  и привлекательность процесса                                   гуманистического формирования и нравственного воспитания зависит от эмоционального настроя учащихся, от окружающих их людей и событий. Немаловажным условием достижения необходимых результатов будет и использование педагогом в своей деятельности разнообразных методов: беседы, игры, диспута, викторины, конкурса, посиделок, литературного вечера, устного журнала и других.

Так, нами был проведён урок-КВН  «В гостях у сказки», который позволил вспомнить сказки разных жанров, поговорить о различных ситуациях, предлагаемых в них, примерить на себя роль героя сказки (загадки).

Задачами данного урока  было:

обобщить знания о сказках,

уметь узнавать героев сказок,

усвоить основные идеи сказок, гуманистические представления, нравственные понятия,

развивать способность сочувствовать, сопереживать,

 развивать творческое  воображение, ассоциативную память,

 воспитывать потребность  в чтении книг,

любовь к устному народному  творчеству.

Следовательно, в ходе игры у нас также была возможность влиять на формирование основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов.

Таким образом, в процессе формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов при изучении жанра сказки были использованы различные методы и приемы, посредством которых мы вовлекали учащихся в учебный процесс, позволяли разнообразить преподавание материала, благоприятно влияли на становление гуманистического  мировоззрения пятиклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты  формирования основ гуманистического

мировоззрения в  процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах

 

  На контрольном этапе  был проведен анализ результатов  работы с детьми по формированию основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы в средних классах. На последнем этапе было проведено заключительное тестирование учащихся.

         Повторное тестирование показало, что уровень сформированности  основ гуманистического мировоззрения  учащихся, после работы на уроках литературы с жанром сказки, возрос. Так,  у детей, которые продемонстрировали в первый раз при тестировании низкий уровень сформированности основ гуманистического мировоззрения  -  6, на контрольном этапе получили 12 и 14 баллов; дети, изначально показавшие средний результат 9-12, достигли высокого результата -  17-18 баллов.

Участники

Балл

Агафонова Алина

18

Алёхин Григорий

18

Багаева Виктория

17

Бышляга Анатолий

12

Корсунская Анна

17

Коренькова Валерия

17

Мельчикови Ника

17

Потапова Полина

14

Полунин Даниил

12

Устименко Анна

18


 

Однако при повторном  тестировании никем не был набран самый высокий балл – 21, что показывает необходимость дальнейшего формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов.

Можно сказать, что дети при  изучении сказочных произведений узнали и усвоили  новые гуманистические  понятия, суждения типа «хорошо/плохо» приобрели различные оттенки  – «недостойно, нечестно; правильно, потому что…», учащиеся продолжили развитие навыков анализа, вывода, оценки. 

Таким образом, исследование сформированности основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы показало, что  изучение сказок благоприятно влияет на формирование гуманистического мировоззрения младших подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При написании курсовой работы нами была достигнута цель исследования, полностью решены поставленные задачи:

  1. Рассмотрено содержание гуманистического мировоззрения и его роль в формировании личности и в развитии современной культуры.
  2. Раскрыты психологические особенности учащихся средних классов и обусловленная ими направленность изучения сказок как средства формирования основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы.
  3. Исследовано содержание сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, и их возможности в формировании основ гуманистического мировоззрения.
  4. Изучена степень гуманистической направленности мышления учащихся  средних классов при чтении сказок на уроках литературы.
  5. Найдены наиболее эффективные методы и приемы изучения сказок на уроках литературы с целью формирования основ гуманистического мировоззрения.
  6. Проанализированы результаты формирования основ гуманистического мировоззрения на материале сказок на уроках литературы в средних классах.

Мы пришли к выводу, что воспитание гуманности позволяет  наиболее успешно развивать такие  личностные качества: милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность, отзывчивость, способствующих получению положительного эффекта при формировании основ гуманистического мировоззрения. Практика показывает, что уроки литературы могут быть очень эффективными в работе по воспитанию гуманности. При подготовке материала учитель должен не забывать о возможностях таких уроков.

Результаты опытно-экспериментальной  работы по формированию основ гуманистического мировоззрения в учебной деятельности приводят к выводу, что успешному его формированию в целом способствуют:

  • Полное раскрытие и понимание содержания гуманистического мировоззрения, его значимости в обществе и для самой личности.
  • Конкретизация представлений младших подростков о гуманизме и нравственных качествах.
  • Формирование умений проявлять гуманность, нравственные качества в процессе выполнения младшими подростками отдельных заданий.
  • Специальные беседы с младшими подростками, направленные на привлечение их внимания к тому, что у каждого человека с детства формируется различные качества, которые либо помогают успешно строить свою жизнь, работать, общаться друг с другом, либо не способствуют этому и даже вредят. И важно со школьных лет развивать в себе нужные, полезные качества и черты характера, готовить себя к жизни в гуманистически ориентированном, демократическим мире XXI века.

В заключение следует констатировать: чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших подростков, необходимо своевременно начать формировать такие качества личности, психологические свойства и поведенческие установки подростков, которые затем в своей совокупности обеспечат их гуманистическое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников

 

    1. Источники
  1. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки / А. Н. Афанасьев. – М., 1978. – 389 с.
  1. Богданова, О. С., Калинина О. Д., Рубцова М. Б. Этические беседы с подростками / О. С. Богданова, О. Д. Калинина, М. Б. Рубцова. - М., 1987. – 224 с.
  2. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н. И. Болдырев. – М., 1979. – 178 с.
  3. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – М., 1975. – 237 с.
  4. Бондаревская, Е. В. Возрастная психология / Е. В. Бондаревская.  - М., 2002. – 203 с.
  5. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович. - М., 2001. – 213 с.
  6. Довгун, А. И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания / А. И. Довгун // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. – С. 13.
  7. Здорик, Е. В. Я буду видеть сердцем / Е. В. Здорик // Литература в школе. - 2003. - №3. – С. 56.
  8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб., 1998. – 178 с.
  9. Кочетов, А. И. Организация самовоспитания школьников / А. И. Кочетов. – Минск, 1990. – 131 с.
  10. Кулагина, И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М., 2002. – 247 с.
  11. Лихачев, Б. Т. Педагогика «курс лекций» / Б. Т. Лихачев. - М., 1996. – 97 с.
  12. Мазниченко, М. Воспитательный потенциал сказки / М. Мазниченко // Воспитание школьников. – 1998. -  №2. – С. 78.
  13. Макаренко, А. С. Воля, мужество, целеустремленность / А. С. Макаренко. - М., 1987. – 289 с.
  14. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М., 1999. – 187 с.
  15. Попов, Л. А. Этика / Л. А. Попов. - М., 1998. – 118 с.
  16. Пропп, В. Я. Морфология сказки / В. Я Пропп. - М., 1987. – 264 с.
  17. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем /  В. А. Сухомлинский // сборник статей и фрагментов  и работ. – М., 1986. – С. 87.
  18. Шаров, А. Волшебники приходят к людям / А. Шаров. – М., 1983. – 167 с.
  19. Эльконин, А. Б., Вагнер Л. В. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей /  А. Б. Эльконин, Л. В. Вагнер. -  М., 1981. – 247 с.

 

    1. Литература
  1. Заварзина, Т. А. Школа мудрых правителей / Т. А. Заварзина // Последний звонок №8, 2001. – С. 78.
  1. Короткова, Л. Д. Сказка – светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л. Д. Короткова,– М., 2001. – 199 с.
  2. Курдюмова, Т. Ф. Литература: Учеб. Хрестоматия для 5 кл. средн. шк.: в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. - М., 1994. – Ч. I.
  3. Курдюмова, Т. Ф. Литература: Учеб. Хрестоматия для 5 кл. средн. шк.: В 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. - М., 1994. – Ч. II.
  4. Курдюмова, Т. Ф. Урок литературы в пятом классе / Т. Ф.  Курдюмова // Литература в школе. – 1992. – № 2 – С. 34 – 36.
  5. Маранцман, Е. К. Постижение сказки / Е. К. Маранцман // Литература в школе. – 2003. – № 8. – С. 137.
  6. Педагогическая энциклопедия. - М., 2002. – 378 с.
  7. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. – М., 1998. – 403 с.
  8. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. - М., 1998. – с. 422 с.
  9. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. – 388 с.

 

 

 

1 Подласый, И.П. Педагогика. /  И.П. Подласый. - М., 1999. – С. 95

2 Толковый словарь русского языка конца ХХ века. - М., 1998. – С. 143

3 Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. – С. 93-94

4 Педагогическая энциклопедия. - М., 2002. – С. 101-102

5  Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина, М.Б. Рубцова. - М., 1987. – С. 187

6 Божович, Л.И., Конникова,Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М., 1987. – С. 65-67

7 Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н.И. Болдырев.  – М., 1979. – С. 24

8 Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. -  М., 2001. – С. 13

9 Довгун, А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания / А.И. Довгун, // Нравственное воспитание школьников. – М., 1976. - №12. – С. 45-46

10 Кочетов, А. И. Организация самовоспитания школьников / А. И. Кочетов. – Минск, 1990. – С. 76

11 Лихачев, Б. Т. Педагогика «курс лекций» / Б. Т. Лихачев. - М., 1996. – С.32

12 Макаренко, А. С. Воля, мужество, целеустремленность / А. С. Макаренко.  - М., 1987. – С. 245

Информация о работе Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок на