Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67
Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определение эмоции посредствам своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие), имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического». Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определения в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету».
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самоуправления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внешкольной и внеклассной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных или воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития личных черт и качеств личности.
Таким образом, средства
и формы эстетического
2.2.Диагностика эстетического воспитания младших школьников
Выводом теоретической части работы стало положение о том, что искусство, в том числе и декоративно-прикладное, является основным средством эстетического воспитания. В данной главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления возможностей декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников на практике.
Декоративно - прикладное искусство – (от латинского « Deсor» - украшаю) искусство представлено в предметах быта, созданных в соответствии с эстетическими потребностями человека и вносящих красоту в повседневную жизнь. Вещи из глины, стекла, ткани, металла, дерева традиционно обладали не только полезными свойствами, но и художественными. Каждая из них имела свой эстетический образ. Прекрасными вещами украшали жилища, общественные здания, улицы, парки, самого человека и его быт. Эстетическая ценность предметов определяется красотой форм, линий, силуэтов, выбором пропорций, цвета. Первой формой декоративности был орнамент. Он имел предметную форму и символический мотив ( лучи солнца, линии волны, контур листа, силуэт птицы и др.) Ритмическое повторение лежит в основе структурной орнаментики. Истоки декоративно-прикладного искусства – в народном творчестве. В его возникновении огромное значение имело стремление людей сделать свою жизнь радостнее, украсить свой быт. Очень важно при изучении темы не только дать понятие о специфике декоративно-прикладного искусства, но и его связях с народными истоками.
Изучение народного творчества
в системе эстетического
От того, как осуществляется процесс духовного развития личности, во многом зависит успешное решение проблемы формирования нового человека.
Изучение народного творчества ставит свои задачи:
- формирование качеств
эстетически развитой
- способствовать наследованию
и приумножению духовных и
материальных богатств русской
культуры через развитие истори
- формирование умения
эстетически воспринимать и
- воспитание бережного
отношения к традициям и наслед
В школе встреча детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, а именно элементами народного творчества происходит на уроках изобразительного искусства и посещение детьми творческих объединений, кружков. Что играет решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и к декоративно-прикладному искусству.
При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приемы.
Педагогический эксперимент проводился в 1 – 4 классах. В эксперименте участвовало 30 человек.
1 – 4 классы определили как экспериментальную группу, а 1 – 4 класс как контрольную группу.
Выявление возможностей
декоративно-прикладного
Основным методом
- изучение и анализ
теоретических работ по
- изучение и анализ методической литературы;
- наблюдение за детьми;
- анкетирование;
- беседа.
В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства декоративно-прикладного искусства, что позволит сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.
Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования: выявить интерес младших школьников к декоративно-прикладному искусству и проверить эффективность урока по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного творчества.
Экспериментальная работа проходила в три этапа, первый из которых был констатирующий.
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Задачи констатирующего этапа исследования были следующие:
1.Выявить уровень знаний младших школьников по данной теме.
2.Определенить особенности восприятия детьми народного творчества.
Учащимся был предложен тест по методике Гетмоновой Т. В. по выявлению познавательных интересов о народном творчестве. Детям даны вопросы и варианты ответов, нужно было выбрать правильный. (Тест смотри в приложении 1).После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за каждый правильный ответ испытуемому начислялся один балл.
Определили три уровня познавательного интереса к декоративно- прикладному искусству
10 - 9 баллов - высокий уровень, дети ответили на все вопросы правильно, или допустили одну ошибку.
4 - 8 баллов – средний уровень, дети допускали ошибки в ответах.
3-0 баллов - низкий уровень, дети смогли ответить только на три вопроса. (Результаты тестирования по познавательным интересам к народному творчеству смотри приложение 2).
С детьми была
проведана анкета на выявления
эмоционального отношения к
В зависимости от уровня знаний, выявленного при анкетировании, в данных классах можно выделить три уровня эмоционального отношения к народному творчеству.
Высокий уровень - достаточно широкий круг знаний, полные и точные ответы.
Средний уровень - ограниченный круг знаний, неполные, ошибочные ответы.
Низкий уровень - минимальный запас знаний, бессистемные, ответы или их отсутствие.
При выявлении деятельностного интереса к народному творчеству было предложено практическое задание по методике Неменского Б. М. Детям нужно было украсить блюдо в стиле гжельской росписи, с целью проверить творческие способности детей. Основным признаком в работе по составлению узора явилась композиция и выполнения элементов гжельской росписи.
Работа оценивалась по десятибалльной школе.
10 - 9 баллов - высокий уровень, правильно расположена композиция, соблюдены элементы гжельской росписи.
4 - 8 баллов - средний уровень, смещение композиции выявления асимметрии, замена элементов гжельской росписи.
3 - 0 баллов - низкий уровень, не справились с композицией и элементами гжельской росписи.
На основе всех данных была составлена таблица.
Таблица 1.
Эстетическое воспитание младших школьников, %
Критерии |
Уровни |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Начало |
Начало | ||
Познавательный |
Высокий Средний Низкий |
27 60 13 |
0 66 34 |
Эмоционально-мотивационный |
Высокий Средний Низкий |
27 53 20 |
0 66 34 |
Деятельностный |
Высокий Средний Низкий |
33 40 27 |
6 27 66 |
На основе таблицы вывели гистограммы:
Рис.1.Гистограмма познавательных интересов.
Рис.2.Гистограмма эмоционально- мотивационного отношения.
Рис.3.Гистограмма деятельностного интереса к народному творчеству.
Можно сделать некоторые выводы по выполненному объему.
В ходе констатирующего
эксперимента был выявлен
Большая часть учащихся
не ответили на вопросы об
особенностях пермогорской
Познавательный интерес к народному творчеству у детей в экспериментальной группе преобладает на среднем уровне так как 9 человек допустили ошибки, что составило 60%, а в контрольной группе 10 человек это составило 66%. С высоким уровнем познавательных интересов в экспериментальной группе 4 человека это 27%, а в контрольной группе 0%,
Проведя анкетирование, мы
выяснили, что эмоциональное отношение
младших школьников к
В экспериментальной группе в ходе практического занятия дети показали разные приемы кистевой росписи, использовали разные варианты композиций.
Крупный элемент нарисовали в середине тарелочки, мелкие элементы чередовали по краю.
Использовали небольшие элементы в середине, крупные и мелкие элементы чередовались по краю.
Дети на высоком уровне выполнили работу по выполнению композиции, в экспериментальной группе 5 человек- 34%, а в контрольной группе 1 человек – 6%. Композиция была смещена от центра и рисунок не имел характерных элементов гжельской росписи, в экспериментальной группе - 40%, а в контрольной группе - 27%. Не смогли выполнить работу в экспериментальной группе 4 человека -27%, а в контрольной группе 10 человек – 67%