Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников.
Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 106.76 Кб (Скачать файл)

1. Растение должно быть  типичным для той или иной  систематической или экологической  группы. При этом становится возможным  познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или  образом жизни, характерными для  большой группы растений.

2. Уход за обитателями  уголка по качеству, характеру  труда, по затрачиваемым силам  и времени должен быть доступен  детям дошкольного возраста (при  участии и руководстве со стороны  воспитателя). Поэтому отбирают растения  неприхотливые к уходу за ними.

3. Растения в уголке  природы должны быть внешне  привлекательными, способными вызвать  и удержать еще не очень  устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько  экземпляров одного вида растений, чтобы дети могли увидеть в  объектах наблюдения не только  общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию  разнообразия и неповторимости  живых организмов.

5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения [13].

Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Основная задача ознакомления с комнатными растениями в старших группах детского сада - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:

Циперус (Cyperus L.), который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду);

Кактусы (Caryophyllales), (1-2 вида) требующие очень небольшой и редкой поливки,

Традесканции (Tradescantia blossfeldiana)- с большой потребностью во влаге;

Узамбарские фиалки (Saintpaulia) поливать которые следует весьма умеренно;

Снсевьера (Sansevieria) которая легко переносит сухость воздуха и недостаток воды;

Плющ восковой (Hoya R.), который в летнее время требует обильного полива, а в зимнее умеренного [9].

В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, - герани (Pelargonium hortorum), фуксии (Fuchsia) и др.

О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, - амариллис (Amaryllis belladonna), кливия (Clivia miniata), кринум (Crinum), драцена (Dracaena fragrans), гемантус (Haemanthus katharinae), каланхоэ (Kalanchoe blossfeldian) и др. Первый период зимы для этих растений - период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

Таким образом, растения уголка природы достаточно многочисленны и разнообразны и подбирая их воспитатель руководствуется прежде всего необходимостью обозначить разнообразие внешнего вида, свойств, климатических условий того или иного растения.

 

1.5 Размножение  комнатных растений 

 

Со временем все комнатные растения вырастают слишком большие и дряхлеют, и тогда их надо заменять более молодыми и сильными.

Существует два основных способа размножения комнатных растений: семенами (медленный, довольно хлопотный процесс, в результате которого можно получить слишком много растений, либо, что хуже не одного) и черенками – так называемое вегетативное размножение: черенкование, отрезками корневищ, воздушными отводками, отпрысками, усами, отводками, луковицами и другое. Семенами размножают все однолетние и двулетние растения, а также кустарники и древесные породы; вегетативно – многолетние и травянистые растения, а также кустарники и древесные породы; вегетативно размножают все декоративные формы и сорта кустарников и древесных пород, а также садовые сорта луковичных, клубнелуковичных и клубневых растений [5].

Семенное размножение применяют редко т. к. многие растения в комнатных условиях не цветут. У цветущих растений для получения плодов и семян, как правило, необходимо проводить искусственное опыление. Семенам нужен тщательный уход, а зацветают они не скоро.

Семенами размножают чаще всего пальмы, цитрусовые, кактусы. Сроки посева семян различны. Например, посев семян кактусов рекомендуется проводить весной, в небольшие плоские коробочки или плошки, наполненные легкой почвенной смесью. Перед посевом эту смесь нагревают 30 мин. до 80 градусов и обрабатывают слабо-розовым раствором перманганата калия. До посева семена надо замочить на несколько часов в теплой воде и тоже продезинфицировать слабым раствором перманганата калия.

Для прорастания семян особенно важны такие факторы, как влажность и температура. В результате обогащения водой семена набухают, увеличивается осмотическое давление в клетках зародыша, что, в конечном счете, ведет к разрыву оболочки семени. В набухших семенах активизируются ферменты, а запасные питательные вещества переходят в форму, доступную для питания зародыша. После разрыва оболочки появляется основной корешок, затем семядоли и придаточные корешки [5].

Высевают семена равномерно на выровненную поверхность субстрата, не засыпая их почвой. В зависимости от вида растения его семена прорастают через несколько суток или через несколько недель. Условием хорошего роста и в дальнейшем нормального развития сеянцев являются постоянные температура и влажность. Днем температура должна быть около 20 – 26 градусов, а ночью 15 – 20 градусов. Разница в 5 – 6 градусов между дневной и ночной температурой благотворно воздействует на прорастание семян и развитие сеянцев. Влажность субстратов лучше создавать погружением плошек в воду для пропитывания почвы влагой, т. к. полив сверху может привести к смыву семян. После посева каждую плошку накрывают стеклом и помещают в светлое, но защищенное от прямых солнечных лучей место. Детям младшего школьного возраста для выращивания комнатного растения из семени можно использовать семена цитрусовых. Эта работа должна проводиться вместе с учителем, т. к. некоторые виды работ учитель должен проделать сам на глазах детей. Прежде всего, учитель должен подготовить семена. Семена цитрусовых перед посевом растирают с прокаленным речным песком или накалывают иглой, т. к. эти семена имеют толстую оболочку, которая плохо пропускает воздух и воду. При тепловой обработке – семена отпаривают кипятком и оставляют их до остывания. Затем семена необходимо вымачивать в растворе гидрокарбоната натрия в течение суток, после вымачивание семян в темно-розовом растворе перманганата калия в течение 2 часов, а затем промывание семян, погружение их на 20 минут в крепкую серную кислоту. Затем промывание их в чистой воде, и после обрабатывают семена в течение суток растворами микроэлементов. Только после этого семена готовы к посадке. Посадку семян дети могут провести самостоятельно под руководством учителя.

Уход за посевом заключается в поддержании постоянных температур и влажности и борьбе с вредителями. В целях профилактики время от времени посев следует поливать бледно-розовым раствором перманганата калия. При семенном размножении комнатных растений важно правильно составить земляную смесь. Она должна быть легкой, питательной, проницаемой для влаги и воздуха. Правильной должна быть глубина заделки семян. Важен учет температуры, влажности и освещения. Необходимо своевременно производить пикировку сеянцев и перевалку растений [5].

Для вегетативного размножения можно использовать практически любую часть растения: листья, стебли, отводки; можно размножить растение делением куста. Вегетативный способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр. Вегетативное размножение имеет общие принципы:

1. Работать всегда только  с чистыми инструментами.

2. Нельзя касаться места  среза.

3. Поверхность среза должна  быть ровной, иначе может начаться  гниение.

4. Перед помещением отводка  в землю желательно окунуть  место среза в специальное  ростовое вещество [5].

Стеблевые черенки. Для размножения растений стеблевыми черенками срезают короткий кусочек стебля и затем укореняют его. Так можно размножать большинство комнатных растений – независимо от того, травянистые у них стебли или одревесневшие. Лучше всего использовать для черенкования верхнюю часть побега, которую называют верхушечным черенком. Одни черенки укореняются быстрее, чем другие. Это зависит от вида растения и температуры. Если черенок начал быстро расти, значит, он хорошо укоренился.

Листовые черенки. Этот способ чаще всего используют для размножения узумбарских фиалок, бегоний и суккулентов. Для размножения суккулентов просто положить отдельные листья на влажный песок. Узумбарские фиалки и бегонии размножают, воткнув лист в увлажненную смесь и накрыв его полиэтиленовым пакетом.

Укоренение боковых отростков. Боковые отростки – небольшие растения, образующиеся у основания родительского растения. Такие отростки дают, к примеру, бромелиевые и большинство кактусов.

Деление растений. У некоторых корневищных растений, например у папоротников и кактусов, развиваются густые куртины, которые легко разделить для размножения. Нужно вынуть растение из горшка и осторожно разделить его на части так, чтобы в каждой оказался хорошо развитый пучок побегов с корнями. Необходимо посадить каждую часть в отдельный горшок.

Воздушные отводки. Большие растения с оголенными стеблями (драцена, монстера, фикус, кордилина) можно размножать воздушными отводками. Для этого на стебле делается кольцевой надрез коры шириной 3-5см. На стебле прикрепляется кусок бересты, плотной, вощеной бумаги или полиэтиленовой пленки в форме мешочка и заполняют влажным субстратом или мхом. Часть побега с кольцевым надрезом должна находиться в субстрате. Мох должен быть постоянно влажным. Через 5-6 недель обертку снимают и осматривают побег: если корневая система образовалась, то побег отрезают и высаживают в горшок с почвой.

Детки. У некоторых растений на листьях (каланхое), усах (хлорофитум, камнеломка) или столон (разновидность корневища не накапливает питательные вещества и быстро отмирает) образуются детки. Они часто уже на материнском растении имеют корни, так что их можно просто отделять и сажать в горшок.

По вегетативному размножению можно провести ряд занятий. Размножение усами можно показать детям на примере хлорофитума или камнеломки. Для этого рядом с взрослым растением помещают небольшие цветочные горшки с питательной землей. В них высаживают маленькие растеньица, которые находятся на концах усов, не отделяя их от материнских растений первое время. При посадке необходимо следить, чтобы почва не засыпала верхушечную почку растения. Пока молодые растеньица не укоренились, их затеняют от лучей солнца и регулярно поливают. После укоренения их отделяют от материнских растений.

Размножение растений листовыми черенками детям младшего школьного возраста можно продемонстрировать на сансевьере трехполосной. Это растение есть в каждой школе, т. к. оно очень неприхотливо и обладает широкой экологической амплитудой. Для этого вида размножения необходимо отрезать лист и разрезать его на части, затем необходимо подсушить в течение суток. Длина кусочков листа до 10 см. Листовые черенки посадить на 2/3 длины во влажный песок и сверху накрыть банкой и поставить в теплое место. Ежедневно черенок необходимо проветривать. Примерно через месяц появятся придаточные корни, тогда банку надо снять.

Размножение растений луковицами-детками можно провести на следующих растениях: амариллисе, зефирантесе и др. Для этого необходимо при посадке растения отделить деток от материнского растения и высадить их в отдельные цветочные горшки. Учитель может пояснить детям, что таким же способом можно размножать овощные (лук, чеснок) и цветочно-декоративные растения (тюльпан, гиацинт). После этого занятия дети могут самостоятельно вырастить у себя дома лук или чеснок.

Информация о работе Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности