Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28


Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание12.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

Второй путь, который на наш взгляд укрепит и углубит всесторонне  эмоциональное развития ребёнка, является внеклассная работа, дошкольное эстетическое воспитание. Привлечение детей к занятиям во всевозможных кружках, в которых рассматриваются и изучаются, глубоко познаются и что самое главное, своими руками делаются произведения искусства, ведущие свои истоки с древних времён, является непосредственным толчком к пониманию красоты окружающего мира, раскрытию в полной мере образно-эмоционального восприятия предметов.

Задача воспитания школьников средствами декоративно-прикладного  искусства не ограничивается определённым комплексом знаний. Речь идёт о формировании духовного мира, эмоциональной сферы, сферы мотивации, интересов, а также  об овладении практическими умениями.

Это не может решаться только на занятиях отведённых расписанием, нужна система  форм воспитательной работы. И эта система должна начинаться с введением в программу таких  элементов, как, русская народная песня, в которой рассказывается о богатой и интересной её истории, многообразием жанров, различной по происхождению, характеру, тематике и манере самого исполнения. Богатое наследство русской культуры располагает широким спектром русской народной песни - это и традиционные частушки, хоровые песни, плясовые, обрядные и другие.  Многообразно отражая историю русского народа, народная песня способна воспитывать не только интерес к ней, но и понять и почувствовать истоки нашего прошлого, наши традиции и обычаи, характер и духовный мир своего народа.  Интерпретируя и перенося выше изложенное на процесс обучения можно выстроить определённый алгоритм в обучении детей и знакомства их с русским народным  творчеством.

Другим элементом народного  творчества является изобразительное  искусство, в котором имеются  множество направлений. Так в декоративно-прикладном искусстве рассматриваются древние образы, связанные с явлениями жизни русского народа, предметы народного быта, народные орнаменты, игрушки, предметы украшений и т.д. В ходе изучения творческого наследия мастеров русского искусства происходит знакомство с народными промыслами, такими как ''Жостковские подносы'', ''Гжелевская керамика'', ''Городецкая роспись'', ''Каслинское литьё'' и т.д.  Каждое занятие должно проводиться с использованием эмоционального воздействия на ученика, а именно надо широко использовать яркие примеры народного творчества, будь-то музыка или песни, картины или предметы народного быта, игрушка или роспись по дереву.

На уроках литературы можно выделить одну большой раздел - устное народное творчество, где знакомятся с такими элементами, как загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и т.д., которые воспитывают эмоциональные чувства  любви и гордости за свою родину, свою историю.

Данная работа по воспитанию эмоционально-образного мышления должна быть продолжена и на факультативных занятиях, где будут проводиться интегрированные занятия: декоративно-прикладное искусство, Городецкие мотивы, Промыслы России, Золотая хохлома, Дымковское искусство и другие.  Данные занятия дают возможность практического знакомства с декоративно- прикладным искусством, дают почувствовать самим и своими же руками прикоснуться к многогранному миру  русских промыслов, которые широко  помогают  понять  народную культуру. Можно создать этнографические уголки или музей под русскую избу с тематически подобранными выставками:

- из бабушкиного сундука, где собраны предметы жизни и быта крестьян (прялки, домашняя утварь, кружева и т.д.);

- художественные промыслы России;

- выставки работ детей по мотивам народного творчества.

Где ведётся приобщение к углубленному изучению духовно-нравственных и эстетических достижений человечества, отражённых в произведениях народного  искусства. Приобщать к разнообразным  видам поисково-исследовательской  деятельности в области народного  искусства, и ''вживлять'' в подростков атмосферу народных традиций, обычаев, обрядов, проводя фольклорные праздники, состязания. Проводя мероприятия среди учащихся по изучению пословиц и поговорок, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Их необходимо использовать на уроках русского языка. Необходимо проводить обобщающие уроки и уроки просветительские с широким участием детей на темы ''Зимние святки'', ''Урожай - осенний'', ''Праздник встречи весны'', «Пасха».

 По каждому из  данных мероприятий должно быть отработан тематический план, к примеру на тему ''Праздничные народные гулянья''.

Целью данного занятия  является: обобщение знаний по устному, музыкальному и художественному  фольклору. Дети на данном занятии делают сообщения на данную тему, выполняют композиции на листах бумаги на заданную тему и рассказывают об этом в процессе выполнения работы. Продолжением этого занятия должно или может быть насыщение выстроенной композиции живыми людьми  и ими могут быть сами дети, которые участвуют в  импровизированном представлении на тему композиции, к примеру ''Ярмарка'', со всеми присущими данному явлению в русской культуре элементами: песнями, танцами, играми.

При проведении праздника  ни один ученик не должен оставаться в  стороне от подготовки к мероприятию и в его непосредственном участии. При проведении праздника дети с удовольствием участвуют в данном мероприятии, проявляют при этом заинтересованность и неподдельную активность, и результатом этого является всеобщее веселье, эмоциональная наполненность, жизнерадостность и проявляется образность мышления в создании всевозможных образов человеческих и произведений творчества.

Были проведены  занятия по изобразительному искусству:

    1. Тема: Промыслы России.

Цель: знакомство с разными  видами декоративно-прикладного искусства.

    2.   Тема: Глиняные игрушки.

Цель:  Знакомство с  глиняными игрушками.

      3.   Тема: Дымковское чудо. Лепим свистульку.

Цель: Знакомство с праздником свистунья.

      4.Тема:  Дымковская сказка. « Маша и  медведь».

Цель: Воспитание детей в народных традициях через лепку собачки по традициям дымковской игрушки.

  1. Тема: Путешествие в Каргополь.

Цель: знакомство с Каргопольской  умелицей.

  1. Тема: Сказочные полканы скачут в сказочные дали.

Цель: Дать детям представление  о народной игрушке «Полкан»

  1. Тема: В царстве Филимоновской игрушки.

Цель: знакомство с филимоновскими игрушками.

  1. Тема: Роспись гжельской посуды.

Цель: знакомство су гжельскоё  керамикой.

  1. Тема: Городецкая доска.

Цель: знакомство с городецкой росписью.

  1. Тема: Хохломская роспись.

Цель: знакомство с хохломским завитком.

  1. Тема: Матрёшки.

Цель: знакомство су различными видами матрёшек.

  1. Тема: Пасхальное яичко.

Цель: знакомство с культом  яиц и их ритуальной росписью.

Систематические занятия  по данной методике  и  углубленная  работа педагога в этом направлении привела к увеличению интереса учащихся к народному творчеству, и к участию в кружках и праздниках, расширение знаний в области народных промыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Проводя исследования и работу по эстетическому воспитанию, мы видим, как дети мало знают о народном творчестве, о декоративно-прикладном искусстве, о народных традициях, не знали элементов росписей, не принимали участие в проведении мероприятии, праздников.

Проводя систематические занятия по народному творчеству, различные мероприятия, праздники, вовлекая детей в кружки, у них  появиться интерес и увеличится объем знаний о народном творчестве, народных умельцах, народных традициях.

Результативность этих занятий несомненна: средства  декоративно-прикладного искусства, а именно народное творчество действительно могут оказывать на младшего школьника своё неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребёнка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребёнка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к декоративно-прикладному искусству, отложит свой отпечаток и на отношение к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребёнок воспринимает эмоционально, завтра перестаёт в осознанное отношение к декоративно-прикладному искусству и к жизни.

Таким образом, средства декоративно-прикладного искусства  при правильной организации и  подаче их ученику, действительно способствует его эстетическому, интеллектуальному  и духовному развитию.

Систематические занятия  по данной методике  и  углубленная работа педагога в этом направлении привела к увеличению интереса учащихся к народному творчеству, и к участию в кружках и праздниках, расширение знаний в области народных промыслов.

 

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработано  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам  провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие  выводы. Эстетическое воспитание действительно  занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в  человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - всё, что может быть прекрасным.

Воздействие эстетических явлений жизни и декоративно-прикладного  искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. Исследование показало, что познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству и как его проявлению - народному творчеству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по народному творчеству обладает большим потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное творчество. Именно сила эмоционального воздействия является путём проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности. Факты показывают, что за время эксперимента в экспериментальной группе достигнут значительный прогресс в эстетическом развитии учащихся по сравнению с учениками обычных классов. Для формирования эстетической воспитанности в равной степени ценно и необходимо приобщения человека к декоративно-прикладному искусству и к действительности.

Важно выявить процесс  взаимодействия не только декоративно-прикладного  искусства и действительности, но и всех важнейших факторов эстетического  воспитания. Это – ключевая перспектива. Требуется также знание процесса эстетического воспитания путём взаимодействия всех факторов в конкретной возрастной ученической среде: возраст учеников в самой значительной мере определяет харакрер взаимодействия всех факторов системы, функционирующей с первого класса по выпускной.

При экспериментальной  системе достигается оптимальный результат в формировании эстетического отношения к человеку, природе и искусству. У школьников происходит существенное изменение во взглядах на прекрасное в жизни. У школьников выявлен высокий уровень эстетического развития по важнейшим линиям: восприятие, чувства, сознание и практические действия в сфере общения, познания и труда. У них развивается способность использовать важнейшие эстетические ценности для работы над собой.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Действительно, средства декоративно-прикладного искусства, а именно народное творчество, используемое в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством его воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике, мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются народным творчеством в целях эстетического развития ребёнка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это не допустимо, так как  без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребёнка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становлении такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Вот те выводы, к которым мы пришли в нашей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексахин, Н.Н. Художественные промыслы России./ Н.Н. Алексахин. – М., 2005. -175с.
  2. Анненский, И.Ф.. Эстетическое воспитание и образование/И.Ф.Анненский. // Русская школа. -  С-П., 1992.- №2.- 90 с.- С.60.
  3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие/Р.Арнхейм.- М.; Прогресс, 1974.
  4. Аршавский,В.В.Популизационные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека/В.В.Аршавский. // Мир психологии. - М., 1999.- №1.- 46 с.
  5. Бахтин, Б.Б.Эстетика словесного творчества/Б.Б.Бахтин.- М., 1979.- 424 с.
  6. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка/И.Я.Богуславская. – М.: Просвещение, 1975. – 42 с.
  7. Борев, Ю. Эстетика. / Ю. Борев. – М., 1981, 100с.
  8. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством./ Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Куприна Л.С. – М., 2003. – 175с.
  9. Буров, А.И. Эстетическое воспитание школьников./ А.И. Буров. – М., 1974.
  10. Воронов, Н.В. Декоративное искусство. / Н.В. Воронов. – М.,1977.                     Выготский, Л.С.. Психология искусства/Л.С.Выготский.- М., 1968.- 576 с.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства