Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников. Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.
Размножение растений листьями
можно показать на примере бегонии королевской.
Для этого дети должны отрезать лист без
черенка, затем надрезать крупные жилки
в местах их разветвлений острым лезвием
бритвы, после этого положить нижней стороной
листа на чистый влажный песок. Для лучшего
укоренения в местах разреза жилки пришпилить
к песку спичками. Сверху лист покрыть
стеклянной банкой. Плошку поставить на
свет при температуре 20 градусов. Примерно
через 2 недели произойдет образование
придаточных корешков в местах надрезов,
а еще через некоторое время появятся
молодые побеги новых растений, столько,
сколько было надрезов.
Использование различных способов
размножения комнатных растений на уроках
и внеклассных занятиях позволяет выработать
у учащихся практические умения и навыки,
которые они могут применять при работе
на садовых участках у себя на даче с сельскохозяйственными,
плодовыми и цветочно-декоративными культурами.
Исходя из вышесказанного, следует
подчеркнуть, что всем растениям и комнатным
в частности требуется уход и защита, а
так же помощь в размножении и активном
росте. Навыки ухода комнатными за растениями
дети приобретают в детском саду, а для
того чтобы эти навыки были правильными
необходим грамотный подход к данной деятельности
воспитателя.
Глава
2. Эффективность формирования у детей
старшего дошкольного возраста представлений
о
размножении растений в процессе трудовой
деятельности в уголке природы и на огороде
учреждения дошкольного образования
2.1 Диагностика уровня
знаний старших дошкольников о комнатных
растениях
Изучив теоретическую и методическую
литературу и опираясь на принципы контроля
и анализа работы с дошкольниками нами
было принято решение провести контрольный
эксперимент по выявлению уровня знаний
о комнатных растениях у детей подготовительной
группы ДУО.
В соответствии с целью исследования,
перед диагностикой были поставлены следующие
задачи:
- определить уровень
знаний детей о растениях и
уходе за ними;
- разработать комплекс
мероприятий по повышению уровня
знаний детей о растениях и
их размножении
- провести апробацию
разработанного комплекса мероприятий.
Педагогический эксперимент
проходил в три этапа:
1) констатирующий этап;
2) формирующий этап;
3) контрольный этап.
В педагогическом эксперименте
принимали участие две подгруппы детей
по 10 человек, составляющих экспериментальную
группу и контрольную группу соответственно.
Целью констатирующего эксперимента
являлось определение уровня знаний о
растениях дошкольников.
Уровень сформированности знаний
о растениях определялся по следующим
критериям:
1) знания названий растений;
2) знания о росте и
размножении растений;
3) знания о сезонных
изменениях в жизни растений;
4) навыки ухода за растениями.
Контрольные задания для определения
уровня сформированности экологических
знаний дошкольников о растениях и их
размножении:
Определение характерных особенностей
растительного мира (проводится индивидуально
с каждым ребенком).
Оборудование. Растения: герань
(пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра
(дружная семейка) и бальзамин султанский
(огонек); лейка для полива растений; распылитель
воды; палочка для рыхления; тряпочка и
поддон.
Инструкция к проведению:
1. Педагог предлагает
ребенку пять растений и просит
назвать и показать их.
2. Какие условия необходимы
для жизни, роста и развития
растений?
3. Как правильно ухаживать
за растениями?
4. Для чего людям
нужны растения?
5. Нравятся ли тебе
растения и почему?
6. Какие из растений
требуют частого полива?
7. Какие из растений
любят свет и тепло?
8. Какие из растений
красиво цветут, а какие не
цветут вовсе?
9. Покажи, как правильно
поливать растения.
10. Покажи, как нужно
рыхлить растения.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень:
Ребенок самостоятельно называет
все предложенные растения; без помощи
взрослого называет условия, необходимые
для жизни, роста и развития растений;
рассказывает и показывает, как правильно
ухаживать за ними; проявляет интерес
и эмоционально выражает свое отношение
к растениям.
Средний уровень:
Ребенок иногда допускает незначительные
ошибки в названии растений; без помощи
взрослого называет условия, необходимые
для жизни, роста и развития растений;
рассказывает, как правильно ухаживать
за ними. Практические умения и навыки
ухода за растениями сформированы недостаточно,
проявляет интерес и эмоционально выражает
свое отношение к растениям.
Низкий уровень:
Ребенок затрудняется называть
и показывать растения; затрудняется рассказывать,
как правильно ухаживать за растениями;
практические умения и навыки ухода за
растениями не сформированы. В процессе
практической деятельности постоянно
обращается за помощью к взрослому. Не
проявляет интерес и не выражает свое
отношение к растениям.
Работа по выявлению уровня
знаний о растениях у дошкольников проходила
в форме индивидуальной работы с каждым
участником эксперимента.
Результаты констатирующего
эксперимента проведенного в экспериментальной
и контрольной группах были занесены в
таблицы 2.1 и 2.2 соответственно.
Таблица 2.1 - Результаты уровня
знаний детей экспериментальной группы
на этапе констатирующего эксперимента
Ф.И.О.
Вопросы
Средний уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А. Азамат
с
с
с
н
в
с
н
с
с
н
с
Б. Данил
н
с
н
с
с
с
н
н
н
н
н
Б. Никита
с
н
н
н
с
н
с
н
н
с
н
В. Илья
с
с
н
н
с
н
н
с
с
н
н
Д. Таня
с
с
с
в
с
в
с
с
в
с
с
Ж.Полина
с
с
н
н
с
н
с
н
с
н
н
К. Настя
в
с
в
в
с
с
с
с
в
с
с
С. Маша
с
н
с
н
н
с
н
н
н
с
н
«Продолжение таблицы 2.1»
С. Данил
с
в
в
в
с
с
в
с
в
с
в
М. Мария
с
в
с
с
с
с
с
с
в
с
с
В
10%
30%
60%
С
Н
Табл. 2.2 - Результаты уровня
знаний детей контрольной группы на этапе
констатирующего эксперимента
Ф.И.О.
Вопросы
Средний уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Б. Вика
с
с
н
н
с
с
н
с
н
с
н
Б. Маша
в
с
в
в
с
с
с
с
в
с
с
В.Лиза
с
н
с
н
н
с
н
н
н
с
н
Г. Амир
с
в
в
в
с
с
в
с
в
с
в
Л. Даша
с
в
с
в
в
с
в
в
в
с
в
О. Диана
с
с
с
н
в
с
н
с
с
н
с
С. Алина
н
с
н
с
с
с
н
н
н
н
н
Ш. Яна
с
н
н
н
с
с
н
н
н
с
н
Ш. Вова
с
с
н
с
с
н
с
с
с
н
с
Ч.Кирилл
с
с
с
в
с
в
с
с
в
с
с
В
20%
40%
40%
С
Н
Полученные результаты показывают,
что дети контрольной группы показали
более высокие результаты знаний о растениях,
в отличие от детей экспериментальной
группы. Высокие результаты в ходе констатирующего
обследования получили 20% детей контрольной
группы и 10% детей экспериментальной группы,
средний результат показали 40% детей контрольной
группы и 30% - экспериментальной, низкий
результат был выявлен у 40% детей контрольной
группы, и 60% детей экспериментальной группы.
Для более наглядного представления
полученных результатов мы построили
сравнительную диаграмму уровня знаний
о растениях дошкольников (контрольной
и экспериментальной группы) на этапе
констатирующего эксперимента (рисунок
1).
Рисунок 1 - сравнительные
результаты уровня знаний о растениях
и их размножении дошкольников (контрольной
и экспериментальной группы) на этапе
констатирующего эксперимента
Сравнив полученные результаты
эксперимента на констатирующем этапе,
мы приходим к выводу о необходимости
проведения эксперимента формирующего
знания о комнатных растениях и их размножении.
2.2 Формирующий
эксперимент по развитию знаний
о размножении растениях у
старших дошкольников
Для успешных результатов экологического
воспитания в группах ДУО созданы необходимые
условия для экологического воспитания
и образования дошкольников. В течение
учебного года, воспитатели с детьми наблюдают
и ухаживают за растениями. Это обеспечивает
благоприятные условия для проведения
интересных, имеющих особую экологическую
значимость наблюдений.
В группах ведется работа по
наблюдению за ростом, размножением, цветением
растений. Дети по очереди дежурят в уголке
природы. В обязанности дежурных входит
полив, рыхление, уход за листьями растений.
Используя предоставленные
условия, дошкольники принимают активное
участие в изучении растений.
На этапе формирующего эксперимента
нами занята контрольная группа детей.
Для облегчения работы на этапе
формирующего эксперимента нами был составлен
перспективный план по развитию знаний
о растениях и их размножении у дошкольников
(экспериментальной группы), его содержание
отражено в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Перспективный план
по формированию представлений о растениях
и их размножении