Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т.1/Л.С.Выготский. М.,- 486 с. 33.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л, С. Выготский. – М., 1967.
АНКЕТА
1.Сколько раз в этом году ты был в музее, на выставках?
2.Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?
3.Нравиться ли тебе посещать музеи, выставки?
4.Хотел бы ты бывать там чаще?
5.Посещал ли ты выставки
«художественных народных
6.Нравится ли тебе ходить на уроки « народного творчества»?
7.Что ты знаешь о народном творчестве?
8.Хотел бы ты больше узнать о народном творчестве?
9.Нравится ли тебе книги, передачи о народном творчестве?
10.Увлекаешься ли ты сам народным творчеством?
11.Какие виды народного творчества ты знаешь?
1 – 4 классы
Имя Ф. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
итог | |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
баллы | ||
|
Таня А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
7 | |
Ксенья Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
4 | |||||
Ксюша Б. |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
4 | ||||
Алена Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
9 | |
Алина Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
9 | |
Галя Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 | |||||||
Лена Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 | |||||
Кирилл К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 | |||
Стас К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 | |||||
Ира К. |
|
1 |
1 |
1 |
3 | |||||||
Настя Н. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 | ||||
Ваня С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 | |||||
Ната С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 | ||
Аня Т. |
1 |
1 |
|
|
2 | |||||||
Тоня Т. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 – 4 класс
Имя Ф. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
итог | |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
А б в |
а б в |
а б в |
а б в |
а б в |
баллы | ||
1 |
Таня Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
5 | |||
2 |
Вероника Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
5 | |||
3 |
Жанна Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 | |||
4 |
Юля Д. |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
5 | |||
5 |
Жизгыл К. |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
5 | |||
6 |
Валерия К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
5 | ||||
7 |
Сергей К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 | |||||
8 |
Ира Л. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
6 | |||
9 |
Ваня М.. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 | |||
10 |
Ислам М. |
|
1 |
1 |
1 |
3 | ||||||
11 |
Саша С. |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 | ||||
12 |
Аня С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 | |||
13 |
Маша Р. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 | |||||
14 |
Кишвар. |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
4 | |||||
15 |
Люда Т. |
1 |
1 |
1 |
3 |
Прим. а – правильный ответ, а – неправильный ответ
Тест
1. Какие виды искусства
а) резьба по дереву
б) живопись
в) фотография
2. Какие цвета характерны для росписи хохломской?
а) желтый
б) фиолетовый
в) оранжевый
3. Какие цвета характерны для росписи гжельской?
а) голубой
б) коричневый
в) зеленый
4. Какие цвета характерны для росписи пермогорской?
а) красный
б) зеленый
в) желтый
5. Где применяются росписи?
а) в транспорте
б) в одежде
в) в посуде
6. Для какой росписи характерна символика?
а) мезенская
б) гжель
в) жостово
7.Что олицетворяет собой в народе игрушка-козел?
а) богатство
б) бедность
в) скупость
8 .Что олицетворяет собой в мезенской росписи- конь?
а) конь
б) солнце
в) ветер
9. На каком материале
а) дерево
б) железо
в) глина
10. Где зародилось искусство вологодских кружев?
а) Вологда
б) Городец
в) Иваново
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Эстетическое воспитания младших школьников в %.
Критерии |
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
начало экспери-мента |
конец экспери- мента |
начало экспери- мента |
конец эксперимента | ||
Познавательный |
Высокий Средний Низкий |
27 40 33 |
67 20 13 |
13 53 34 |
20 53 29 |
Эмоционально-мотивационный |
Высокий Средний Низкий |
60 27 13 |
80 13 7 |
53 20 27 |
58 20 13 |
Деятельностный |
Высокий Средний Низкий |
27 33 40 |
60 27 13 |
27 40 33 |
33 47 20 |
На основе таблицы построили гистограммы:
Эксперим. группа контр. группа
Рис.4. Гистограмма познавательных интересов