Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 139.05 Кб (Скачать файл)

Объект исследования: процесс  ознакомления младшего школьника с  окружающим миром.

Предмет исследования: развитие эстетического восприятия природы

Цель: изучить эффективность  влияния уроков интегрированного курса  «Окружающий мир» на развитие эстетического  восприятия природы младшими школьниками.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме  исследования.

2.Раскрыть эстетические  свойства природы в формировании  у младшего школьника положительного  отношения к окружающему миру.

.Рассмотреть приемы, формы,  методы эстетического воспитания  детей младшего школьного возраста  на уроках окружающего мира

.Провести исследование  по выявлению уровня развития  эстетического восприятия.

Исходя из цели и задач  исследования, выдвигается следующая  гипотеза: развитие эстетического восприятия младшими школьниками окружающего  мира будет успешным, если будут созданы благоприятные педагогические условия, которые будут влиять на экологическое сознание младших школьников.

Методологической основой  исследования являются анализ педагогической психологической литературы; наблюдение за учебным процессом в исследуемых  классах; экспериментальное обучение и обработка полученных данных. А  также положения Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, А.А. Макарова, Л.В. Моисеевой, Н.А. Рыжовой, Л.П. Салеевой и др.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической, методологической литературы;

наблюдение за процессом  обучения на уроках окружающего мира;

педагогический эксперимент;

тестирование;

статистическая обработка.

Теоретическая значимость заключается  в том, чтобы выявить некоторые  пути применения методов в современном  этапе обучения младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут  быть использованы студентами, методистами  и учителями в практичесой педагогической деятельности.

Опытно-экспериментальная  база: 2 «в» класс НПСОШ №2 г.Якутска.

Структура исследования: дипломная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе «Теоретические основы развития эстетического восприятия природы на уроках интегрированного курса «Окружающий мир» раскрывается понятие, цели и задачи эстетического  воспитания, взаимоотношения человека и природы, особенности эстетического  восприятия окружающего мира младших  школьников.

Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию эстетического восприятия на уроках «Окружающий мир» раскрывается и описывается экспериментальная  работа, методика наблюдений, анализ и  результаты исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы развития эстетического восприятия природы на уроках интегрированного курса «Окружающий мир»

 

В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы  отечественных и зарубежных педагогов  и психологов к проблеме эстетического  восприятия младших школьников, раскроем понятие "эстетическое восприятие", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического восприятия и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства эстетического восприятия. Раскроем взаимосвязь природы с эстетическим восприятием.

 

1.1Природа как эстетическая  ценность

 

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Дети общаются с природой в разное время года - и когда  вокруг лежит пушистый снег, и когда  зацветают сады. Таким образом, ребёнок, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое  значение. Накопление реальных, достоверных  представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей  элементов материалистического  миропонимания.

Разнообразие объектов природы  позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В  процессе наблюдений, игр и труда  в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений  природы, учатся замечать их изменение  и развитие. У них развивается  любознательность [42, c. 39].

Бережное отношение к  природе зависит от способности  эстетически воспринимать её, т.е. уметь  видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным живым общением детей  с природой. Наблюдение красоты природных  явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям  эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Главная задача в развитии эстетического восприятия природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное  отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый  источник эстетических впечатлений  и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа  занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов [39, c. 60].

В период перехода на новые  учебные планы и программы, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней. Фундамент ответственного отношения  к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников.

В основе построения современных  курсов с экологической направленностью  лежат следующие целевые установки:

формирование целостного представления о природном и  социальном окружении как среде  жизни, труда и отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов  чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений  окружающей действительности;

обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

воспитание эстетического  и нравственного отношения к  среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами  морали [3, c. 17].

Восприятие - совокупность ощущений. Так, допустим, воспринимая утренний пейзаж, человек отражает его в  ощущениях, его цвет дерева, запах  леса, росу на траве ощущает его  монументальность, незыблемость.

Восприятие обеспечивает познание природы во всей естественной и эстетической целостности, а воображение  предназначено для предвидения  всех последствий человеческой деятельности в процессе общения с природой, вмешательства людей в жизнь  Природы. Чувствование природы - есть проявление синтеза человеческих качеств, когда  люди сознательно стремятся к  единению с природой или бессознательно действуют как частица природы. Чувствование очень сильное психическое  свойство, благодаря которому человек  может отказаться от предстоящего действия, если оно каким-то образом нарушает жизнь Природы.

Известный психолог С.Л.Рубинштейн подчеркивает взаимообусловленность прекрасного и его отражения человеком: … прекрасна природа, а не только переживания, восприятие человека. Это не ее собственное объективное свойство, но это качество, которое характеризует природу в определенной системе связей и отношений, той, в которую включен человек [8, 352]. При этом особенности взаимосвязи между отношением эстетическим и экологическим предстают в следующем виде: эстетическое как утверждение существования объекта есть предпосылка этического, как утверждения его значения для человека. И все же исходное - это способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к нему [8,379].

Проблема эстетического  восприятия довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Эстетическое отношение  к окружающей среде формируется  у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими  явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с  искусством и природой, в быту, в  межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и  комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение  и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи  с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками [1, c. 9].

Идеи эстетического восприятия зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического восприятия, его задачах, цели изменялись, начиная  со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.

В наше время проблема эстетического  восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важнейших  задач, стоящих перед школой. Указанная  проблема разработана достаточно полно  в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, И.Ф. Смольянинов и другие.

Б.М. Неменский определяет эстетическое восприятие как способность воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [22, с. 34].

Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая  лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный  вид, что в него можно зайти, что  это есть некое количество деревьев. Формированию эстетических чувств и представлений детей, приобщению к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности. Создание запаса эстетических знаний, обогащение художественных впечатлений - первая задача эстетического воспитания и решения наиболее успешно в процессе непосредственного контакта ребенка с эстетическими явлениями в окружающей жизни и природе [26, с. 19].

Непосредственное восприятие природы и опосредованное эстетическое отношение к ней с помощью  искусства на протяжении всей истории  человечества формировало у людей  чувство прекрасного и эстетический вкус, т. е. Понимание красоты и  способность наслаждаться красотой, а также потребность в таком  наслаждении и в универсальном  творчестве красоты. Природа давала формы не только для ее собственного воспроизведения, но и для художественного  воссоздания социального бытия  людей.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его  жизнь. Она притягательна для  него, прежде всего, благодаря своему красочному миру, дающему малышу массу  ярких впечатлений, вызывающему  радостные переживания. Но природа  открывается своей ценностной стороной не всем людям, а только тем, кто способен ее воспринимать с эстетической точки  зрения. Способность эта развивается  в процессе воспитания и обучения.

В трудах Григорьевой Л.И. утверждена гипотеза, что при формировании экологического сознания большое значение имеет сама Природа, как естественно-природный  фактор, формирующий эмоционально-чувственную  компоненту. В самой природе существует активное начало, способное пробуждать в человеке чувство адекватного  отношения к Природе как к  самому себе.

Эстетическое восприятие - это, прежде всего актуализация, практическое раскрытие эстетического чувства. До момента встречи с объектом эстетическое чувство находится  в диспозитном, латентном (скрытом) виде, а при непосредственном появлении объекта переходит в активное состояние. В этом переживании проявляются в едином процессе две взаимосвязанные содержательные структуры: восприятие эстетических свойств и качеств объекта и уровень эстетической подготовленности субъекта восприятия.

Представим двух людей, которые  при одних и тех же обстоятельствах  и целях идут через лес. Один из них удивляется форме деревьев, вдыхает  запахи, замечает, как серебрится на солнце паутина; душа его наполняется поэзией, все кажется ему новым, неожиданным, наталкивает на размышления. Другой видит обычный лес, знакомые деревья, липнущую к одежде паутину. Он хорошо знает об их существовании и вполне может отличить дуб от осины, но окружающее не вызывает в нем эмоций. Он поглощен самим фактором прогулки, и если бы он шел, скажем, по тротуару, это все равно ни на секунду не изменило бы его отношения к жизни. Такой человек редко восхищается восходом солнца, всегда точно пересказывает содержание книги, при этом ни слова не говоря о том, что его взволновало.

Этот пример дает возможность  представить глубину тех различий, которые существуют между двумя  принципами восприятия: отвлеченным  восприятием вещей как предметов  и эмоциональным восприятием  их как явлений [6, c. 86].

Природу как фактор эстетического  воспитания высоко ценил К.Д.Ушинский: «… я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [6, c.82]. Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию, как чувство, так и абстрактно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства