Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28


Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание12.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т.1/Л.С.Выготский. М.,- 486 с. 33.

Выготский, Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте. / Л, С. Выготский. – М., 1967.

  1. Гетманова, Т. В. Обучение изобразительной грамоте на основе идей русского национального искусства/Т.В.Гетманова. – Новосибирск, 1997. – 62 с.
  2. Георгиевский, Е.А. Проведение праздников в начальной школе/Е.А.Георгиевский, Л.И.Шитикова. – М., -  1983.
  3. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, пластилина. / В.С. Горичева, М.И. Нагибина. – Ярославль, 1998. – 200с.
  4. Горяева, Н. А. Твоя мастерская/Н.А.Горяева. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Гуркова, В. В. Душа обязана трудиться. Опыт эстетического воспитания школьников/В.В.Гурков//Начальная школа. – 1992. - № 11-12.
  6. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора/В.Е.Гусев. – Л., 1957. – 63 с.
  7. Ефимова, Л. Русский народный костюм/Л.Ефремова. – М.: Советская Россия, 1989. -312 с.
  8. Ильина, Т. А. Педагогика/Т.А.Ильина.  – М.: Просвещение, 1984.
  9. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца. / Д.Б. Кабалевский. – М., 1981.
  10. Каган, М.С. О декоративном искусстве. / М.С. Каган. / - Л., 1965.
  11. Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву/О.В.Круглова. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 240 с.
  12. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1991.- 135с.
  13. Крупник, Е.П.. Психологические механизмы воздействия искусства на личность/Е.П.Крупник. // Психология: М., 1988-№4.- 99 с.
  14. Кулаев, К.В.. Теория Ф.И. Шмита о цикличном развитии искусства/К.В.Кулаев. // Педагогика- М., 1992.-№7-8.- 150 с.
  15. Кушаева, Н.А. Основы эстетического воспитания. / Н.А. Кушаева. – М., 1986.
  16. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. / Г.С. Лабковская. – М., 1983.
  17. Лихачёв, Д.С. Теория эстетического воспитания. / Д.С. Лихачёв. – М., 1985.-С.11-66.
  18. Мелик-Пашаев, А.А.,  Новлянская, З.Н.. К проблеме ''общего'' и ''специального'' в художественно-творческой одарённости человека/А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская. //Искусствознание и психология художественного творчества./ Под ред. Зись А.Я.,  Ярошевского М.Г.- М.; Наука, 1988. - 320 с.
  19. Мелик-Пашаев, А.А.. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Докт. дис./А.А.Мелик-Пашаев.- М., 1994.-С.31.
  20. Марцинковская, Т.Д. Проблема этнических эмоций в работах учёных ГАХН /Т.Д.Марцинковская. //Вопросы искусствознания. М., 1997.-№3.- 60 с.
  21. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. / Б. М. Неменский. – М., 1982.-С.16.
  22. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М., 1952.-900с.-С.895.
  23. Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. / Л.П. Печко. – М., 1991.
  24. Рубинштейн, С.Л.. Проблемы общей психологии/С.Л.Рубинштейн. - М., 1973.- 423с.
  25. Рубинштейн, С.Л.. Принципы и пути развития психологии/С.Л.Рубинштейн. - М.,          1993. - 135с.
  26. Синицина, Е. Умные слова/Е.Синицина. – М.: Лист, 1997.
  27. Сухомлинский, В.А. О воспитании. / В.А. Сухомлинский. – М.. 1973.-С.30.
  28. Творческие поиски московских учителей начальной школы. – М., 1993.
  29. Филонова, Ю.А.,  Анненский, И.Ф. Об эстетическом воспитании/ Ю.А.Филонова, И.Ф.Анненский. //Педагогика М., 2001. - №9. - 105с.
  30. Чекалов, А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. / А.К. Чекалов. – М., 1962.
  31. Шацкая, В.Н.  Общие вопросы  эстетического воспитания в школе. / В.Н.Шацкая. – М., 1990.-С.-10,13. 
  32. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства/Т.Я.Шпикалова – М.: Мозаика-Синтез,1997. – 95 с.
  33. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство Русского Севера. / Т.Я. Шпикалова. – М., 2005. – 222с.

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

АНКЕТА

1.Сколько раз в этом  году ты был в музее, на выставках?

2.Считаешь ли ты, что  этого достаточно, чтобы быть  культурным человеком?

3.Нравиться ли тебе  посещать музеи, выставки?

4.Хотел бы ты бывать  там чаще?

5.Посещал ли ты выставки  «художественных народных промыслов»?

6.Нравится ли тебе  ходить на уроки « народного творчества»?

7.Что ты знаешь о  народном творчестве?

8.Хотел бы ты больше  узнать о народном творчестве?

9.Нравится ли тебе  книги, передачи о народном  творчестве?

10.Увлекаешься ли ты  сам народным творчеством?

11.Какие виды народного  творчества ты знаешь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 – 4 классы

 

 

Имя Ф.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итог

а б в

а б в

а б в

а б в

а б в

а б в

а б в

а б в

а б в

а б в

баллы

  1. 1

Таня А.

1

1

1

1

     1

 

  

 

     

 

1

1     

7

Ксенья Б.

1

1

1

1

    

 
   

  

 
   

4

Ксюша Б.

     

1

    

 

1

    

 

    1  

       

 

1

4

Алена Г.

1

1

1

1

     1

1

1

       

 

1    

1

9

Алина Г.

1

1

1

1

1

1

1   

    

 

1

1

9

Галя Г.

1

 

1

1

       

1

 

4

Лена Г.

 

1

1

1

1

1

   

1

 

6

Кирилл К.

1

 

1

1

1

1

 

1

1

8

Стас К.

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

6

Ира К.

   

 
   

 

1

 

1

   

3

Настя Н.

    

 

1

1

1  

1

 

1

 

1

 

6

Ваня С.

1

 

1

1

1

     

6

Ната С.

1

1

1

1  

1

1

 

1

1

1

9

Аня Т.

   

1

1

    

 
   

 

 
   

2

Тоня Т.

1

1

1

1   

1

1

1

1

1

 

9


 

 

 

 

 

                    

 

1 – 4 класс

 

 

 

Имя Ф.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итог

а б в

а б в

а б в

а б в

а б в

А б в

а б в

а б в

а б в

а б в

баллы

1

Таня Б.

 

1

1

1

     1

 

 

 

  

 
 

1

5

2

Вероника Д.

 

1

1

1

     1

   

  

 

1

1

5

3

Жанна Д.

 

1

1

1

     1

 

1    

   1

1       

 

6

4

Юля Д.

 

1

1

1

     1

   

       

 

     

 

1

5

5

Жизгыл К.

1

1

 

1

    

 
 

1

   

 

1

 

5

6

Валерия К.

 

1

1

1

1

   

   

 
 

1

5

7

Сергей К.

 

1

1

 

1

1

     

1

5

8

Ира Л.

 

1

1

1

     1

 

1

   

 
 

1

6

9

Ваня М..

 

1

1

1

1

 

1

 

1

1

7

10

Ислам М.

 

 
   

1

 

1

     

1

3

11

Саша С.

 

 

1

1

1

1

       

1

5

12

Аня С.

1

1

1

1

1

 

1

   

1

7

13

Маша Р.

 

1

1

1

       

1

1

5

14

Кишвар.

 

1

 

1

    

 
 

1

   

1

4

15

Люда Т.

1

1

   

1

         

3


 

Прим. а – правильный ответ, а – неправильный ответ

 

 

 

 

 

 

                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Тест

1. Какие виды искусства относятся  к прикладному творчеству?

а) резьба по дереву

б) живопись

в) фотография

2. Какие цвета характерны для  росписи хохломской?

 а) желтый

б) фиолетовый

в) оранжевый

3. Какие цвета характерны для  росписи гжельской?

а) голубой

б) коричневый

в) зеленый 

4. Какие цвета характерны для  росписи пермогорской?

а) красный

б) зеленый

в) желтый

5. Где применяются росписи?

а) в транспорте

б) в одежде

в) в посуде

6. Для какой росписи характерна  символика?

а) мезенская

б) гжель

в) жостово

7.Что олицетворяет собой в  народе игрушка-козел?

а) богатство

б) бедность

в) скупость

8 .Что олицетворяет собой в  мезенской росписи- конь?

а) конь

б) солнце

в) ветер

9. На каком материале расписывали  городецскую роспись?

а) дерево

б) железо

в) глина

10. Где зародилось искусство  вологодских кружев?

а) Вологда

б) Городец

в) Иваново

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Эстетическое  воспитания младших школьников в %.

 

Критерии

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

начало экспери-мента

конец экспери-

мента

начало экспери-

мента

конец

эксперимента

Познавательный

Высокий

Средний

Низкий

27

40

33

67

20

13

13

53

34

20

53

29

Эмоционально-мотивационный

Высокий

Средний

Низкий

60

27

13

80

13

7

53

20

27

58

20

13

Деятельностный

 

Высокий

Средний

Низкий

27

33

40

60

27

13

27

40

33

33

47

20




 

 

                    На основе таблицы построили  гистограммы:

                              Эксперим. группа                      контр. группа


 

Рис.4. Гистограмма познавательных интересов



Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства