Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать и апробировать методику эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
Раскрыть сущностные понятия эстетического воспитания.
Разработать методику эстетического воспитания младших школьников. 2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания
младших школьников…………………………………………7
1.1. Эстетическое воспитание в историко-педагогическом
наследии………………………………………………………….7
1.2. Психология воспитания воздействием искусства..………….16
1.3. Особенности эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..28


Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами декоративно - прикладного искусства………………………………………30
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..30
2.2. Диагностика эстетического воспитания младших
школьников……………………………………………………..35
2.3. Методика эстетического воспитания младших школьников
средствами декоративно – прикладного искусства . ………..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….….67

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание12.doc

— 638.00 Кб (Скачать файл)

Помимо воздействия  на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определение эмоции посредствам своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие), имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического». Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определения в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету».

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная  и внешкольная работа. В ней  удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самоуправления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внешкольной и внеклассной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных или воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития личных черт и качеств личности.

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны, начиная от предметов  естественно - математического цикла в школе.

 

 

2.2.Диагностика эстетического  воспитания младших     школьников

Выводом теоретической части работы стало положение о том, что искусство, в том числе и декоративно-прикладное, является основным средством эстетического воспитания. В данной главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления возможностей декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников на практике.

Декоративно - прикладное искусство – (от латинского « Deсor» - украшаю) искусство представлено в предметах быта, созданных в соответствии с эстетическими потребностями человека и вносящих красоту в повседневную жизнь. Вещи из глины, стекла, ткани, металла, дерева традиционно обладали не  только полезными свойствами, но и художественными. Каждая из них имела свой эстетический образ. Прекрасными вещами украшали жилища, общественные здания, улицы, парки, самого человека и его быт. Эстетическая ценность предметов определяется красотой форм, линий, силуэтов, выбором пропорций, цвета. Первой формой декоративности был орнамент. Он имел предметную форму и символический мотив ( лучи солнца, линии волны, контур листа, силуэт птицы и др.) Ритмическое повторение лежит в основе структурной орнаментики. Истоки декоративно-прикладного искусства – в народном творчестве. В его возникновении огромное значение имело стремление людей сделать свою жизнь радостнее, украсить свой быт. Очень важно при изучении темы не только дать понятие о специфике декоративно-прикладного искусства, но и его связях с народными истоками. 

Изучение народного творчества в системе эстетического воспитания как одно из важных средств формирования гармонически развитой личности. Раскрывая содержание эстетического - прекрасным может быть только то, что имеет истинную человеческую ценность, - мы тем самым превращаем в личное достояние то, что заложено в произведении искусства. У младшего школьника необходимо пробуждать понимание того, что красота, не только внешняя, но и внутренняя, нужна человеку так же, как хлеб и воздух.

От того, как осуществляется процесс духовного развития личности, во многом зависит успешное решение  проблемы формирования нового человека.

Изучение народного  творчества  ставит свои задачи:

- формирование качеств  эстетически развитой творческой  личности;

- способствовать наследованию  и приумножению духовных и  материальных богатств русской  культуры через развитие исторической памяти, творческих и познавательных способностей и задатков ребенка;

- формирование умения  эстетически воспринимать и оценивать  прекрасное в декоративно-прикладном  искусстве и действительности;

- воспитание бережного  отношения к традициям и наследию.

 

В школе встреча детей  с произведениями декоративно-прикладного  искусства, а именно элементами народного  творчества происходит  на уроках изобразительного искусства и  посещение детьми творческих объединений, кружков. Что  играет  решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и к декоративно-прикладному искусству.

При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приемы.

Педагогический эксперимент проводился в 1 – 4 классах. В эксперименте участвовало 30 человек.

1 – 4 классы определили  как экспериментальную группу, а  1 – 4 класс как контрольную  группу.

Выявление возможностей декоративно-прикладного искусства, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

Основным методом исследовательской  работы был эксперимент. Кроме того, использовались и другие методы:

- изучение и анализ  теоретических работ по психологии, педагогике, искусствоведению;

- изучение и анализ  методической литературы;

- наблюдение за детьми;

- анкетирование;

- беседа.

В ходе работы над теоретической  частью была сформулирована следующая  гипотеза: эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства декоративно-прикладного искусства, что позволит сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.

Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования: выявить интерес младших школьников к декоративно-прикладному  искусству и проверить эффективность урока по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного творчества.

Экспериментальная работа проходила в три этапа, первый из которых был констатирующий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСТАТИРУЮЩИЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ

Задачи констатирующего этапа исследования были следующие:

1.Выявить уровень  знаний младших школьников по  данной теме.

2.Определенить  особенности восприятия детьми народного творчества.

Учащимся был предложен  тест по методике Гетмоновой Т. В. по выявлению  познавательных интересов о народном творчестве. Детям даны вопросы и  варианты ответов, нужно было выбрать  правильный. (Тест смотри в приложении 1).После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за каждый правильный ответ испытуемому начислялся один балл.

Определили три уровня познавательного интереса к декоративно- прикладному искусству

10 - 9 баллов - высокий уровень, дети ответили на все вопросы правильно, или допустили одну ошибку.

4 - 8 баллов – средний уровень, дети допускали ошибки в ответах.

3-0 баллов - низкий уровень, дети смогли ответить только на три вопроса. (Результаты тестирования  по познавательным интересам к народному творчеству смотри приложение 2).

 С детьми была  проведана анкета на выявления  эмоционального отношения к народному  творчеству (смотри приложение 3).

В зависимости от уровня знаний, выявленного при анкетировании, в данных классах можно выделить три уровня эмоционального отношения к народному творчеству.

Высокий уровень - достаточно широкий круг знаний, полные и точные ответы.

Средний уровень - ограниченный круг знаний, неполные, ошибочные ответы.

Низкий уровень - минимальный запас знаний, бессистемные, ответы или их отсутствие.

При выявлении деятельностного  интереса к народному творчеству  было предложено практическое задание  по методике Неменского Б. М.  Детям  нужно было украсить блюдо в стиле  гжельской росписи, с целью проверить творческие способности детей. Основным признаком в работе по составлению узора явилась композиция и выполнения элементов гжельской росписи.

Работа оценивалась  по  десятибалльной школе.

10 - 9 баллов - высокий уровень, правильно расположена композиция, соблюдены элементы гжельской росписи.

4 - 8 баллов - средний уровень, смещение композиции выявления асимметрии, замена элементов гжельской росписи.

3 - 0 баллов - низкий уровень, не справились с композицией и элементами гжельской росписи.

На основе всех данных была составлена таблица.

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Таблица 1.

Эстетическое  воспитание младших школьников, %

Критерии

Уровни

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Начало

Начало

Познавательный

Высокий

Средний

Низкий

27

60

13

0

66

34

Эмоционально-мотивационный

Высокий

Средний

Низкий

27

53

20

0

66

34

Деятельностный

Высокий

Средний

Низкий

33

40

27

6

27

66


 

На основе таблицы  вывели гистограммы:


Рис.1.Гистограмма познавательных интересов.


Рис.2.Гистограмма эмоционально- мотивационного отношения.


Рис.3.Гистограмма деятельностного интереса к народному         творчеству.

 

 

 

 

Можно сделать некоторые  выводы по выполненному объему.

 В ходе констатирующего  эксперимента был выявлен объем  знаний младших школьников о народном творчестве и видах народного творчества.

 Большая часть учащихся  не ответили на вопросы об  особенностях пермогорской росписи,  о характерных символиках в  росписях народного творчества.

Познавательный интерес  к народному творчеству у детей в экспериментальной группе преобладает на среднем уровне так как 9 человек допустили ошибки, что составило 60%, а в контрольной группе 10 человек это составило 66%. С высоким уровнем познавательных интересов в экспериментальной группе 4 человека это 27%, а в контрольной группе 0%,

 Проведя анкетирование, мы  выяснили, что эмоциональное отношение  младших школьников к народному  творчеству находится на среднем  уровне.  Им нравиться  посещать  различные выставки, ходить в  музей, участвовать на ярмарках,  они также хотели бы больше узнать о самом народном творчестве, расширить свои знания о видах декоративно-прикладного искусства. Дети дополнительно посещают кружок « Глиняная игрушка» и вышивание крестиком. В экспериментальной группе с высоким уровнем 4 человека - 27%, а в контрольной группе 0%, в экспериментальной  группе  посещают кружки народного творчества 10 человек – 66%, а в контрольной группе 5 человек - 34%. Всем детям в экспериментальной группе нравятся уроки народного творчества и лишь 5 человек не посещают кружки. А в контрольной группе таких учеников 10 это составило 66%.

 

В экспериментальной  группе в ходе практического занятия  дети показали разные приемы кистевой росписи, использовали разные варианты композиций.

Крупный элемент нарисовали в середине тарелочки, мелкие элементы чередовали по краю.

Использовали небольшие  элементы в середине, крупные и  мелкие элементы чередовались по краю.

Дети на высоком уровне выполнили работу по выполнению композиции, в экспериментальной группе 5 человек- 34%, а в контрольной группе  1 человек – 6%.  Композиция была смещена от центра и рисунок не имел характерных элементов гжельской росписи, в экспериментальной группе - 40%, а в контрольной группе - 27%. Не смогли выполнить работу в экспериментальной группе  4 человека -27%,  а в контрольной группе  10 человек – 67%

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно – прикладного искусства