Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:04, курсовая работа
Цель исследования: разработать способы формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах.
Задачи исследования:
Рассмотреть содержание гуманистического мировоззрения и его роль в формировании личности и в развитии современной культуры.
Раскрыть психологические особенности учащихся средних классов и связанную с ними направленность изучения сказок как средства формирования основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы.
Исследовать содержание сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, и их возможности в формировании основ гуманистического мировоззрения.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Гуманистическое мировоззрение и возможности его формирования на
уроках литературы в средних классах образовательных учреждений…….7
1.1.Гуманизм как принцип культуры, важность формирования
гуманистического мировоззрения в современных культурных условиях….7
1.2. Психологические особенности учащихся средних классов и
обусловленные ими направления развития гуманистического мышления
на материале сказок ..………………………………………………………… 20
1.3. Содержание сказок, изучаемых в средних классах, использование
их содержания как средства формирования основ гуманистического
мировоззрения…………………………………………………………………..30
2. Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок
на уроках литературы……………………………………………………………38
2.1. Исследование гуманистической направленности мышления
учащихся средних классов, изначально складывающейся под влиянием
содержания сказок………………………………………………………………38
2.2. Методы и приемы формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы на
материале сказок………………………………………………………………..41
2.3. Результаты формирования основ гуманистического мировоззрения в
процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах……...45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы и источников……...……………………………………..49
При изучении сказки С.Я. Маршака
«Двенадцать месяцев» на уроке, воспитательной
целью которого было привитие чувства
ответственности за свои поступки,
убеждение в необходимости
Детям были предложены следующие вопросы для анализа:
Однако на поставленные вопросы дети часто начинали пересказывать элементы сюжета, не давая собственной нравственной оценки. Некоторые с жаром начинали обсуждать отрицательные характеристики героев, давая негативную оценку с точки зрения современных реалий жизни. Нашей задачей в данной ситуации было формирование у учащихся способности к оценке поведения и поступков героев. А на вопрос: «Какой урок вы извлекли для себя?», дети отвечали, что надо уважать старших, не все зависит от желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много.
Перед современными педагогами нередко встаёт вопрос: как сделать
процесс гуманистического развития и нравственного воспитания личности эффективным, значимым и привлекательным?
В немалой степени
Так, нами был проведён урок-КВН «В гостях у сказки», который позволил вспомнить сказки разных жанров, поговорить о различных ситуациях, предлагаемых в них, примерить на себя роль героя сказки (загадки).
Задачами данного урока было:
обобщить знания о сказках,
уметь узнавать героев сказок,
усвоить основные идеи сказок, гуманистические представления, нравственные понятия,
развивать способность сочувствовать, сопереживать,
развивать творческое
воображение, ассоциативную
воспитывать потребность в чтении книг,
любовь к устному народному творчеству.
Следовательно, в ходе игры у нас также была возможность влиять на формирование основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов.
Таким образом, в процессе формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов при изучении жанра сказки были использованы различные методы и приемы, посредством которых мы вовлекали учащихся в учебный процесс, позволяли разнообразить преподавание материала, благоприятно влияли на становление гуманистического мировоззрения пятиклассников.
2.3. Результаты
формирования основ
мировоззрения в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах
На контрольном этапе
был проведен анализ
Повторное тестирование
Участники |
Балл |
Агафонова Алина |
18 |
Алёхин Григорий |
18 |
Багаева Виктория |
17 |
Бышляга Анатолий |
12 |
Корсунская Анна |
17 |
Коренькова Валерия |
17 |
Мельчикови Ника |
17 |
Потапова Полина |
14 |
Полунин Даниил |
12 |
Устименко Анна |
18 |
Однако при повторном тестировании никем не был набран самый высокий балл – 21, что показывает необходимость дальнейшего формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов.
Можно сказать, что дети при изучении сказочных произведений узнали и усвоили новые гуманистические понятия, суждения типа «хорошо/плохо» приобрели различные оттенки – «недостойно, нечестно; правильно, потому что…», учащиеся продолжили развитие навыков анализа, вывода, оценки.
Таким образом, исследование сформированности основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы показало, что изучение сказок благоприятно влияет на формирование гуманистического мировоззрения младших подростков.
Заключение
При написании курсовой работы нами была достигнута цель исследования, полностью решены поставленные задачи:
Мы пришли к выводу, что воспитание гуманности позволяет наиболее успешно развивать такие личностные качества: милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность, отзывчивость, способствующих получению положительного эффекта при формировании основ гуманистического мировоззрения. Практика показывает, что уроки литературы могут быть очень эффективными в работе по воспитанию гуманности. При подготовке материала учитель должен не забывать о возможностях таких уроков.
Результаты опытно-
В заключение следует констатировать: чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших подростков, необходимо своевременно начать формировать такие качества личности, психологические свойства и поведенческие установки подростков, которые затем в своей совокупности обеспечат их гуманистическое развитие.
Список литературы и источников
1 Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. - М., 1999. – С. 95
2 Толковый словарь русского языка конца ХХ века. - М., 1998. – С. 143
3 Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. – С. 93-94
4 Педагогическая энциклопедия. - М., 2002. – С. 101-102
5 Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина, М.Б. Рубцова. - М., 1987. – С. 187
6 Божович, Л.И., Конникова,Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М., 1987. – С. 65-67
7 Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н.И. Болдырев. – М., 1979. – С. 24
8 Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - М., 2001. – С. 13
9 Довгун, А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания / А.И. Довгун, // Нравственное воспитание школьников. – М., 1976. - №12. – С. 45-46
10 Кочетов, А. И. Организация самовоспитания школьников / А. И. Кочетов. – Минск, 1990. – С. 76
11 Лихачев, Б. Т. Педагогика «курс лекций» / Б. Т. Лихачев. - М., 1996. – С.32
12 Макаренко, А. С. Воля, мужество, целеустремленность / А. С. Макаренко. - М., 1987. – С. 245