Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать способы формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся в процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах.
Задачи исследования:
Рассмотреть содержание гуманистического мировоззрения и его роль в формировании личности и в развитии современной культуры.
Раскрыть психологические особенности учащихся средних классов и связанную с ними направленность изучения сказок как средства формирования основ гуманистического мировоззрения на уроках литературы.
Исследовать содержание сказок, изучаемых на уроках литературы в средних классах, и их возможности в формировании основ гуманистического мировоззрения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Гуманистическое мировоззрение и возможности его формирования на
уроках литературы в средних классах образовательных учреждений…….7
1.1.Гуманизм как принцип культуры, важность формирования
гуманистического мировоззрения в современных культурных условиях….7
1.2. Психологические особенности учащихся средних классов и
обусловленные ими направления развития гуманистического мышления
на материале сказок ..………………………………………………………… 20
1.3. Содержание сказок, изучаемых в средних классах, использование
их содержания как средства формирования основ гуманистического
мировоззрения…………………………………………………………………..30
2. Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок
на уроках литературы……………………………………………………………38
2.1. Исследование гуманистической направленности мышления
учащихся средних классов, изначально складывающейся под влиянием
содержания сказок………………………………………………………………38
2.2. Методы и приемы формирования основ гуманистического
мировоззрения учащихся средних классов на уроках литературы на
материале сказок………………………………………………………………..41
2.3. Результаты формирования основ гуманистического мировоззрения в
процессе изучения сказок на уроках литературы в средних классах……...45
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы и источников……...……………………………………..49

Файлы: 1 файл

Питолина В., 4В, курсовая работа.docx

— 105.94 Кб (Скачать файл)

Итак, в этот переходный период, как и на любой ступени возрастного  развития школьников, проявляется потребность  и необходимость в общей положительной  оценке себя в целом, вне зависимости  от конкретных результатов, что чрезвычайно важно именно для определения круга проблем детей  данного возраста. Конечно, человек на протяжении всей своей жизни нуждается в принятии его другими, в позитивных оценках, но, естественно, в детском возрасте эта потребность выражена сильнее. В данном же случае речь идет о ее обострении, и эта потребность становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется  появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации и изменением содержания внутренней позиции ученика. В отличие от «классического» подросткового кризиса он пока еще слабо выражен в поведении, во внешних проявлениях; переживания школьников, связанные с такими изменениями, далеко не всегда осознаются им, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы – все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может быть и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности. И путь, по которому пойдет формирование личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден новый этап – переход от детства к отрочеству.   

В младших подростковых классах  положительная реакция на тему ранимости человеческой души заметно снижена. Это связано и с особой актуализацией в этом возрасте потребности в самоутверждении, и с особенностями физиологических процессов, происходящих в организме подростков на первом этапе полового созревания. Преобладание процессов возбуждения над торможением усиливает не только несдержанность в поведении подростков, но и бесчувственность, равнодушие к окружающим, возникающее как реакция на перевозбуждение.

Младший подростковый возраст  наиболее предрасположен к осмыслению гуманности как средства удовлетворения насущных личных потребностей в самоутверждении, общении, дружбе, в создании атмосферы сплоченности, подлинного товарищества в классном коллективе и в семье 18.

Как было сказано ранее, в младшем подростковом возрасте формируется отношение к себе, к людям, к обществу, появляется склонность к рефлексии, чувство ответственности, умение анализировать, обобщать. Это возраст, когда дети любят фантазировать, размышлять, философствовать. Они очень непосредственны, искренны.

Эти качества помогут формировать  гуманистическое мировоззрение  детей в средних классах. С помощью них возможно построить  многообразные отношения (к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к своей деятельности и делам других людей), составляющие содержание гуманистической сущности личности. Сказка может стать  отправной точкой в формировании данных качеств. Например, мораль «Сказки о рыбаке и рыбке» – «За большим погонишься – и малое потеряешь» – направлена на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств, как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, как смирение — гордость, великодушие — недовольство, бескорыстие — жадность, послушание — своенравие, неблагодарность, грубость, ответственность.  Сказка «Тёплый хлеб»  прививает чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, стремления к доброй жизни, показывает, что учиться добродетелям надо у тех, кто ими обладает.

 Сказки «Стойкий оловянный солдатик», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Солдатская шинель» несут  представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подводят детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и никем нельзя пренебрегать. Формируют представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности. Воспитывают в детях такие нравственные качества, как верность, стойкость и терпение. Для мальчиков это - пример, а персонажи – герои для подражания.

Произведения «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», "Сказка о  мертвой царевне и семи богатырях", «Золушка» выявляют отношение к  труду. Главная идея - «Доброму Бог помогает» «Худые дела не доведут до добра», «За добро плати добром». Они направлены на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности,  как добро — зло, приветливость — грубость, жадность — бескорыстие, трудолюбие – лень, терпение, аккуратность. Способствуют воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени. Надо также учесть, что в данном возрасте дети переоценивают своё отношение к учёбе, многое им становится неинтересно, не нравится роль в классе. Таким образом, подобные сказки дают возможность не упустить  хорошего ученика, который  теряет мотивацию из-за возрастных особенностей.

Такие качества, как несдержанность в поведении подростков, бесчувственность, равнодушие к окружающим, возникающие как реакция на перевозбуждение, свойственное детям этого возраста, будут мешать восприятию и понимаю морали сказок. Эти качества необходимо корректировать, изменять, развивать, чтобы и они работали на формирование гуманистического мировоззрения.

В итоге мы видим, что сказка является одним из самых доступных  и эффективных средств духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей младшего подросткового возраста заключается в том, что сказка даёт примеры, ориентиры, эталоны  поведения, отношений со сверстниками и друзьями, родителями и учителями, показывает, что хорошо, а что плохо, какие качества личности должны быть у человека, выявляет отношение к труду, учит и направляет, ведёт к  формированию гуманных чувств и социальных эмоций.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной  сферы и коррекции поведения  ребенка. Восприятие сказок оказывает  сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка, предлагает рассмотрение себя с позиций отрицательного и положительного героев, давая возможность анализировать и обобщать, делать выводы для своего поведения в различных ситуациях. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир.

 

 

 

1.3. Содержание  сказок, изучаемых в средних классах,

использование их содержания как средства формирования основ гуманистического мировоззрения

 

Какие воспитательные функции  может выполнять сказка? Прежде всего, по мнению М. Мазниченко, регулятивную – сказка задаёт нормы и образцы  поведения, внося определённые ограничения  и запреты. Она может регулировать общение, учебную и трудовую деятельность, отношения в коллективе, взаимоотношения школьников с учителями и др. Кроме того, сказка обладает мощным стимулирующим эффектом, побуждая к позитивным изменениям, представляя читателю  идеализированные образцы поведения. Очень важна в современном мире и психотерапевтическая функция сказки – защита ребёнка от стрессов, негативных переживаний19.

Сказки имеют огромное воспитательное значение. Лишить ребенка  сказок – значило бы лишить его пищи для нормального и здорового развития фантазии. Смесь непонятно-чудесного и обыденно-простого, возвышенного и забавного останавливает на себе внимание ребенка, заставляет его всматриваться и вдумываться в окружающую жизнь, чтобы отличить возможное, действительное и вымысел.

Сказка – один из возможных  путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка. Почему именно сказки? Да потому что литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме  дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и другими. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому уроки, которые преподает сказка, – это уроки на всю жизнь, и для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки,  в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко  сочувствуют персонажам, у них  появляется внутренний импульс к  содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они, как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией.

Сказки, в устной или письменной форме, передаются из поколения в  поколение и являются поистине кладезем бесценного жизненного опыта, народной мудрости. Вряд ли найдется человек, который в своей жизни не слышал бы или не читал бы ни одной сказки. Жизнь человека начинается со сказки и с колыбельной. Но с колыбельной ребенок расстается довольно быстро, хотя и вспоминает их, а сказки сопровождают его всю долгую жизнь.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  утверждает, что сказки всегда поучают, наставляют, они моральны, дидактичны. Учат молодое поколение нормам этики. Те герои сказок, которые не нарушают правил, побеждают, которые нарушают – погибают.

Слушая сказку, ребёнок  «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причём, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

Первым классификацию  сказок предложил русский филолог  А. Н. Афанасьев в 60-х годах XΙX века. Он разделил их на три группы:

- сказки о животных (к  ним примыкают сказки о насекомых,  растениях и грибах)

- волшебные

- бытовые (новеллистические)20.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева  классифицировала сказки: художественные (народные и авторские), дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные21.

В середине XX века учёный  В.Я.Пропп делит сказки на 6 групп:

- волшебные

- кумулятивные

- о животных, растениях,  о неживой природе и предметах

- бытовые или новеллистические

- небылицы

- докучные сказки22.

Мы будем рассматривать  содержание сказок по классификации  А.Н.Афанасьева.

Волшебные сказки выделяются не по признаку волшебности или чудесности, а по совершенно чёткой композиции. В основе волшебной сказки лежит образ инициации (инициации – разновидность обряда перехода, посвящения юношей в разряд взрослых мужчин) – отсюда «иное царство», куда следует попасть герою, чтобы приобрести невесту или сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Повествование вынесено целиком за пределы реальной жизни. Характерные особенности волшебной сказки – словесный орнамент, присказки, концовки, устойчивые формулы.

Предположительно волшебная  сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда  вся страна была раздроблена на отдельные  земли и княжества. Но зародилась она гораздо раньше, еще до принятия христианства.

В волшебной сказке человек  общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!

Начинается волшебная  сказка с того, что главный герой  по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем - и из обычного мира. Все, что совершает  персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве-тридесятом государстве.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Волшебная сказка на протяжении столетий передавалась устным путем. Иногда сознательно, иногда случайно сказитель  что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.

Сказка учит смелости, доброте  и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных  наставлений, просто показывает, что  может произойти, если человек поступает  плохо, не по совести.

Волшебные сказки имеют воспитательный характер, непосредственно формируют  положительные качества личности. В  сказках несложно найти простые  общечеловеческие ценности, которые  формируют основы гуманистического мировоззрения: что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман, в конце концов, бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Сказки дают путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время трудностей пройдет, зло будет наказано.

Сказки о животных и растениях (война грибов и т. д.), о неживой природе (ветер, мороз, солнце) и предметах (лапоть, соломинка, пузырь, уголёк) составляют небольшую часть русских сказок. В них побеждает тот, кто меньше и слабее. Они оптимистичны. Герои сказок всегда однотипны, всегда изображается одна главная черта характера (лиса хитрая; волк злой и глупый; медведь глуповат, но добродушен; заяц трусливый, но одерживает победу). Для многих сказки связаны с волшебством. Люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного, и они ощущают себя счастливыми 23.

Информация о работе Изучение сказок как средств формирования основ гуманистического мировоззрения учащихся средних классов в процессе изучения сказок на