Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования трудовой деятельности в природе для формирования представлений о размножении растений у дошкольников.
Объект - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 106.76 Кб (Скачать файл)

Занятие №1

Тема: «Путешествие с растениями»

(ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Цель: Познакомить детей с многообразием растений. Стимулировать интерес к изучению растений

Опыт «Размножение фиалки и уход за ней» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Цель: закрепить представления детей о размножении и уходе за фиалкой

Занятие №2 Тема: «Размножение

растений» (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Цель занятия: Дать детям представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.

Опыт «Размножение герани и уход за ней» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)

Цель: закрепить представления детей о размножении и уходе за геранью

Опыт «Размножение алоэ и уход за ним» (ПРИЛОЖЕНИЕ Д)

Цель: закрепить представления детей о размножении и уходе за алоэ

Опыт «Размножение колокольчика и уход за ним» (ПРИЛОЖЕНИЕ Е)

Цель: закрепить представления детей о размножении и уходе за колокольчиком

Опыт «Размножение колеуса и уход за ним» (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж)

Цель: закрепить представления детей о размножении и уходе за колеусом

Опыт «Посадка семян фасоли»

(ПРИЛОЖЕНИЕ З)

Цель: Закрепить умения детей сажать растения.


 

 

Формирующий эксперимент включал в себя 4 занятия, и 4 игры, которые были проведены на протяжении 4 месяцев.

Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.

По ходу проведения формирующего эксперимента мы внимательно наблюдали за работой детей, отмечали для себя тех, кто активно работает на занятиях, грамотно выполняет практические задания, с удовольствием участвует в играх.

На протяжении всего эксперимента использовались приемы стимулирования детей к активной деятельности, создание игровых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в деятельность.

Проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности. Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании игровой и познавательной деятельности позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез умений и навыков детей, который выявил результаты формирующего эксперимента развития изобразительного творчества детей средствами живописи.

 

 

2.3 Результаты  опытно-экспериментальной работы  по выявлению уровня знаний  о растениях и их размножении  у дошкольников

 

После проведения формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование с целью определения эффективности проделанной работы. Диагностика уровня развития знаний о растениях и их размножении проводилась по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Завершение диагностических процедур контрольного этапа и анализ полученных результатов позволил представить их в виде таблицы 2.4

Таблица 2.4 - Результаты уровня знаний детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента

Ф.И.О.

Вопросы

Средний уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

А. Азамат

в

в

с

в

в

с

с

в

в

с

 

в

Б. Данил

в

с

в

с

в

с

в

в

в

в

 

в

Б. Никита

с

с

в

с

с

с

в

с

с

с

 

с

В. Илья

с

с

с

с

в

с

с

с

в

с

 

с

Д. Таня

в

с

в

в

в

с

в

в

в

с

 

в

Ж.Полина

с

с

с

с

в

с

с

с

в

с

 

с

К. Настя

в

с

в

в

в

с

с

в

в

с

 

в

С. Маша

с

с

в

с

с

в

с

с

с

с

 

с

С. Данил

с

в

в

в

с

с

в

с

в

с

 

в

М. Мария

с

в

в

в

в

в

в

в

в

в

 

в

В

60%

40%

0%

С

Н


 

 

Таблица 2.5 - Результаты уровня знаний детей контрольной группы на этапе контрольного эксперимента

 

Ф.И.О.

Вопросы

Средний уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Б. Вика

с

с

с

н

с

с

с

н

с

н

 

с

Б. Маша

в

с

в

в

с

с

с

с

в

с

 

с

В.Лиза

с

н

с

н

н

с

с

с

н

с

 

н

Г. Амир

с

в

в

в

в

с

в

с

в

с

 

в

Л. Даша

с

в

с

в

в

с

в

в

в

в

 

в

О. Диана

с

с

с

н

в

с

с

с

с

н

 

с

С. Алина

н

с

н

с

с

с

с

с

с

н

 

с

Ш. Яна

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

 

с

Ш. Вова

с

с

н

с

с

н

с

с

с

н

 

с

Ч.Кирилл

с

с

с

в

с

в

с

с

в

с

 

с

«Продолжение таблицы 2.5»

В

20%

70%

10%

С

Н


 

 

Результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента показывают, что дети экспериментальной группы показали значительное улучшение уровня знаний: высокий результат показали 60% детей, средний 40% детей, низкий результат обнаружен не был.

В контрольной группе, результаты были значительно ниже высокий результат показали 20% детей, средний 70%, а низкий 10%

Для сравнения полученных результатов мы построили сравнительную диаграмму уровня знаний о растениях и их размножении (контрольной и экспериментальной группы) на этапе контрольного эксперимента (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 - сравнительная диаграмма уровня знаний о растениях и их размножении дошкольников (контрольной и экспериментальной группы) на этапе контрольного эксперимента

 

Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения различных занятий по изучению растений. И хотя было проведено всего несколько занятий, на которых проводились различные опыты и игры по закреплению знаний о растениях и их размножении, они принесли положительные результаты. У детей экспериментальной группы повысился уровень знаний о растениях: сформировалось представление о многообразии растений, они познакомились со способами и видами их размножения, подробнее узнали о правилах ухода за растениями.

Изучение материала о цветоводстве положительно повлияло на познавательную активность ребят. После таких занятий ребята делились своими впечатлениями друг с другом, рассказывали своим друзьям и родителям, искали книги о цветоводстве и приносили их на занятия. Некоторые ребята стали самостоятельно ухаживать за растениями.

Из всего вышесказанного следует сделать выводы, что различные виды работы со старшими дошкольниками по изучению растений и их размножению должны систематически проводиться. Это могут быть игры, занятия, наблюдения, а может существовать в форме кружка по цветоводству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Передача экологических знаний - это начальный этап правильного отношения к окружающему миру. Он осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В ходе нашей работы мы постарались вначале заинтересовать старших дошкольников миром растений вокруг нас, объяснить их важность для существования всей планеты. Так как основной целью нашей работы было рассказать о размножении растений, далее мы наглядно показывали и рассказывали, какие бывают виды размножений. Особо внимание мы уделили практической работе по разведению растений.

 

Изучение педагогической и методической литературы, проведение опытно-экспериментальной работы, доказывает практическую значимость выбранной нами темы курсовой работы. Результаты подтверждают сформулированную в начале работы гипотезу о том, что если различные формы работы по изучению растений и их размножении проводятся систематически и грамотно, то у детей повышается уровень экологического образования и формируются прочные растениеводческие умения и навыки.

Экспериментальная часть нашей работы демонстрирует, что занятия по средствам трудовой деятельности по изучению размножения растений, более эффективны, чем просто преподнесение информационных блоков.

По нашим наблюдениям, старшие дошкольники охотно принимались за посадку растений, внимательно слушали и наблюдали за воспитателем.

Подводя итоги всей работы можно сделать следующие выводы:

1. Занятия и игры по  изучению растений проводиться  должны.

2. Такие занятия дают  знания о размножении растений  и особенностях ухода за ними, развивают любознательность, повышают  познавательную активность детей, способствуют развитию памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

3. Развивают нравственные  и эстетические чувства, воспитывают  бережное отношение не только  к растениям, но и к природе  в целом, а так же,  воспитывают  чувство ответственности.

Информация о работе Эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о размножении растений в процессе трудовой деятельности