Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28


Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание12.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

 

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель этого этапа - выявить возможности средств  декоративно-прикладного искусства  в эстетическом воспитании младших  школьников. Для этого был разработан урок по эстетическому воспитанию, где основным средством воспитания были народные традиции. Разрабатывая урок, мы заметили, что в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно знать учителю при знакомстве детей с народным творчеством и связывать христианские праздники с современными народными праздниками. Оказывается, учителю самому мало знать сущность народного творчества. Учитель должен представлять чёткий план занятий по изучению древней русской обрядности и символики, выраженных в орнаменте, резьбе, живописи. Идеи, заложенные в старинных русских обрядах, в народном декоративно-прикладном искусстве, благотворно влияют на подрастающее поколение. Учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром творчества людей. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания народного творчества, которое способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка». Работа учителя по знакомству детей с народным творчеством  должна быть системной и правильно организованной.

«Правильная организация  урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование  методов, активизирующих логическое и  образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности». Планируя занятие, мы старались учитывать все представленные требования.

Основной образовательной  задачей урока было познакомить  детей с понятием «народное творчество»  и с видами народного творчества на конкретных, проведенных мероприятиях. Воспитательной задачей явилось  воспитывать интерес у младших  школьников к народному творчеству. Развивающая задача - способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника через декоративно-прикладное искусство.

Урок проходил в виде праздника «Масленица» - праздник проводов зимы.

Цель праздника: создание особой среды для формирования общих культурных интересов, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях декоративно-прикладного искусства.

Сначала с детьми готовились к празднику, дети разучивали некоторые  «масленичные призывы», частушки, словесные игры, песни, хороводы. Ведущая – учитель, на роль Масленицы выбрали Наташу С., Весна – Алина Г,   Зима – Алёна Г, скоморох – Кирилл К. Класс украсили плакатами с пословицами («Блин брюха не портит», «Не всё коту масленица, будет и великий пост», «Без блинов- не масленица, без пирогов не именины», «Не житьё, а масленица», «Масленица объедуха, деньгам прибируха», репродукции картин Кустодиева Б. «Масленица», Сурикова В. «Взятие снежного городка»,рисунками детей. Праздник проходил в холле школы. Скоморох зазывает всех на праздник и рассказывает о Масленице. Понедельник-встреча, дети играют в игру «Снежки». Вторник - заигрыши, играем.  Среда - лакомкой. Четверг широкий,  пятница и суббота посиделки. Воскресенье -  проводы. Входит Масленица – нарядно одета, приглашает всех в хоровод. Ведущая проводит рисовальные конкурсы, где дети изображают символ солнца, его помощников – коня и птицу. Дети участвуют в изовикторине и узнают, из каких видов декоративно-прикладного искусства прилетели птицы и прискакали кони. Затем играли в словесные игры « Шишки, жёлуди, орехи», « Просо», перетягивали канат. После чего появляется Зима, водит хоровод « Сидит Дрёма» и исчезает. Дети зовут Весну, которая угощает их блинами. В заключении все исполняют песню «Блины».  

Урок прошел на высокой  эмоциональной ноте. Когда прозвенел  звонок, никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком. Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный  результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.

Дети с удовольствием  участвовали в изовикторине, где  показали свои знания и умения в  изображении символики и образов птиц и лошадей. Картины  мы оставили висеть еще на неделю, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое. Ребята, как мы и рассчитывали, подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили даже дети из других классов. Результаты этого урока проявили себя и позднее.

Результативность этого  урока несомненна: средства народного  творчества действительно могут  оказывать на младшего школьника  свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к народному творчеству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к декоративно-прикладному искусству народному  и к жизни.

                                           

                         КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

 

В эксперементальном группе дети посещают кружки. Несмотря на то, что дети интересуются различными видами прикладного искусства, у них наблюдается ограниченность знаний о самом декоративно-прикладном искусстве. На вопрос, что ты знаешь, о народном творчестве дети не могут дать конкретное определение. Младшим школьникам нравится смотреть передачи и книги о декоративно-прикладном искусстве, но в наше время мало литературы на эту тему. В основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию. Всем детям в эксперементальной группе хотелось бы, чтобы был введён новый урок, где они могли бы больше узнать о мастерах, о различных особенностях лепки, росписи как глиняных, так и деревянных изделий.

Данные уроки и мероприятия  по проведенной методике проводились  на протяжении одного года. По истечении этого периода был проведен аналогичный эксперимент, описанный выше.

При проведении повторного тестирования о познавательном интересе детей к народному творчеству мы заметили некоторые изменения  в результатах. В экспериментальной  группе, где постоянно проводились занятия по народному творчеству на все вопросы ответили уже 8 человек это составило 54%,допустили ошибки в ответах 5 человека это составило 34%, и ответили на 3 вопроса правильно только 2 человека , что составило 13% .

Этот же тест предложили ученикам контрольной группы , результат был невысок. Если в начале эксперимента на все вопросы ни кто не ответил, то по истечению года результат увеличился. Таких учеников стало 1, что составило 6%. Со средним уровнем -  14 человек, это 94%.

Проведя тестирование, было выявлено, что в классе, работающей по традиционной методике, уровень  знаний детей по данной теме оказался намного ниже, чем в экспериментальной  группе, где систематически проводятся занятия по народному творчеству. Большая часть учащихся контрольной группы не ответили на вопросы об особенностях народных промыслов, элементы народных росписей, о видах народного творчества.

Когда мы провели анкетирования  на выявления эмоционального отношения  к народному творчеству, стало  заметно, как возрос интерес к народному творчеству. Дети стали с удовольствием посещать кружки, участвовать в проведении праздников. Стали изготавливать подарки для родных и друзей из глины,  создавая  различные народные игрушки  (свистульки, барышней, различные амулеты).   Дети стали интересоваться выставками. Результаты были следующими. В экспериментальной группе сравнивая начало и конец эксперимента, можно сказать, что эмоционально- мотивационный интерес вырос у детей на 40%. А в контрольной группе результаты выросли, но не намного с высоким уровнем оказалось только 1 человек, это 6%. В этой группе также возрос интерес к народному творчеству, дети стали узнавать о народных промыслах на уроках рисования, на уроках чтения о фольклоре.

Таким образом, проведя  анкетирования, мы выявили, что интерес к народному творчеству довольно высок. Им нравиться не только ходить в музей, посещать различные выставки, они хотели бы больше узнать о народном творчестве.

           При выявлении деятельностного  интереса к народному творчеству было предложено практическое задания. В экспериментальной группе дети сами предложили слепить тарелочки из глины и расписать их по-гжельски. Они с  интересом выполняли задания. В экспериментальной группе с заданием не справились только 2 человека что составило 13%, а в контрольном классе в рисунках детей были допущены ошибки, характерные розы для гжельской росписи были заменены на ромашки, композиция была не закончена таких учеников 8  это 53%.

На основе этого построили  таблицу.

Критерии

Уровни

Экспериментальный класс

Контрольный класс

начало экспери-мента

конец экспери-

мента

начало экспери-

мента

конец

эксперимента

Познавательный

Высокий

Средний

Низкий

27

60

13

53

34

13

0

66

34

6

94

0

Эмоционально-мотивационный

Высокий

Средний

Низкий

27

53

20

60

27

13

0

66

34

6

66

27

Деятельностный

 

Высокий

Средний

Низкий

33

40

27

60

27

13

6

27

66

20

53

27




 

                                                                                                        Таблица 2

 

 

Эстетическое  воспитания младших школьников %.                                     

 

 

На основе таблицы  построили гистограммы:

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Эксперим. группа                      контр. группа


 

Рис.4. Гистограмма диагностики эстетической воспитанности по первой критерии


       Эксперим. группа                      контр. группа

Рис.5. Гистограмма диагностики эстетической воспитанности по второй критерии.


Эксперим. группа                      контр. группа

Рис.6. Гистограмма диагностики эстетической воспитанности по третьей критерии

 

     

2.3. Методика  эстетического воспитания младших  школьников                   средствами искусства

 

Из выше изложенного  следует, что эмоциональность и интерес к чувственному облику вещей, благоприятные предпосылки художественного развития, задатки художественно-творческих способностей, эмоциональные оценки и чувственные характеристики предметов в восприятии детей ещё не  объедены в единой стратегии, ведущей к созданию художественного образа. И для того, чтобы она появилась необходимо соответствующее психолого-педагогическое воздействие, и в этом должно заключаться важное направление работы по художественному и эстетическому развитию учащихся. Можно предположить, что у детей 8-9 лет уже во многом утрачивается эмоциональность восприятия, и поэтому здесь значительную роль играет существующая система обучения, ориентированная преимущественно на развитие рационально-логической стороны мышления и не уделяющая достаточного внимания эмоционально-образному мышлению.

На начальных этапах школьного обучения основной задачей  с точки зрения художественного  развития должно стать сохранение детской  эмоциональности. И именно этот возраст (8-10) лет является благоприятным с точки зрения развития образности, дети готовы к целостному видению сходства на основании комплекса признаков, такой способ восприятия для них естественен и интересен. Однако, если в дошкольном и школьном возрастах дети не занимались декоративно-прикладным искусством, данные предпосылки исчезают почти у всех детей к подростковому возрасту.

На настоящее время  в  программе школьного обучения для младших школьников с целью  развития их  эстетического вкуса  и знакомства с  декоративно-прикладным искусством преподаются такие предметы  как: рисование, литература, музыка. Но как мы говорили ранее, учебные занятия не преподают искусство, а лишь решают задачи всестороннего развития и воспитания школьников, а наша цель сохранить эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира.

Пути решения этой задачи могут быть разными. Выделим  и обозначим только два из них, на мой взгляд, наиболее эффективных  и действенных. Первый и наиболее значимый - это совершенствование  школьной учебной программы элементами глубокого эмоционального и эстетического воздействия на учащихся. Такое воздействие может оказать история и развитие народного творчества в России во всех его проявлениях, непосредственное знакомство с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства, литературы.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства