Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28


Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание12.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

 

 

 

Допустить к защите                                                Квалификационная работа

«___»__________2007г.                                          защищена

Научный руководитель_______ «___»____________2007г.

Допустить к защите                                                Оценка_________________

«___»__________2007г.                                         Председатель ГАК_______

Декан ФНК_________ «___»____________2007г  

 

 

                                                     

 

 

 

 

                                            ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

 

 

Глава 1.    Теоретические  основы эстетического воспитания

                   младших школьников…………………………………………7

            1.1. Эстетическое воспитание в  историко-педагогическом 

                   наследии………………………………………………………….7

            1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16

            1.3. Особенности эстетического воспитания  младших       школьников……………………………………………………24

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28

                         

 

Глава 2.    Экспериментальная  работа по эстетическому воспитанию

                   младших школьников средствами  декоративно -       прикладного  искусства………………………………………30

            2.1. Пути и средства эстетического  воспитания младших

                   школьников……………………………………………………..30

2.2.  Диагностика эстетического воспитания младших

                   школьников……………………………………………………..35

           2.3.  Методика эстетического воспитания  младших школьников

                   средствами декоративно – прикладного  искусства . ………..53

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность  исследования.  В связи с социально – экономическими условиями выросло внимание к проблемам теории и практики  эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, то есть как средство формирования всесторонне развитой, духовной богатой личности.

Проблемой исследования эстетического  воспитания занимались многие писатели, педагоги, деятели культуры (  Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой ). Чувство  красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особенно эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес в жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребёнка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую её особенность: ''Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою чёткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника'' [29, с.31].

Так, например, И.Ф. Анненский даёт такую формулировку: ''…педагогика  определяет эстетическое воспитание как  воспитание способности целенаправленно  воспринимать, чувствовать и правильно  понимать и оценивать красоту  в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства'' [2, с.60].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. В настоящее время происходит возрождение утраченных национальных традиций художественной культуры. Без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека – личность, обладающую духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетическому восприятию, творческому труду независимо от сферы деятельности. Народное искусство способно пробудить и частично реализовать творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, потому что каждый человек наделён способностью эстетического восприятия мира, творческим импульсом.

Таким образом, исходя из актуальности проблемы для практики начальной школы, нами сформулирована следующая тема дипломной работы: ''Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства''

Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследованиия  – эстетическое воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного  искусства.                                          

Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.                                         

Задачи исследования:

1.  Проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по  проблеме.     

  1. Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
  2. Разработать методику эстетического воспитания младших школьников.

Гипотеза - в   основу дипломного исследование положено предположение о том, что эффективность эстетического воспитания младших школьников будет протекать успешно, если:

а) использовать идеи народной педагогике;

б) разработана методика эстетического воспитания младших школьников

    средствами декоративно-прикладного  искусства

в) будем учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Методы исследования для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие:

 анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;

организация целенаправленной опытной  работы;

 изучение, анализ обобщения  массового опыта в школе по  выявлению реального состояния  проблемы в практике.

 Для решения  частных исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально-конструируемых педагогических ситуаций.

Этапы исследования:

 Дипломная работа выполнялась  в течение 2004 – 2006гг.

Первый этап теоретический (сентябрь 2004– декабрь 2005гг)– анализ психолого-педагогической литературы, изучение степени разработанности проблемы, определение исходных принципов, параметров и методов исследовательского поиска.  

Второй этап  экспериментальный (июнь 2005– май 2006гг)– накопление, обобщение, классификация и интерпретация эмпирического и теоретического материалов, коррекция, уточнение логики и результатов исследования.

 Третий этап обобщающий (июнь 2006– декабрь 2006гг)– обработка, анализ и синтез полученных результатов, оформление результатов в виде дипломной работы.

Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам

 Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступление автора на занятиях в учебном заведении, на научно-практических конференциях, на заседаниях методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практике студентов и др.

Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях по  эстетическому воспитанию младших школьников студентами, учителями, воспитателями.

База исследования экспериментальная работа проводилась на базе школы МОУ «НОШ д. Бердь» и МОУ «НОШ д. Койниха» Искитимского района Новосибирской области в 1-4 классах.

Структура работы дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1.  Эстетическое  воспитание в историко-педагогическом  наследии

 

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

Идеи эстетического  воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического  воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [32,895]. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

В использованной литературе имеется  множество различных подходов к  определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге "Общие вопросы  эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста  по эстетическому воспитанию  
В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "… педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" [41;10].

В кратком словаре  по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование  в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать  прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачев в своей  книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [27;34].  Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства