Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67
Второй путь, который на наш взгляд укрепит и углубит всесторонне эмоциональное развития ребёнка, является внеклассная работа, дошкольное эстетическое воспитание. Привлечение детей к занятиям во всевозможных кружках, в которых рассматриваются и изучаются, глубоко познаются и что самое главное, своими руками делаются произведения искусства, ведущие свои истоки с древних времён, является непосредственным толчком к пониманию красоты окружающего мира, раскрытию в полной мере образно-эмоционального восприятия предметов.
Задача воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства не ограничивается определённым комплексом знаний. Речь идёт о формировании духовного мира, эмоциональной сферы, сферы мотивации, интересов, а также об овладении практическими умениями.
Это не может решаться только на занятиях отведённых расписанием, нужна система форм воспитательной работы. И эта система должна начинаться с введением в программу таких элементов, как, русская народная песня, в которой рассказывается о богатой и интересной её истории, многообразием жанров, различной по происхождению, характеру, тематике и манере самого исполнения. Богатое наследство русской культуры располагает широким спектром русской народной песни - это и традиционные частушки, хоровые песни, плясовые, обрядные и другие. Многообразно отражая историю русского народа, народная песня способна воспитывать не только интерес к ней, но и понять и почувствовать истоки нашего прошлого, наши традиции и обычаи, характер и духовный мир своего народа. Интерпретируя и перенося выше изложенное на процесс обучения можно выстроить определённый алгоритм в обучении детей и знакомства их с русским народным творчеством.
Другим элементом народного творчества является изобразительное искусство, в котором имеются множество направлений. Так в декоративно-прикладном искусстве рассматриваются древние образы, связанные с явлениями жизни русского народа, предметы народного быта, народные орнаменты, игрушки, предметы украшений и т.д. В ходе изучения творческого наследия мастеров русского искусства происходит знакомство с народными промыслами, такими как ''Жостковские подносы'', ''Гжелевская керамика'', ''Городецкая роспись'', ''Каслинское литьё'' и т.д. Каждое занятие должно проводиться с использованием эмоционального воздействия на ученика, а именно надо широко использовать яркие примеры народного творчества, будь-то музыка или песни, картины или предметы народного быта, игрушка или роспись по дереву.
На уроках литературы можно выделить одну большой раздел - устное народное творчество, где знакомятся с такими элементами, как загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и т.д., которые воспитывают эмоциональные чувства любви и гордости за свою родину, свою историю.
Данная работа по воспитанию
эмоционально-образного мышлени
- из бабушкиного сундука, где собраны предметы жизни и быта крестьян (прялки, домашняя утварь, кружева и т.д.);
- художественные промыслы России;
- выставки работ детей по мотивам народного творчества.
Где ведётся приобщение
к углубленному изучению духовно-нравственных
и эстетических достижений человечества,
отражённых в произведениях народного
искусства. Приобщать к разнообразным
видам поисково-
По каждому из данных мероприятий должно быть отработан тематический план, к примеру на тему ''Праздничные народные гулянья''.
Целью данного занятия является: обобщение знаний по устному, музыкальному и художественному фольклору. Дети на данном занятии делают сообщения на данную тему, выполняют композиции на листах бумаги на заданную тему и рассказывают об этом в процессе выполнения работы. Продолжением этого занятия должно или может быть насыщение выстроенной композиции живыми людьми и ими могут быть сами дети, которые участвуют в импровизированном представлении на тему композиции, к примеру ''Ярмарка'', со всеми присущими данному явлению в русской культуре элементами: песнями, танцами, играми.
При проведении праздника ни один ученик не должен оставаться в стороне от подготовки к мероприятию и в его непосредственном участии. При проведении праздника дети с удовольствием участвуют в данном мероприятии, проявляют при этом заинтересованность и неподдельную активность, и результатом этого является всеобщее веселье, эмоциональная наполненность, жизнерадостность и проявляется образность мышления в создании всевозможных образов человеческих и произведений творчества.
Были проведены занятия по изобразительному искусству:
Цель: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Тема: Глиняные игрушки.
Цель: Знакомство с глиняными игрушками.
3. Тема: Дымковское чудо. Лепим свистульку.
Цель: Знакомство с праздником свистунья.
4.Тема: Дымковская сказка. « Маша и медведь».
Цель: Воспитание детей в народных традициях через лепку собачки по традициям дымковской игрушки.
Цель: знакомство с Каргопольской умелицей.
Цель: Дать детям представление о народной игрушке «Полкан»
Цель: знакомство с филимоновскими игрушками.
Цель: знакомство су гжельскоё керамикой.
Цель: знакомство с городецкой росписью.
Цель: знакомство с хохломским завитком.
Цель: знакомство су различными видами матрёшек.
Цель: знакомство с культом яиц и их ритуальной росписью.
Систематические занятия по данной методике и углубленная работа педагога в этом направлении привела к увеличению интереса учащихся к народному творчеству, и к участию в кружках и праздниках, расширение знаний в области народных промыслов.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проводя исследования и работу по эстетическому воспитанию, мы видим, как дети мало знают о народном творчестве, о декоративно-прикладном искусстве, о народных традициях, не знали элементов росписей, не принимали участие в проведении мероприятии, праздников.
Проводя систематические занятия по народному творчеству, различные мероприятия, праздники, вовлекая детей в кружки, у них появиться интерес и увеличится объем знаний о народном творчестве, народных умельцах, народных традициях.
Результативность этих занятий несомненна: средства декоративно-прикладного искусства, а именно народное творчество действительно могут оказывать на младшего школьника своё неограниченное воздействие. Правильно организованное, нацеленное на ребёнка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребёнка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к декоративно-прикладному искусству, отложит свой отпечаток и на отношение к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребёнок воспринимает эмоционально, завтра перестаёт в осознанное отношение к декоративно-прикладному искусству и к жизни.
Таким образом, средства
декоративно-прикладного
Систематические занятия по данной методике и углубленная работа педагога в этом направлении привела к увеличению интереса учащихся к народному творчеству, и к участию в кружках и праздниках, расширение знаний в области народных промыслов.
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработано в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - всё, что может быть прекрасным.
Воздействие эстетических явлений жизни и декоративно-прикладного искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. Исследование показало, что познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству и как его проявлению - народному творчеству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по народному творчеству обладает большим потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное творчество. Именно сила эмоционального воздействия является путём проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности. Факты показывают, что за время эксперимента в экспериментальной группе достигнут значительный прогресс в эстетическом развитии учащихся по сравнению с учениками обычных классов. Для формирования эстетической воспитанности в равной степени ценно и необходимо приобщения человека к декоративно-прикладному искусству и к действительности.
Важно выявить процесс взаимодействия не только декоративно-прикладного искусства и действительности, но и всех важнейших факторов эстетического воспитания. Это – ключевая перспектива. Требуется также знание процесса эстетического воспитания путём взаимодействия всех факторов в конкретной возрастной ученической среде: возраст учеников в самой значительной мере определяет харакрер взаимодействия всех факторов системы, функционирующей с первого класса по выпускной.
При экспериментальной системе достигается оптимальный результат в формировании эстетического отношения к человеку, природе и искусству. У школьников происходит существенное изменение во взглядах на прекрасное в жизни. У школьников выявлен высокий уровень эстетического развития по важнейшим линиям: восприятие, чувства, сознание и практические действия в сфере общения, познания и труда. У них развивается способность использовать важнейшие эстетические ценности для работы над собой.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Действительно, средства декоративно-прикладного искусства, а именно народное творчество, используемое в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством его воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике, мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются народным творчеством в целях эстетического развития ребёнка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это не допустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребёнка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становлении такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Вот те выводы, к которым мы пришли в нашей работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ