Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников. Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.
Познание дошкольниками явлений
природы возможно не только посредством
наблюдений - большую помощь
в этом может оказать моделирующая деятельность.
Модель - это предметное,
графическое или действенное изображение
чего-либо, а процесс
создания модели называется моделирующей
деятельностью.
Моделирование рассматривается
как совместная деятельность воспитателя
и детей по построению моделей. Цель моделирования - обеспечить
успешное усвоение детьми знаний об особенностях
растений, их структуре.
Моделирование основано на
принципе замещения реальных объектов
предметами, схематическими изображениями,
знаками.
Обучение детей моделированию
должно быть связанно с использованием
обследовательских действий. Важно учить
детей планомерно вести анализ и сравнение
объектов природы. Например, при сравнении
двух растений – учить, вначале,
обследовать и моделировать признаки
цветка или листа, а затем стебля, корня.
С дошкольниками можно создавать
и использовать различные модели. Важнейшими
из них являются календари природы, календари
наблюдений за ростом и развитием растения.
Календарь интересно рассматривать детям,
потому что они сами рисовали, сами трудились.
Знакомя детей с природой, педагог
использует разнообразный иллюстративно-наглядный
материал: дидактические картины, репродукции
с художественных картин, фотографии,
диапозитивы, модели, диафильмы.
Иллюстративно-наглядный материал
помогает закреплять и уточнять представления
детей, полученные в ходе непосредственного
восприятия природных явлений. Этот материал
позволяет дать детям представление о
длительно протекающих в природе явлениях
(например, рост и развитие растений).
Большое значение имеет иллюстративно-наглядный
материал в формировании эстетического
восприятия природы, в обогащении эстетических
впечатлений и чувств.
В ознакомлении детей с природой
широко используются разнообразные игры.
В практике дошкольного воспитания применяются
две группы игр - игры с готовым содержанием
и правилами и творческие игры.
Дидактические игры – игры
с правилами, имеющие готовое содержание.
В процессе дидактических игр дети уточняют,
закрепляют, расширяют имеющиеся у них
представления о растениях. Игры дают
возможность детям оперировать самими
предметами природы, сравнивать их, отмечать
изменения отдельных внешних признаков,
обобщать и классифицировать [8].
Предметные игры - это игры с использованием
различных предметов природы (листья,
семена, цветы). В предметных играх уточняются,
конкретизируются и обогащаются представления
детей о свойствах и качествах тех или
иных объектов природы [8].
Настольно-печатные игры - это игры типа
лото, домино, разрезные и парные картинки.
В этих играх уточняются, систематизируются
и классифицируются знания детей о растениях.
Словесные игры - это игры, содержанием
которых являются разнообразные знания,
имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся
они для закрепления знаний у детей о свойствах
и признаках тех или иных предметов.
Творческие игры природоведческого
содержания - это те, в которых
дошкольники отражают впечатления, полученные
в процессе занятий и повседневной жизни.
Самостоятельный характер творческих
игр не даёт возможности воспитателю использовать
их как метод обучения детей новым знаниям,
навыкам и умениям, но они помогают выявить
степень усвоения детьми тех или иных
знаний, отношений. Воспитатель должен
наблюдать за творческими играми, чтобы
в дальнейшем учесть, какие знания достаточно
усвоены детьми, какие следует уточнить,
расширить.
Для того чтобы знания детей
о растениях были осознаны, в детском саду
используются несложные опыты. Опыт - это
наблюдение, которое проводится в специально
организованных условиях. Опыты способствуют
формированию у детей познавательного
интереса к растениям, развивают наблюдательность,
мыслительную деятельность.
Также воспитатель использует
рассказы о природе. Основная цель этого
метода - создать у детей
точное, конкретное представление о наблюдаемом
в данный момент или виденном ранее объекте.
Рассказ должен привлекать внимание детей,
давать пищу для размышления, будить их
воображение, чувства.
Чтение художественного произведения
для детей дошкольного возраста помогает
воспитателю обогащать их знаниями, учить
их глубже всматриваться в окружающий
мир, искать ответы на многие вопросы.
После чтения художественных
произведений организуется беседа об
одной или нескольких прочитанных книгах.
Цель беседы - помочь детям
глубже узнать растения, обобщить и систематизировать
знания о них. Беседа используется воспитателями
с разными дидактическими целями: для
создания интереса к предстоящей деятельности
(перед наблюдением, экскурсией, просмотром
кинофильма); для уточнения, углубления,
обобщения и систематизации знаний детей
о растениях. В каждой беседе решается
задача развития речи детей.
В результате наблюдения за
комнатными растениями и их изучения дети
должны знать названия многих растений,
находящихся в уголке природы своей группы, подробно описывать
их внешний вид, отмечая существенные
особенности, называть наземные и подземные
части; знать о некоторых лекарственных
растениях, происхождении растений (например
фикуса, амариллиса и др.), их жизни на родине;
знать о роли света, тепла и влаги в жизни
растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных,
необходимость или вред опрыскивания
и т. д.); уметь подмечать, что некоторые
растения для нормального их роста и развития
нуждаются в изменении условий (большем
количестве света, уменьшении или увеличении
поливки); знать особенности размножения
растений (черенками, детками). Педагог
должен воспитывать интерес и любовь к
растениям, желание длительно наблюдать
и ухаживать за ними, создавать для растений
лучшие условия роста и развития.
Правильные представления о
природе, полученные в детстве, создают
прочную основу для дальнейшего ее познания,
воспитания любви и бережного к ней отношения.
1.3 Роль комнатных
растений в работе с детьми
старшего дошкольного возраста
Чем больше людей по необходимости
или по доброй воле переселяются в многоэтажные
дома, тем острее их потребность в общении
с природой. Где бы мы ни жили – в центре
города или в сельской глубинке, комнатные
растения украшают нашу жизнь. В них есть
то, чего лишены неодушевленные предметы,
обычно нас окружающие. Созерцание картины
или скульптуры доставляют удовольствие,
но предметы искусства статичны и никогда
не меняются. Растения не только красивы,
но и изменчивы, как все живое.
Растения в помещении необыкновенно
украшают интерьер, делают его теплее
и уютнее. Они помогают справиться со стрессовыми
ситуациями. Очень важна санитарно-гигиеническая
роль. Растения поглощают пыль, очищают
воздух, а так же могут использоваться
как лекарственные.
Видов комнатных растений великое
множество: миниатюрные, которые можно
поставить на стол или в террариум; ампельные
растения, свешивающиеся из подвесных
вазонов; есть крупные, импозантные растения
их обычно размещают на полу. Растения
различаются формой и размерами листьев,
необыкновенным разнообразием окраски;
существует много видов с декоративными,
необычными цветками. Интерьерное озеленение
приобретает в настоящее время все большее
распространение и значение.
Растениям принадлежит важная
роль в улучшении среды, окружающей человека.
Они положительно влияют на микроклимат
помещения: снижают содержание углекислого
газа в воздухе, повышают его влажность
и обогащают кислородом, выделяют фитонциды
(вещества, губительно действующие на
микроорганизмы), смягчают производственный
шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения
оказывают и благотворное эмоциональное
воздействие: красота и разнообразие форм
и окраски влияют на чувства человека,
помогают снять нервное и физическое напряжение.
Однако хотя интерьерное озеленение и
приобретает массовый характер, оно не
всегда бывает успешным. Ассортимент видов
часто подбирается неграмотно и носит
случайный характер, поэтому растения
в условиях, не соответствующих их природе,
быстро теряют свою декоративность или
гибнут [14].
Комнатные цветы и растения
в интерьере детских учреждений играют
особую роль: они являются не только украшением
помещения, но и действенным средством
воспитания и образования детей. Правильно
организованная работа с комнатными растениями
расширяет представления детей о живой
природе, прививает навыки к выращиванию
и уходу за растениями, развивает наблюдательность,
воспитывает любовь и бережное отношение
к природе, способствует эстетическому
восприятию окружающего мира. Важна и
гигиеническая роль растений, так как
дети много времени проводят в закрытом
помещении.
Особое место в интерьере группы
детского сада играют красивоцветущие
растения. Ребенок в силу своих психологических
особенностей не видит этого. Он не замечает
того изящества и красоты растения, которое
видит взрослый. Воспитатель может помочь
ребенку увидеть эту красоту, понять, что
каждое растение – это чудо природы и
каждый цветок красив по-своему.
Педагог должен дать понять
ребенку, что декоративные качества растения,
его насыщенность окраски, цветения полностью
зависят от людей. Какие условия человек
создаст растению, так растение и отреагирует
своим внешним видом и цветением. Поэтому,
ухаживая за растениями, ребенок должен
знать, что внешний вид растения полностью
зависит от него. Таким образом, воспитывается
чувство ответственности.
Для озеленения детских учреждений
можно использовать многие виды цветущих
и декоративно-лиственных растений. Исключение
составляют растения, имеющие колючки
(виды молочаев и кактусов) или содержащие
аллергены и алкалоиды (примула, олеандр,
лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный).
При оформлении дошкольных
детских учреждений целесообразно применять
такие виды озеленения, при которых растения
не мешают подвижным играм детей. Цветы
и растения размещают на специальных полочках
и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают
в кашпо и «цветочных люстрах». Но живые
растения рядом с детьми - это не только
украшение, но и живая природа, нуждающаяся
в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение
вертикальному озеленению, часть растений
следует размещать таким образом, чтобы
дети могли ухаживать и наблюдать за ними.
Для этого растения в напольных цветочницах
располагают в зонах отдыха и комнатах
для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов
и т. д. В зависимости от планировки и назначения
помещения в цветочницах можно содержать
одиночные экземпляры или составлять
композиции из нескольких растений.
Для оформления лестниц, лестничных
площадок, где растения могут страдать
от холода, постоянного недостатка света
и сквозняков, можно использовать или
очень ограниченный ассортимент нетребовательных
растений (близкий к ассортименту, рекомендуемому
для производственных помещений), или
всевозможные природные материалы.
Традиционным местом размещения
растений являются окна и подоконники
как самые светлые места любого помещения.
Ассортимент растений и их количество
зависят от размеров окон и их ориентации
по отношению к сторонам света. При размещении
растений следует не допускать их скученности,
так как при этом они не только мешают
друг другу, но и теряют свой декоративный
эффект. Используя различные подставки,
можно размещать растения на разных уровнях
и создавать живописные композиции, в
которых сочетаются экземпляры различной
высоты. Прекрасным элементом оформления
окон являются вьющиеся и ампельные растения.
Вьющиеся растения размещают по бокам
оконных проемов. Для них изготавливают
специальные опоры (решетки, трельяжи,
шнуры), по которым побеги растений поднимаются
вверх, обрамляя окно. Растения со свисающими
побегами помещают в специальные подвесные
вазы и подвешивают вверху, ставят на полочках,
укрепленных по бокам оконных проемов
и на боковых стенках, примыкающих к окнам
[14].
Растения можно также размещать
вблизи окон и в глубине комнат на специальных
столиках и подставках. На них ставят отдельные
экземпляры или несколько гармонично
или контрастно сочетающихся растений.
В качестве подставки можно широко использовать
современную низкую мебель со строгими
линиями и большим количеством свободных
горизонтальных плоскостей. Растение
можно поместить на журнальном столике,
подвесных шкафах и книжных полках, на
шифоньере, серванте.
Таким образом, на этапе дошкольного
детства складывается начальное ощущение
окружающего мира: ребенок получает эмоциональное
впечатления о природе, накапливает представления
о разных формах жизни. Уже в этот период
формируются первоосновы экологического
мышления, сознания, экологической культуры.
Комнатные растения как объект экологического
воспитания являются самым доступным
средством знакомства с природой. Свое
знакомство с комнатными растениями дети
начинают в младших группах детского сада.
Для того, чтобы процесс знакомства с комнатными
растениями проходил с наибольшим эффектом
необходимо изучить задачи экологического
воспитания в части ознакомления с данными
видами растений.
1.4 Принципы подбора
растений в разных возрастных
группах
При отборе растений и животных
для уголка природы в старших группах
ДОУ следует учитывать требования, предъявляемые
«Программой воспитания в детском саду».
Только при этом условии можно обеспечить
воспитательное и образовательное воздействие
на детей труда и наблюдений.
Требования к отбору обитателей
уголка природы (Каменева Л. А.):