Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников. Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.
Д. Деревья – растения с деревянистыми
стеблями. Каждое дерево имеет корень,
ветви, листья, цветы, плоды. Это дуб, береза,
клен. Кустарники отличаются от деревьев
тем, имеют не один ствол, как деревья,
а несколько стволиков. Кустарники имеют
корень, листья, цветы, плоды. Это сирень,
смородина, крыжовник.
Травы имеют корень, зеленые,
сочные стебли, листья, цветы, плоды. Это
ландыш, герань, медуница, подорожник.
Воспитатель: Спасибо! Какую
часть растения используют для размножения?
Дети: Семена.
Воспитатель: Растение из семени
развивается так: семя – проросток с корешком
– проросток с несколькими листочками
– взрослое растение сначала с цветами,
а затем с плодами.
Воспитатель: Вы узнали, что
для прорастания семян нужна вода, свет,
тепло, воздух. Когда же и в какую почву
надо сеять семена?
Воспитатель: Цветковые растения
размножаются не только семенами. Многие
из них размножаются черенками корней,
стеблей и листьев. Черенок – это часть
стебля, корня, листа. Корень, стебель и
лист – это вегетативные органы растения.
Воспитатель: Размножение черенками
широко используют в садоводстве и цветоводстве.
Черенки могут быть стеблевыми, листовыми,
корневыми.
Стеблевыми черенками (побегами)
размножают многие комнатные растения:
традесканцию, герань, бальзамин и др.
(Далее рассказ воспитателя сопровождается
демонстрацией посадок побега традесканции).
Делают это так: отрезают веточку
традесканции наискось под четвертым
листом. Затем отрезают последний, четвертый
лист. Срезанную веточку втыкают во влажный
песок на глубину 2 см., ближе к краю цветочного
горшка, и пальцами правой и левой руки
обжимают влажный песок вокруг веточки,
чтобы она лучше держалась. Накрывают
веточку стеклянной банкой или стаканом,
чтобы она не завяла. Горшки с черенками
ставят в светлое теплое место, но не на
солнце.
Ухаживают за посаженными стеблевыми
черенками следующим образом: через 2 –
3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать
банки или стаканы, чтобы освежать воздух
вокруг черенков; через 8 – 10 дней, когда
черенки укоренятся, банки или стаканы
снят совсем, чтобы приучить растения
к сухому воздуху; поливать надо тонкой
струей воды по краям горшка, чтобы не
размыать песок вокруг черенков.
Воспитатель: Некоторые виды
комнатных растений, например бегонию,
можно размножать листовыми черенками.
Листья сажают во влажный песок, перед
этим на листе делаются надрезы по жилкованию.
После этого на них развиваются придаточные
почки и придаточные корни. 3. Размножение
растений корневыми черенками.
Итог занятия
Воспитатель: Какие же виды
размножения растений мы с вами узнали?
(дети отвечают)
Воспитатель: Спасибо.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Опыт «Размножение
герани и уход за ней»
Цель: закрепить представления
детей о размножении и уходе за геранью;
- закрепить знания об
условиях, необходимых для роста
герани (земля, вода, свет, тепло);
- научить сажать герань:
сделать углубление, правильно вложить
черенок, закрепить в земле, полить
из лейки с ситечком.
Температура: Умеренная, зимой
10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но
лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.
Влажность: Устойчивы к сухому
воздуху.
Субстрат: Дерновая и листовая
земля, перегной, торф и песок в равных
пропорциях.
Пересадка: По мере необходимости
весной.
Полив: Умеренный, круглый год.
Растения легко переносят небольшую засуху,
но плохо реагируют на переувлажнение,
летом требует больше воды, чем другие
виды.
Размножение: Черенками весной
и в конце лета. Отдельные разновидности
можно семенами.
Детям выдаются все необходимые
материалы.
Работа происходит под наблюдением
педагога-воспитателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Опыт «Размножение
алоэ и уход за ней»
Цель: закрепить представления
детей о размножении и уходе за алоэ;
- закрепить знания об
условиях, необходимых для роста
алоэ (земля, вода, свет, тепло);
- научить сажать алоэ:
сделать углубление, правильно вложить
семя, присыпать землей, полить из
лейки с ситечком.
- рассказать о предпочтениях
растения.
Освещение: Растения светолюбивы
и лучше всего растут на южных окнах. На
лето можно выставить в сад.
Температура. Прохладное помещение
зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С.
Ночная - желательно около 5 °С.
Влажность. Устойчивы к сухому
воздуху.
Пересадка. Пересаживайте весной
на второй или третий год после посадки.
Полив. Летом умеренный, зимой
редкий (раз в один-два месяца).
Питаниe. Подкармливайте летом
изредка.
Размножение. Отпрысками (разъединяйте
осторожно, чтобы меньше повредить корневую
систему); семенами весной.
Детям выдаются все необходимые
материалы.
Работа происходит под наблюдением
педагога-воспитателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Опыт «Размножение
колокольчика и уход за ним»
Цель: закрепить представления
детей о размножении и уходе за колокольчиком;
- закрепить знания об
условиях, необходимых для роста
колокольчика (земля, вода, свет, тепло);
- научить сажать колокольчик:
сделать углубление, правильно вложить
семя, присыпать землей, полить из
лейки с ситечком.
- рассказать о предпочтениях
растения.
Освещение: Интенсивный свет,
но не прямое солнце летом.
Температура. Зимний минимум
7°С для С. fragilis и С. isophylla. С. carpatica более
хладостойкий.
Влажность. Нетребовательно,
но изредка опрыскивайте листья.
Пересадка. По мере необходимости.
Полив. Летом регулярный и обильный,
зимой ограниченный.
Питание. В период цветения
необходимы обильные подкормки.
Размножение. Черенкованием
(в феврале-марте) и семенами.
Детям выдаются все необходимые
материалы.
Работа происходит под наблюдением
педагога-воспитателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Опыт «Размножение
колеуса и уход за ним»
Цель: закрепить представления
детей о размножении и уходе за колеусом;
- закрепить знания об
условиях, необходимых для роста
колеуса (земля, вода, свет, тепло);
- научить сажать колеус:
сделать углубление, правильно вложить
семя, присыпать землей, полить из
лейки с ситечком.
- рассказать о предпочтениях
растения.
Освещение. Светолюбивы, выдерживают
яркое солнечное освещение, но не прямое
воздействие солнечных лучей.
Температура. Зимний минимум
15°С.
Влажность. Требует высокой
влажности. Часто опрыскивайте листья.
Пересадка. В конце зимы, когда
корни начинают выступать за край горшка.
Полив. Обильно поливайте с
весны до осени, держите корни влажными
зимой и используйте мягкую, не щелочную
воду.
Питание. Подкармливание растения
в начале зимы способствует оживлению
окраски листвы
Размножение. Семенами весной,
стеблевыми черенками весной или летом.
Детям выдаются все необходимые
материалы.
Работа происходит под наблюдением
педагога-воспитателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Опыт «Посадка семян
фасоли».
Цель: - формирование представлений
о том, что растения вырастают из семян;
- научить узнавать фасоль,
отличать ее от семян гороха;
- закрепить знания об
условиях, необходимых для роста
фасоли (земля, вода, свет, тепло);
- научить сажать проросшую
фасоль: сделать углубление, правильно
вложить фасоль, присыпать землей,
полить из лейки с ситечком.
Развивающая среда: блюдца с
семенами, лейка с водой, картинки с изображением
фасоли. В ящиках с землей сделали бороздки.
Перед проведением опыта нами
была проделана предварительная работа:
каждый ребенок получил несколько семян
фасоли. Мы обратили внимание детей на
величину семян фасоли, их форму, цвет,
характер поверхности, твердость. Предложили
детям сравнить их с семенами гороха. Фасоль
может быть разного цвета, овальной формы,
а горох - желтый, круглый. Мы объяснили
детям необходимость влаги для проращивания
семян фасоли.
Семена фасоли замочили и поставили
перед детьми задачу: наблюдать за их изменением.
Следующее наблюдение мы проводили при
появлении проростков на семенах. Мы предложили
детям сравнить сухие и проросшие семена.
Обратили внимание детей на цвет и увеличение
семян в размере, появление проростков.
Установили связь между изменениями, которые
произошли и наличием влаги. семян фасоли».о растения
вырастают из семян;
- научить узнавать
фасоль, отличать ее от семян
гороха;