Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников. Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.
Экологическое воспитание является
одним из направлений воспитательно-образовательной
деятельности дошкольного учреждения.
Это важное средство всестороннего развития
ребенка-дошкольника, формирования системы
знаний о природе и воспитания осознанного
отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются
основы экологической культуры. В исследованиях
Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой
и других доказано, что детям 5-7 лет доступны
экологические знания о растениях, животных,
человеке как о живых существах, о связях
и зависимостях в мире природы и между
человеком и природой; о многообразии
ценностей природы - оздоровительной,
познавательной, нравственной, эстетической,
практической; о том, что природа является
средой обитания для человека [19;20].
Формирование знаний в экологическом
воспитании - не самоцель. Они - необходимое
условие воспитания осознанно-бережного
отношения к природе, к людям, к материалам
природного происхождения, к предметам
рукотворного мира. Осознанный характер
отношения проявляется в том, что ребенок,
зная о своих потребностях, лучше понимает
потребности других живых существ, может
практически сохранить, поддержать или
создать для них нужные условия; может
сочувствовать, сопереживать тем, кто
испытывает в этом потребность. Он способен
откликаться на красивое и некрасивое
в окружающем мире, адекватно оценивать
свое отношение и отношение окружающих
людей к социальной среде.
Исследованиями также доказано,
что старшие дошкольники способны овладеть
умениями и навыками разнообразной деятельности,
имеющей экологически ориентированный
характер осознанно-бережного отношения
к объектам растительного и животного
мира.
Экологическое образование
в период детства базируется на двух главных
основаниях:
первое заключается в том, что
у детей следует формировать осмысленные
представления и отношения к окружающему
миру;
второе заключается в том, что
положительные взаимодействия с окружающим
миром являются важной составляющей здорового
развития ребенка, они расширяют сферу
изучения мира и качества жизни ребенка
в течение широкого диапазона времени.
Важными становятся вопросы
разработки содержания, методов, форм,
технологий экологического образования,
его специфика.
Идеи формирования представлений
о размножении, росте и развитии живых
существ имеют глубокие корни в педагогической
науке.
Одной из актуальных проблем
экологического воспитания детей является
выявление особенностей формирования
динамических представлений о размножении,
росте и развитии живых существ.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме.
2. Проанализировать возможности
использования трудовой деятельности
в уголке природы и на огороде УДО для
формирования у старших дошкольников
представлений о размножении растений.
3. Выявить уровень экологических
знаний о растениях у детей
старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему
занятий и наблюдений, нацеленных
на формирование динамических
представлений о размножении
растений.
5. Проанализировать результаты
экспериментальной деятельности.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ
научной, педагогической и методологической
литературы.
- диагностику сформированности
динамических представлений о растениях;
- формирующий эксперимент
(формирования представлений о
размножении растений);
- интерпретация и анализ
результатов эксперимента.
Цель исследования - теоретически
обосновать и экспериментально проверить
эффективность использования трудовой
деятельности в природе для формирования
представлений о размножении растений
у дошкольников.
Объект - формирование у детей
старшего дошкольного возраста представлений
о размножении растений.
Предмет - формирование у детей
представлений о размножении растений
через трудовую деятельность в уголке
природы и на огороде УДО.
Гипотеза исследования: представления
о размножении растений в дошкольном возрасте
возможно сформировать при правильной
организации педагогического процесса:
- сформировать отчетливые
представления о закономерности
изменений растений;
- сформировать понимание
специфики взаимосвязи растущего,
развивающего растения и внешних
факторов, обеспечивающих его выживание;
- создать условия для
непосредственного наблюдения за
растениями;
- наглядно иллюстрировать
динамические изменения в размножении,
росте и развитии растений.
Методологической основой нашего
исследования послужила теория познания,
которая свидетельствует, что познание
окружающего мира происходит в процессе
активного взаимодействия субъекта и
объекта познания.
Практическая значимость нашего
исследования состоит в том, что оно содержит
систему работы по формированию динамических
представлений, в первую очередь, о размножении
растений, а так же об их росте и развитии,
и может быть использована практическими
работниками в условиях дошкольного учреждения.
Глава
1. Теоретические аспекты формирования
представлений о размножении растений
у
дошкольников в процессе трудовой деятельности
в уголке природы и на огороде УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические
подходы к проблеме формирования
знаний о растениях у детей
дошкольного возраста
Дети в дошкольном возрасте
получают знания в общении с взрослыми
и сверстниками, через книги и телевидение,
в формирующейся учебной деятельности.
Знания формируются как в стихийном познании
природы, так и в процессе направленного
умственного воспитания. Знания являются
результатом умственного воспитания.
Знания - это отражение
человеком объективной деятельности в
форме фактов, представлений, понятий
и законов науки; коллективный опыт человечества,
результат познания объекта и деятельности.
Знания - результат познания,
научные познания, научные сведенья; совокупность
сведений в какой-нибудь области.
Как показал ряд педагогических
и психологических исследований, дошкольное
детство нельзя рассматривать как период
накопления лишь отдельных конкретных
представлений о вещах. На протяжении
этого периода наблюдаются существенные
сдвиги в умственном развитии, формируются
общие представления и понятия, складываются
важные мыслительные операции - умение анализировать,
сравнивать, обобщать [24].
Знания рассматриваются как
аспект умственного развития. Знания ребенок
приобретает в процессе учебной деятельности.
Обучение - процесс целенаправленной
передачи общественно- исторического
опыта, организация формирования знаний,
умений, навыков (18). Обучение представляет
собой общение между теми, кто обладает
знаниями, определённым опытом, и теми,
кто их усваивает.
Исходным звеном формирования
знаний о растениях является система конкретных
знаний, отражающих ведущие закономерности
живой природы: многообразие видов, их
приспособленности к среде обитания, изменения
в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
Возможность усвоения таких знаний детьми
старшего дошкольного возраста доказана
психолого-педагогическими исследованиями.
Ознакомление с природой занимает
особое место в умственном воспитании
детей. Большая часть знаний, которыми
дети овладевают в детском саду - это конкретные
сведения и факты из области живой и неживой
природы. В ходе обучения ребёнок овладевает
знаниями постепенно, поэтапно. Условно
можно выделить несколько таких этапов.
Каждому этапу соответствует определённый
уровень знаний и возможностей ребёнка
в осмыслении природных явлений, а также
определённая направленность педагогического
руководства умственной деятельностью
дошкольников.
Содержание знаний, усваиваемых
детьми, должно быть воспитывающим [15].
У детей формируют элементарные, но научно
достоверные знания о явлениях природы,
подчёркивающие их взаимозависимость
и материальность мира, роль человека
в природе.
Знания должны быть доступными
всем дошкольникам; они усложняются от
группы к группе, становятся более детализированными
и в то же время более обобщёнными. Знания
должны быть конкретными.
Таким образом, в дошкольном
возрасте необходимо учить детей различать
и называть наиболее типичные, часто встречающиеся
в данной местности деревья, кустарники,
травянистые растения. Воспитанников
детского сада знакомят и с комнатными
растениями, учат узнавать, различать
и называть наиболее яркие, часто встречающиеся
из них. В дошкольном возрасте детям доступны
знания о потребностях растений: для жизни,
роста и развития растения нуждаются в
свете, тепле, влаге, почвенном питании.
Ребята учатся различать части растений
(лист, стебель, корень, цветок), узнают
о функциях некоторых из них. Очень важно
дать воспитанникам элементарные знания
об охране растений.
1.2 Методы и
средства формирования знаний
о размножении растений у детей
дошкольного возраста
Процесс формирования знаний
происходит как в стихийной форме, так
и в процессе целенаправленного обучения.
Обучение - процесс целенаправленной
передачи исторического опыта, организации
формирования знаний, умений и навыков.
В обучении используются наглядные,
словесные, игровые, практические методы.
Методы обучения рассматриваются как
способы работы педагога с детьми с целью
приобретения последними знаний, умений,
навыков, формирования мировоззрения
и развития способностей. В обучении познавательная
деятельность детей тесно связана с практической
деятельностью, имеющей образовательное
и воспитательное значение [18].
Суть обучения заключается
не только в том, как доносит до детей новые
знания педагог, но и в том, какова деятельность
самих детей - носит ли она
чисто познавательный характер или действия
ребёнка практические.
Экологические знания - это знания,
которые помогают сформировать у детей
определённое отношение к природе, экологически
грамотное и безопасное поведение, активную
жизненную позицию, познавательный опыт
в целом.
Экологические знания становятся
основой экологического воспитания. Экологическое
воспитание тесно связано с развитием
эмоций ребёнка, умением сочувствовать,
удивляться, заботиться о живых организмах,
умением видеть красоту окружающего мира.
Важным педагогическим условием
формирования знаний о растениях является
использование наблюдения, так как оно
повышает интерес к природе, создаёт условия
для применения знаний, в новой ситуации
стимулирует развитие наблюдательности
и познавательной активности дошкольников.
Наблюдению, как важному методу
познания природы, придавали очень большое
значение. В 50-70-е годы проводились исследования,
которые позволили вскрыть особенности
познания дошкольниками природы через
наблюдение. Авторы показали, что правильная
организация чувственного восприятия
объектов природы обеспечивает формирование
и развитие у детей отчётливых представлений
о растениях, деревьях, кустарниках [14].
Целенаправленные наблюдения
дают возможность сформировать не только
конкретные, но и обобщённые представления,
научить детей ориентироваться на наиболее
значимые признаки наблюдаемых объектов
и явлений.
Видный отечественный психолог
С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение
как результат осмысленного восприятия,
в процессе которого происходит развитие
мыслительной деятельности [23].
В исследованиях утверждается,
что наблюдение - это сложный
вид психической деятельности, включающий
различные сенсорные и мыслительные процессы
и опирающийся на эмоционально-волевые стороны
личности ребёнка.
Включение разнообразных органов
чувств в процессе наблюдения обеспечивает
полноту и конкретность формируемых знаний.
Наблюдение необходимо сопровождать точной
речью воспитателя и детей, чтобы полученные
знания хорошо усваивались. Так как наблюдение
требует сосредоточенности произвольного
внимания, педагог должен регулировать
его по времени, объёму и содержанию.
Для успешного достижения поставленной
цели воспитатель продумывает и использует
специальные приёмы, организующие активное
восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает
обследовать, сравнивать объекты между
собой, устанавливать связи между отдельными
объектами и явлениями природы.