Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Допустить к защите
«___»__________2007г.
Научный руководитель_______ «___»____________2007г.
Допустить к защите
«___»__________2007г.
Декан ФНК_________ «___»____________2007г
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников………………………………
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии…………………………………………………………
1.2. Психология воспитания
1.3. Особенности эстетического
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………
2.3.
Методика эстетического
средствами декоративно –
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Актуальность исследования. В связи с социально – экономическими условиями выросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, то есть как средство формирования всесторонне развитой, духовной богатой личности.
Проблемой исследования эстетического воспитания занимались многие писатели, педагоги, деятели культуры ( Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой ). Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особенно эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес в жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребёнка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую её особенность: ''Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою чёткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника'' [29, с.31].
Так, например, И.Ф. Анненский даёт такую формулировку: ''…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства'' [2, с.60].
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. В настоящее время происходит возрождение утраченных национальных традиций художественной культуры. Без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека – личность, обладающую духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетическому восприятию, творческому труду независимо от сферы деятельности. Народное искусство способно пробудить и частично реализовать творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, потому что каждый человек наделён способностью эстетического восприятия мира, творческим импульсом.
Таким образом, исходя из актуальности проблемы для практики начальной школы, нами сформулирована следующая тема дипломной работы: ''Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства''
Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследованиия – эстетическое
воспитания младших школьников средствами
декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования – разработать
и апробировать методику эстетического
воспитания средствами декоративно-прикладного
искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-
Гипотеза - в основу дипломного исследование положено предположение о том, что эффективность эстетического воспитания младших школьников будет протекать успешно, если:
а) использовать идеи народной педагогике;
б) разработана методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно-
в) будем учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Методы исследования для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие:
анализ психолого-
организация целенаправленной опытной работы;
изучение, анализ обобщения массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике.
Для решения частных исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально-конструируемых педагогических ситуаций.
Этапы исследования:
Дипломная работа выполнялась в течение 2004 – 2006гг.
Первый этап теоретический (сентябрь 2004– декабрь 2005гг)– анализ психолого-педагогической литературы, изучение степени разработанности проблемы, определение исходных принципов, параметров и методов исследовательского поиска.
Второй этап экспериментальный (июнь 2005– май 2006гг)– накопление, обобщение, классификация и интерпретация эмпирического и теоретического материалов, коррекция, уточнение логики и результатов исследования.
Третий этап обобщающий (июнь 2006– декабрь 2006гг)– обработка, анализ и синтез полученных результатов, оформление результатов в виде дипломной работы.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступление автора на занятиях в учебном заведении, на научно-практических конференциях, на заседаниях методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практике студентов и др.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях по эстетическому воспитанию младших школьников студентами, учителями, воспитателями.
База исследования экспериментальная работа проводилась на базе школы МОУ «НОШ д. Бердь» и МОУ «НОШ д. Койниха» Искитимского района Новосибирской области в 1-4 классах.
Структура работы дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Эстетическое
воспитание в историко-
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [32,895]. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В книге "Общие вопросы
эстетического воспитания в школе"
под редакцией известного специалиста
по эстетическому воспитанию
В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "… педагогика определяет эстетическое
воспитание как воспитание способности
целенаправленно воспринимать, чувствовать
и правильно понимать и оценивать красоту
в окружающей действительности - в природе,
в общественной жизни, труде, в явлениях
искусства" [41;10].
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [27;34]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.