Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие об его сущности.
Во-первых, это процесс
целенаправленного воздействия.
в-четвертых, - развитие способности к
самостоятельному творчеству и созданию
прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [41;13]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве". Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [33;9].
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания". Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования
эстетического отношения детей
к действительности и искусству,
эстетическое воспитание параллельно
вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание
способствует формированию нравственности
человека, расширяет его познания о мире,
обществе и природе. Разнообразные творческие
занятия детей способствуют развитию
их мышления и воображения, воли, настойчивости,
организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на наш
взгляд, отразил цель эстетического воспитания
Рукавицын М.М., который считает: "Конечная
цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне
развитый человек… образованный, прогрессивный,
высоконравственный, обладающий умением
трудиться, желанием творить, понимающий
красоту жизни и красоту искусства".
Эта цель также отражает и особенность
эстетического воспитания, как части всего
педагогического процесса.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.
Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям".
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" [27;60], - отмечает Г.С. Лабковская.
Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" [27;60].
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.
Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование».
С эстетическим любованием
тесно связана общая
Глубокое переживание
эстетического чувства
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием
у каждого воспитуемого эстетической
творческой способности. Главное состоит
в том, чтобы "воспитать, развить такие
качества, потребности и способности личности,
которые превращают индивида в активного
созидателя, творца эстетических ценностей,
позволяют ему не только наслаждаться
красотой мира, но и преобразовывать его
"по законам красоты".
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.
Помимо педагогических
подходов существуют и
Наряду с ними важнейшим
элементом эстетического
Эстетические явления
действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми,
способны порождать богатый эмоциональный
отклик. Эмоциональный отклик, по мнению
Д.Б. Лихачева, является основой эстетического
чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное
субъективное эмоциональное переживание,
рожденное оценочным отношением человека
к эстетическому явлению или предмету"[27;61].
В зависимости от содержания, яркости
эстетические явления способны возбуждать
в человеке чувства духовного наслаждения
или отвращения, возвышенные переживания
или ужас, страх или смех.
Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие
эмоции неоднократно, в человеке формируется
эстетическая потребность, которая представляет
собой "устойчивую нужду в общении с
художественно-эстетическими ценностями,
вызывающими глубокие переживания".
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира". То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.
Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений". Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством" [31;16]. Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства". "Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека". В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Вся система эстетического
1.2. Психология воспитательного воздействия искусства
Воздействие искусства на личность осуществляется главным образом на трёх уровнях: психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом. Воспитательное воздействие искусства, осуществляющееся на социально-психологическом уровне, составляет предмет нашего исследования.
Попытка решить проблему
воспитательного воздействия