Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников.
Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 106.76 Кб (Скачать файл)

Размножение растений листьями можно показать на примере бегонии королевской. Для этого дети должны отрезать лист без черенка, затем надрезать крупные жилки в местах их разветвлений острым лезвием бритвы, после этого положить нижней стороной листа на чистый влажный песок. Для лучшего укоренения в местах разреза жилки пришпилить к песку спичками. Сверху лист покрыть стеклянной банкой. Плошку поставить на свет при температуре 20 градусов. Примерно через 2 недели произойдет образование придаточных корешков в местах надрезов, а еще через некоторое время появятся молодые побеги новых растений, столько, сколько было надрезов.

Использование различных способов размножения комнатных растений на уроках и внеклассных занятиях позволяет выработать у учащихся практические умения и навыки, которые они могут применять при работе на садовых участках у себя на даче с сельскохозяйственными, плодовыми и цветочно-декоративными культурами.

Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть, что всем растениям и комнатным в частности требуется уход и защита, а так же помощь в размножении и активном росте. Навыки ухода комнатными за растениями дети приобретают в детском саду, а для того чтобы эти навыки были правильными необходим грамотный подход к данной деятельности воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений

о размножении растений в процессе трудовой деятельности в уголке природы и на огороде учреждения дошкольного образования

2.1 Диагностика уровня знаний старших дошкольников о комнатных растениях

 

Изучив теоретическую и методическую литературу и опираясь на принципы контроля и анализа работы с дошкольниками нами было принято решение провести контрольный эксперимент по выявлению уровня знаний о комнатных растениях у детей подготовительной группы ДУО.

В соответствии с целью исследования, перед диагностикой были поставлены следующие задачи:

-  определить уровень  знаний детей о растениях и  уходе за ними;

-  разработать комплекс  мероприятий по повышению уровня  знаний детей о растениях и  их размножении

-  провести апробацию  разработанного комплекса мероприятий.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

1) констатирующий этап;

2) формирующий этап;

3) контрольный этап.

В педагогическом эксперименте принимали участие две подгруппы детей по 10 человек, составляющих экспериментальную группу и контрольную группу соответственно.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня знаний о растениях дошкольников.

Уровень сформированности знаний о растениях определялся по следующим критериям:

1) знания названий растений;

2) знания о росте и  размножении растений;

3) знания о сезонных  изменениях в жизни растений;

4) навыки ухода за растениями.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о растениях и их размножении:

Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Оборудование. Растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению:

1.  Педагог предлагает  ребенку пять растений и просит  назвать и показать их.

2.  Какие условия необходимы  для жизни, роста и развития  растений?

3.  Как правильно ухаживать  за растениями?

4.  Для чего людям  нужны растения?

5.  Нравятся ли тебе  растения и почему?

6.  Какие из растений  требуют частого полива?

7.  Какие из растений  любят свет и тепло?

8.  Какие из растений  красиво цветут, а какие не  цветут вовсе?

9.  Покажи, как правильно  поливать растения.

10.  Покажи, как нужно  рыхлить растения.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень:

Ребенок самостоятельно называет все предложенные растения; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений; рассказывает и показывает, как правильно ухаживать за ними; проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Средний уровень:

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии растений; без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений; рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за растениями сформированы недостаточно, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Низкий уровень:

Ребенок затрудняется называть и показывать растения; затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за растениями; практические умения и навыки ухода за растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Работа по выявлению уровня знаний о растениях у дошкольников проходила в форме индивидуальной работы с каждым участником эксперимента.

Результаты констатирующего эксперимента проведенного в экспериментальной и контрольной группах были занесены в таблицы 2.1 и 2.2 соответственно.

Таблица 2.1 - Результаты уровня знаний детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента

 

Ф.И.О.

Вопросы

Средний уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

А. Азамат

с

с

с

н

в

с

н

с

с

н

 

с

Б. Данил

н

с

н

с

с

с

н

н

н

н

 

н

Б. Никита

с

н

н

н

с

н

с

н

н

с

 

н

В. Илья

с

с

н

н

с

н

н

с

с

н

 

н

Д. Таня

с

с

с

в

с

в

с

с

в

с

 

с

Ж.Полина

с

с

н

н

с

н

с

н

с

н

 

н

К. Настя

в

с

в

в

с

с

с

с

в

с

 

с

С. Маша

с

н

с

н

н

с

н

н

н

с

 

н

«Продолжение таблицы 2.1»

С. Данил

с

в

в

в

с

с

в

с

в

с

 

в

М. Мария

с

в

с

с

с

с

с

с

в

с

 

с

В

10%

30%

60%

С

Н


 

 

Табл. 2.2 - Результаты уровня знаний детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента

Ф.И.О.

Вопросы

Средний уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Б. Вика

с

с

н

н

с

с

н

с

н

с

 

н

Б. Маша

в

с

в

в

с

с

с

с

в

с

 

с

В.Лиза

с

н

с

н

н

с

н

н

н

с

 

н

Г. Амир

с

в

в

в

с

с

в

с

в

с

 

в

Л. Даша

с

в

с

в

в

с

в

в

в

с

 

в

О. Диана

с

с

с

н

в

с

н

с

с

н

 

с

С. Алина

н

с

н

с

с

с

н

н

н

н

 

н

Ш. Яна

с

н

н

н

с

с

н

н

н

с

 

н

Ш. Вова

с

с

н

с

с

н

с

с

с

н

 

с

Ч.Кирилл

с

с

с

в

с

в

с

с

в

с

 

с

В

20%

40%

40%

С

Н


 

 

Полученные результаты показывают, что дети контрольной группы показали более высокие результаты знаний о растениях, в отличие от детей экспериментальной группы. Высокие результаты в ходе констатирующего обследования получили 20% детей контрольной группы и 10% детей экспериментальной группы, средний результат показали 40% детей контрольной группы и 30% - экспериментальной, низкий результат был выявлен у 40% детей контрольной группы, и 60% детей экспериментальной группы.

Для более наглядного представления полученных результатов мы построили сравнительную диаграмму уровня знаний о растениях дошкольников (контрольной и экспериментальной группы) на этапе констатирующего эксперимента (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - сравнительные результаты уровня знаний о растениях и их размножении дошкольников (контрольной и экспериментальной группы) на этапе констатирующего эксперимента

 

Сравнив полученные результаты эксперимента на констатирующем этапе, мы приходим к выводу о необходимости проведения эксперимента формирующего знания о комнатных растениях и их размножении.

 

2.2 Формирующий  эксперимент по развитию знаний  о размножении растениях у  старших дошкольников

 

Для успешных результатов экологического воспитания в группах ДУО созданы необходимые условия для экологического воспитания и образования дошкольников. В течение учебного года, воспитатели с детьми наблюдают и ухаживают за растениями. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений.

В группах ведется работа по наблюдению за ростом, размножением, цветением растений. Дети по очереди дежурят в уголке природы. В обязанности дежурных входит полив, рыхление, уход за листьями растений.

Используя предоставленные условия, дошкольники принимают активное участие в изучении растений.

На этапе формирующего эксперимента нами занята контрольная группа детей.

Для облегчения работы на этапе формирующего эксперимента нами был составлен перспективный план по развитию знаний о растениях и их размножении у дошкольников (экспериментальной группы), его содержание отражено в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Перспективный план по формированию представлений о растениях и их размножении

Информация о работе Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности