Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников. Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.
Таким образом, цель и задачи
исследования были достигнуты.
Методы, которые были использованы,
формируют растениеводческие умения и
навыки, а так же дети осознают их немаловажную
роль в сохранении природы, развивают
у них чувство ответственности за будущее
состояние окружающей среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1 Ашиков, В. И. Семицветик: Программа
и руководство по культурно-экологическому
воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова . -
М, 1997. – 134 с.
2 Ашиков, В. И. Природа, Творчество
и Красота / В. И. Ашиков [и др.] // Дошкольное
воспитание. – 2005. - № 7. - С. 2-5; № 11. - С. 51-54.
3 Балаценко, Л. Работа с родителями
по экологическому воспитанию детей //
Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - С. 80-82.
4 Бобылева, Л. О программе
экологического воспитания старших
дошкольников // Дошкольное воспитание.
- 2005. - № 7. - С. 36-42.
5 Бобылева, Л. Бывают ли "полезные"
и "вредные" животные? // Дошкольное
воспитание. - 2004. - № 7. - С. 38-46.
6 Большакова, М. Народные
названия растений как одно
из средств формирования интереса
к природе / М. Большакова [и др.] //
Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С.
12-20.
7 Букин, А. П. В дружбе с
людьми и природой / А.П. Букин. - М.:
Просвещение, 2004. – 230 с.
8 Васильева, А. И. Учите детей
наблюдать природу / А. И. Васильева.
– М.: Просвещение, 2002. – 311 с.
9 Вербицкий, А.А. Игровое
моделирование: Методология и практика
/ А. А. Вербицкий [и др.]; под общ. ред.
А.А. Вербицкого. – Новосибирск, 2006. – 405
с.
10 Зебзеева, В. О формах и методах
экологического образования дошкольников
// Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - С.
45-49.
11 Зенина, Т. Наблюдаем, познаем,
любим // Дошкольное воспитание. - 2003. - №
7. - С. 31-34.
12 Зерщикова, Т. Экологическое
развитие в процессе ознакомления
с окружающим // Дошкольное воспитание.
- 2005. - № 7. - С. 3-9
13 Иванова, А. И. Методика
организации экологических наблюдений
и экспериментов в детском
саду: уч. пособие / А. И. Иванова [и др.];
под. общ. ред. А. И. Иванова - М.: ТЦ Сфера,
2003. - 56 с.
14 Иванова, Г., Курашова, В. Об
организации работы по экологическому
воспитанию // Дошкольное воспитание. –
2006. - № 3. - С. 10-12.
15 Йозова, О. Наглядные пособия
в экологическом воспитании // Дошкольное
воспитание. - 2005. - № 5. - С. 70-73.
16 Коломина, Н. В. Воспитание
основ экологической культуры
в детском саду: Сценарии занятий
/ Н. В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144
с.
17 Кузнецов, В.Н. Программы: Экология
/ В. Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2006. - 176
с.
18 Левитман, М.Х. Экология - предмет:
интересно или нет? / М. Х. Левитман. - СПб.:
СОЮЗ, 2006. – 282 с.
19 Левина, Р. Метеоцентр в
детском саду, или экология и
творчество // Дошкольное воспитание.
- 2004. - № 8. - С. 49-53.
20 "Мы" - Программа экологического
образования детей / Н. Н. Кондратьева
[и др.]; под общ. ред. Н. Н. Кондратьева.
– С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
21 Мир природы и ребенок:
Методика экологического воспитания
дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева,
Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред.
Л. М. Маневцовой. – С-Пб.: Детство-пресс,
2003. - 319 с.
22 Николаева, С. Н. Юный эколог:
программа и условия ее реализации
в детском саду / С. Н. Николаева. -
М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.
23 Теория и методика
экологического образования детей:
уч. пособие для студ. высш. пед. учеб.
Заведений / С. Н. Николаева [и др.]; под общ.
ред. С. Н. Николаева. - М.: Издат. центр "Академия",
2002. - 336 с.
24 Рыжова, Н. "Наш дом - природа".
Программа экологического воспитания
дошкольников // Дошкольное воспитание.
- 2003. - № 5. - С. 26-34.
25 Рыжова, Н. О проекте "Стратегии
экологического образования в
Российской Федерации" // Дошкольное
воспитание. - 2005. - № 10. - С. 18-20.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Занятие №1 «Путешествие
с растениями»
Цель: стимулировать интерес
к изучению растений.
Оборудование: карта мира, растения.
Ход занятия:
У нас любят цветы. Ими украшают
сады, парки, улицы и жилища. Посмотрите
ребята на наших комнатных зеленых друзей.
Их не случайно так называют, они радуют
глаз даже равнодушного человека. Комнатные
растения повышают влажность воздуха,
очищают воздух от пыли. Содержание углекислого
газа в воздухе не увеличивают. Днем растения
поглощают углекислоту, выделяют много
кислорода и особые летучие вещества (фитонциды),
которые убивают вредные бактерии. Все
комнатные растения придают помещениям
не только красоту, но и приносят пользу.
Взгляните на эти растения,
все они имеют очень интересную историю
и завезены к нам из далеких и жарких стран.
Сегодня мы совершим с вами «путешествие»
на родину этих растений.
Представьте мы с вами в жарком
тропическом лесу. Вы познакомитесь с
представителями тропического леса: разнообразными
традесканциями. Особенность влажных
тропических лесов – это большое количество
света, тепла, влаги. Крупный массив тропического
леса расположен в бассейне реки Амазонки
в Южной Америке. В зеленую массу тропического
леса трудно пробраться, приходится прорубать
тропинку топором.
Воздух влажный и теплый – трудно
дышать, как в бане в парном отделении.
Кругом такое разнообразие деревьев и
кустарников. Тропический лес стоит круглые
годы не изменяясь, и листья кожистые,
большие остаются зелеными в течение пяти
лет.
Странные названия бывают у
растений. Например, одно из распространенных
домашних растений раньше называлось
«бабьи сплетни». Научное название этого
растения благозвучное – традесканция,
данное по имени ботаника XVII века Джона
Традесканта. Это растение стало сейчас
очень популярным. Им украшают стены и
окна. Знаменитым оно стало еще и потому,
что побывало даже в космосе. Стебли традесканции
свисают с горшка длинными плетями. «Бабьи
сплетни» распространены на болотах тропических
лесов Америки. Растение это привыкло
к влажной почве, к малому освещению, его
ветки располагаются по поверхности почвы
и укрепляются корешками, отходящими от
веток, размножаясь вегетативно. Стебли
очень хрупки и легко обламываются на
кусочки, ветки быстро дают корешки.
В дожди вода заливает традесканции,
но они не гибнут и живут под водой. Традесканции
бывают не только зеленые, но бывают и
с белыми полосками (зебрина) и с коричневыми,
розово-фиолетовыми полосками. В комнате
она цветет.
В группу к нам пришла ежиха
Посмотреть на двух ежат:
«Почему они так тихо
на окне всегда лежат?
Вы, ежата, мне скажите:
Вы здоровы или нет?
Если да, то выходите
Поглядеть на белый свет»
Но сказали ей ребята:
- Мы ежей не держим
тут.
Это вовсе не ежата – Это кактусы
растут!
Ей теперь смотреть обидно
на колючих малышей
- Двух обманщиков, как
видно,
Приняла я за ежей.
Есть, ребята, у нас такие интересные
растения в виде зеленых колючих палок
или шаров. Все они являются жителями пустыни.
Кактусы интересны своей оригинальной
формой, выносливостью и замечательными
цветками.
На кактусах изучается приспособляемость
растений к таким условиям жизни, в которых
другие растения не могут существовать.
На мексиканском плоскогорье, в пустыне
Жорнадодель Муэрто, находится страна
кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают
своими размерами и разнообразием форм.
Ребристые шары в полтора метра высотой
и в два с половиной метра в обхват лежат
на желтом песке, как громадные ежи, выставившие
свои длинные иголки. Недаром их называют:
ежовые кактусы, или эхинокактусы. Некоторые
кактусы густо покрыты длинными желтыми
и красноватыми колючками и издали напоминают
сидящих птиц или зверей. Иногда можно
увидеть кактус с длинными белыми свисающими
волосками, похожими на голову старика.
Особое впечатление в мексиканской пустыне
производят столбовидные кактусы – цереусы.
Многогранные зеленые колонны, толщиной
в полтора метра, поднимаются на высоту
15 метров. С середины они разветвляются
в виде канделябра. Кактусы растут в пустыне,
где в течение полугода нет дождей. Все
их строение приспособлено к сохранению
накопленной влаги. У них вместо листьев
торчат колючки. Роль листьев, поглощающих
углекислый газ, выполняют стебли. Стебли
покрыты толстой и плотной кожицей с малым
количеством устьиц, которые почти всегда
закрыты. Под кожицей и зеленым слоем находится
бесцветная ткань с большими клетками,
наполненными водой и слизью. Корни, широко
распространены в поверхностном слое
земли, быстро всасывают воду во время
дождей. С наступлением засушливого времени
засыхают, но более толстые корни остаются
живыми, т. к. покрыты водонепроницаемой
пробкой.
В конце занятия дети отвечают
на вопросы воспитателя:
О каких комнатных растениях
мы сегодня с вами говорили?
В каких природных условиях
произрастает традесканция?
Какой климат на родине кактусов?
Воспитатель подводит итоги
и хвалит детей за активную работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Опыт «Размножение
фиалки и уход за ней»
Цель: закрепить представления детей
о размножении и уходе за фиалкой.
- закрепить знания об
условиях, необходимых для роста
фиалки (земля, вода, свет, тепло);
- научить сажать фиалку:
сделать углубление, правильно вложить
листовой черенок, закрепить в
земле, полить из лейки с ситечком.
- рассказать о предпочтениях
цветка.
Температура: умеренная, оптимально
21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не
ниже 16 °C.
Освещение: Яркий свет, с притенением
от прямых солнечных лучей в самые жаркие
часы.
Полив: земля должна всегда
быть влажноватой, но не залитой. Вода
для полива должна быть теплой, мягкой,
отстоянной не менее 12 часов.
Влажность воздуха: любят влажный
воздух (около 50 %). Но опрыскивать не желательно
- только во время цветения очень мелким
распылением.
Пересадка: Лучший горшок для
сенполий тот, у которого высота совпадает
с шириной, так как у этих растений корни
не разрастаются глубоко.
Размножение: Листовыми черенками,
частью листа, семенами и дочерними розетками.
Детям выдаются все необходимые
материалы.
Работа происходит под наблюдением
педагога-воспитателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Занятие №2 «Размножение
растений»
Цель занятия: Дать детям представление
о размножении растений с помощью корня,
стебля, листьев.
Оборудование: Рисунки дерева,
кустарника, травянистых растений, побег
традесканции, горшок с почвой, стеклянная
банка; рисунки: «Размножение стеблевыми
и листовыми черенками».
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня на занятии
мы с вами познакомимся с вегетативным
размножением растений: черенками, отводками,
клубнями, луковицами, усами, корневыми
отпрысками.
Воспитатель: Какие части растений
вы знаете?
Дети отвечают на вопрос по
рисункам на доске: дерева, кустарника,
травянистого растения.