Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников.
Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 106.76 Кб (Скачать файл)

Таким образом, цель и задачи исследования были достигнуты.

Методы, которые были использованы, формируют растениеводческие умения и навыки, а так же дети осознают их немаловажную роль в сохранении природы, развивают у них чувство ответственности за будущее состояние окружающей среды.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова . - М, 1997. – 134 с.

2 Ашиков, В. И. Природа, Творчество и Красота / В. И. Ашиков [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. - С. 2-5; № 11. - С. 51-54.

3 Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - С. 80-82.

4 Бобылева, Л. О программе  экологического воспитания старших  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 36-42.

5 Бобылева, Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное  воспитание. - 2004. - № 7. - С. 38-46.

6 Большакова, М. Народные  названия растений как одно  из средств формирования интереса  к природе / М. Большакова [и др.] // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 12-20.

7 Букин, А. П. В дружбе с  людьми и природой / А.П. Букин. - М.: Просвещение, 2004. – 230 с.

8 Васильева, А. И. Учите детей  наблюдать природу / А. И. Васильева. – М.: Просвещение, 2002. – 311 с.

9 Вербицкий, А.А. Игровое  моделирование: Методология и практика / А. А. Вербицкий [и др.]; под общ. ред. А.А. Вербицкого. – Новосибирск, 2006. – 405 с.

10 Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С. 45-49.

11 Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.

12 Зерщикова, Т. Экологическое  развитие в процессе ознакомления  с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 3-9

13 Иванова, А. И. Методика  организации экологических наблюдений  и экспериментов в детском  саду: уч. пособие / А. И. Иванова [и др.]; под. общ. ред. А. И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

14 Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. - С. 10-12.

15 Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 70-73.

16 Коломина, Н. В. Воспитание  основ экологической культуры  в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

17 Кузнецов, В.Н. Программы: Экология / В. Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

18 Левитман, М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? / М. Х. Левитман. - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.

19 Левина, Р. Метеоцентр в  детском саду, или экология и  творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - С. 49-53.

20 "Мы" - Программа экологического  образования детей / Н. Н. Кондратьева [и др.]; под общ. ред. Н. Н. Кондратьева. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

21 Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания  дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

22 Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации  в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.

23 Теория и методика  экологического образования детей: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С. Н. Николаева [и др.]; под общ. ред. С. Н. Николаева. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

24 Рыжова, Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С. 26-34.

25 Рыжова, Н. О проекте "Стратегии  экологического образования в  Российской Федерации" // Дошкольное  воспитание. - 2005. - № 10. - С. 18-20.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1 «Путешествие с растениями»

Цель: стимулировать интерес к изучению растений.

Оборудование: карта мира, растения.

Ход занятия:

У нас любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Посмотрите ребята на наших комнатных зеленых друзей. Их не случайно так называют, они радуют глаз даже равнодушного человека. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают воздух от пыли. Содержание углекислого газа в воздухе не увеличивают. Днем растения поглощают углекислоту, выделяют много кислорода и особые летучие вещества (фитонциды), которые убивают вредные бактерии. Все комнатные растения придают помещениям не только красоту, но и приносят пользу.

Взгляните на эти растения, все они имеют очень интересную историю и завезены к нам из далеких и жарких стран. Сегодня мы совершим с вами «путешествие» на родину этих растений.

Представьте мы с вами в жарком тропическом лесу. Вы познакомитесь с представителями тропического леса: разнообразными традесканциями. Особенность влажных тропических лесов – это большое количество света, тепла, влаги. Крупный массив тропического леса расположен в бассейне реки Амазонки в Южной Америке. В зеленую массу тропического леса трудно пробраться, приходится прорубать тропинку топором.

Воздух влажный и теплый – трудно дышать, как в бане в парном отделении. Кругом такое разнообразие деревьев и кустарников. Тропический лес стоит круглые годы не изменяясь, и листья кожистые, большие остаются зелеными в течение пяти лет.

Странные названия бывают у растений. Например, одно из распространенных домашних растений раньше называлось «бабьи сплетни». Научное название этого растения благозвучное – традесканция, данное по имени ботаника XVII века Джона Традесканта. Это растение стало сейчас очень популярным. Им украшают стены и окна. Знаменитым оно стало еще и потому, что побывало даже в космосе. Стебли традесканции свисают с горшка длинными плетями. «Бабьи сплетни» распространены на болотах тропических лесов Америки. Растение это привыкло к влажной почве, к малому освещению, его ветки располагаются по поверхности почвы и укрепляются корешками, отходящими от веток, размножаясь вегетативно. Стебли очень хрупки и легко обламываются на кусочки, ветки быстро дают корешки.

В дожди вода заливает традесканции, но они не гибнут и живут под водой. Традесканции бывают не только зеленые, но бывают и с белыми полосками (зебрина) и с коричневыми, розово-фиолетовыми полосками. В комнате она цветет.

В группу к нам пришла ежиха

Посмотреть на двух ежат:

«Почему они так тихо

на окне всегда лежат?

Вы, ежата, мне скажите:

Вы здоровы или нет?

Если да, то выходите

Поглядеть на белый свет»

Но сказали ей ребята:

- Мы ежей не держим  тут.

Это вовсе не ежата – Это кактусы растут!

Ей теперь смотреть обидно

на колючих малышей

- Двух обманщиков, как  видно,

Приняла я за ежей.

Есть, ребята, у нас такие интересные растения в виде зеленых колючих палок или шаров. Все они являются жителями пустыни. Кактусы интересны своей оригинальной формой, выносливостью и замечательными цветками.

На кактусах изучается приспособляемость растений к таким условиям жизни, в которых другие растения не могут существовать. На мексиканском плоскогорье, в пустыне Жорнадодель Муэрто, находится страна кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают своими размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в полтора метра высотой и в два с половиной метра в обхват лежат на желтом песке, как громадные ежи, выставившие свои длинные иголки. Недаром их называют: ежовые кактусы, или эхинокактусы. Некоторые кактусы густо покрыты длинными желтыми и красноватыми колючками и издали напоминают сидящих птиц или зверей. Иногда можно увидеть кактус с длинными белыми свисающими волосками, похожими на голову старика. Особое впечатление в мексиканской пустыне производят столбовидные кактусы – цереусы. Многогранные зеленые колонны, толщиной в полтора метра, поднимаются на высоту 15 метров. С середины они разветвляются в виде канделябра. Кактусы растут в пустыне, где в течение полугода нет дождей. Все их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. У них вместо листьев торчат колючки. Роль листьев, поглощающих углекислый газ, выполняют стебли. Стебли покрыты толстой и плотной кожицей с малым количеством устьиц, которые почти всегда закрыты. Под кожицей и зеленым слоем находится бесцветная ткань с большими клетками, наполненными водой и слизью. Корни, широко распространены в поверхностном слое земли, быстро всасывают воду во время дождей. С наступлением засушливого времени засыхают, но более толстые корни остаются живыми, т. к. покрыты водонепроницаемой пробкой.

В конце занятия дети отвечают на вопросы воспитателя:

О каких комнатных растениях мы сегодня с вами говорили?

В каких природных условиях произрастает традесканция?

Какой климат на родине кактусов?

Воспитатель подводит итоги и хвалит детей за активную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Опыт «Размножение фиалки и уход за ней»

Цель: закрепить представления детей о размножении и уходе за фиалкой.

- закрепить знания об  условиях, необходимых для роста  фиалки (земля, вода, свет, тепло);

- научить сажать фиалку: сделать углубление, правильно вложить  листовой черенок, закрепить в  земле, полить из лейки с ситечком.

- рассказать о предпочтениях  цветка.

Температура: умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.

Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.

Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.

Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %). Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.

Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.

Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

Детям выдаются все необходимые материалы.

Работа происходит под наблюдением педагога-воспитателя.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Занятие №2 «Размножение растений»

Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.

Оборудование: Рисунки дерева, кустарника, травянистых растений, побег традесканции, горшок с почвой, стеклянная банка; рисунки: «Размножение стеблевыми и листовыми черенками».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с вегетативным размножением растений: черенками, отводками, клубнями, луковицами, усами, корневыми отпрысками.

Воспитатель: Какие части растений вы знаете?

Дети отвечают на вопрос по рисункам на доске: дерева, кустарника, травянистого растения.

Информация о работе Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности