Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 139.05 Кб (Скачать файл)

 

Глава II. Экспериментальная  работа по развитию эстетического восприятия по предмету «Окружающий мир»

 

.1 Диагностика уровня  эстетического восприятия природы  младшими школьниками

 

Опытно-экспериментальная  работа по проверке гипотезы состояла из констатирующего, формирующего и  контрольного этапов эксперимента. Базой  исследования стал 2 «в» класс школы  НПСОШ №2 г.Якутска. Классный руководитель Зыкова Матрена Николаевна. В эксперименте участвовало 12 детей в виде экспериментальной группы. В качестве контрольной группы был задействован 2 «б» класс той же школы.

Цель эксперимента - создать  условия для эффективного развития процесса эстетического восприятия младших школьников.

Задачи экспериментального исследования:

ознакомить и охарактеризовать особенности эстетического восприятия детей экспериментальной и контрольной  групп;

определить основные показатели эстетического восприятия у младших  школьников;

проведение эксперимента;

анализ.

Для определения направления  работы по исследованию основных качеств  эстетического восприятия у детей  младшего школьного возраста и определения  его показателей были использованы следующие методы диагностики:

  • анкетирование;
  • метод творческого сочинения;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • количественный анализ результатов исследования;

- качественный анализ  результатов исследования.

Нами использована методика В.П. Анисимова «Изучение эстетических ориентаций ребенка» [21]. Владимир Петрович является профессором Тверского  государственного университета, заведующим кафедрой дошкольной педагогики и психологии, директором Научно-образовательного центра арт-педагогики ТвГУ, кандидатом педагогических наук, арт-терапевт, а также детский практический психолог высшей квалификации, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Данная методика направлена на выявление эстетического восприятия ребенка - его эстетических предпочтений, вкусов (см. Приложение 1).

1.Опросник на выявление  компонентов эстетических ориентаций  детей

Критерии оценки уровня эстетического восприятия детей младшего школьного возраста:

низкий уровень - отсутствия или слабо выраженный интерес  к эстетической стороне природы. Например, такие дети не любят читать книжки о животных или не умеют  вести себя на природе;

средний уровень - выражается в наличии интереса к различным  видам эстетической деятельности, но с ярким предпочтением развлекательной  направленности жанров, вне ориентации на высокохудожественные (классические) эталоны. Например, ребенок каждое лето стремится пойти в поход с  родителями, но его цель не отдыхать, а гоняться за кузнечиком;

высокий уровень - ярко проявленный  демонстрируемый интерес к различным  видам эстетической деятельности и  разно-жанровой направленности. Например, ребенок увлекается чтением книг, рисованием пейзажа с натуры, охотно и эмоционально рассказывает истории  о своих домашних животных, описывая в мельчайших подробностях.

Результаты выявления  компонентов эстетических ориентаций детей обеих групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты изучения компонентов  эстетических ориентаций детей экспериментальной  и контрольной групп

(%)

ГруппаПоказателиВысокийСреднийНизкийЭкспериментальная-3070Контрольная-3565

Как видно по таблице 1, уровень  развития компонентов эстетических ориентаций детей экспериментальной  и контрольной групп примерно одинакова: ни в одной группе нет детей с высоким уровнем эстетических ориентаций, средний уровень 30 % в экспериментальной группе и 35 % в контрольной группе.

В результате сравнения ответов, полученных в контрольном и экспериментальном  классах было выявлено следующее:

1.В контрольном классе  дети лучше знают фактический  материал по окружающему миру, только один человек ответил,  что на природе нельзя разжигать  костер (6 вопрос). Хотя все ученики  правильно ответили на этот  вопрос. Это говорит о том, что  большая половина класса вместе со своими родителями отдыхают на природе. Ведь для молодого организма свежий воздух необходим.

2.На вопрос: «Чему учит природа?» (9 вопрос) ответы, как в контрольном, так и в экспериментальном классах находятся на одинаковом уровне. Большая часть ответила, что наша природа учит любить и охранять леса, растения и животных. Дети в столь раннем возрасте задумываются о таких серьезных вещах как сохранение зеленого уголка в жизни каждого жителя нашей планеты.

Также в этих двух классах  был проведен тест, выявляющий у  детей знания об охране природы, о  внешних особенностях животных и  их среде обитания, о лиственных и хвойных растениях (см. Приложение 1).

Результаты констатирующего  эксперимента представлены в таблице 2, диаграмме 1.

 

Таблица 2

Результаты констатирующего  эксперимента по выявлению уровня развития эстетического восприятия на уроках «Окружающий мир»

(количество детей)

Оценка результатовКонтрольная группа (12 человек)Экспериментальная группа (12 человек)Высокий уровень44Средний уровень67Низкий уровень21Правильно ответили на все вопросы01Правильно ответили на 6 вопросов66Правильно ответили меньше, чем на 698

Как показывает таблица 2, в  экспериментальной группе только у 1 ребёнка низкий уровень развития эстетического восприятия, а у  контрольной - ни одного ребенка. Когда как 13 детей имеют низкий уровень знания из 24 учащихся. А оставшиеся 8 учеников справились на пятерку, хотя эти работы не оценивались. Среди этих восьми учеников была Данилова Алина. Она не только ответила на вопросы, но и проанализировала каждую деталь. Например, на выражение «В Красную книгу занесены все имеющиеся растения и животные России» Алина дала понятие, что такое Красная книга. Из всех испытуемых мне понравились ответы именно Даниловой Алины. Но также хочу отметить всех учеников экспериментальной группы, они работали очень грамотно и слаженно.

Диаграмма 1 наглядно отражает пропорциональное соотношение уровней развития эстетического восприятия природы детей младшего школьного возраста в обеих группах.

Диаграмма 1

Уровень развития эстетического  восприятия природы у младших  школьников

эстетический восприятие школьник окружающий мир

Подводя итог, можно сделать  вывод о том, что дети достаточно знакомы с эстетическим восприятием  окружающего мира. Они знают, что  необходима, беречь природу и из чего состоит она, какое влияние  на человека оказывает природа. У  младших школьников есть стремление защищать природу, делать для нее  то, что они уже знают и умеют. Поэтому в дальнейшей работе еще  необходимо учить их поведению в  природе, правилам, которые следует  выполнять, воспитывать любовь к  природе, умение и желание помочь ей. Ведь эстетическое восприятие - это  целенаправленный созидательный процесс  в результате, которого происходит формирование творческой активной личности ребенка, способного воспринимать и  оценивать прекрасное, трагическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам  красоты». Детям младшего школьного  возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет  говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

. На втором этапе констатирующего  эксперимента проводилось анкетирование  родителей. Цель: выявить роль  семьи в развитии эстетического  восприятия ребенка.

Анкета для родителей  включала такие вопросы:

)Считаете ли вы важным  эстетическое воспитание в общем  развитии ребенка?

)Существуют ли вашей  семье традиции домашнего музицирования (пение, рисования или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка?

)Посещаете ли вы с  ребенком, какие либо музыкальные  мероприятия, выставки картин  или специальные занятия?

)Какую роль вы придаете  эстетическому воспитанию вашего  ребенка?

незначительную;

пусть занимается для общего развития;

крайне важную роль для  развития его способностей.

) Какая музыка чаще  всего звучит у вас дома: легкая  развлекательная, классическая или  «какая придется - по принципу: не  имеет особого значения»?

) Какую музыку вы сами  предпочитаете слушать? Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы.

) Как вы считаете, любит  ли музыку, живопись, искусство ваш  ребенок? Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать?

) Как и в чем конкретно  проявляются эстетические интересы  вашего ребенка?

) Считаете ли, что ваш  ребенок ценит и понимает красоту  природы?

) Если бы у вас была  возможность, уделяли бы вы  больше внимания развитию у  вашего ребенка любви к природу? Что именно вы хотели бы предпринять для этого?

Критерии оценки ответов  родителей на анкету, направленную на изучение роли родителей в развитии эстетического восприятия ребенка:

низкий уровень - открытое признание не значимости эстетического  развития в полноценном воспитании ребенка и слабо выраженный интерес  к эстетике в целом;

средний уровень-признание  роли эстетического воспитания в  развитии ребенка, но незнание его эстетических интересов или отсутствие времени  и возможностей для полноценной  реализации своих родительских функций  в эстетическом воспитании ребенка;

высокий уровень - наличие  опыта приобщения к эстетике и  реализация планов эстетического развития ребенка.

Показатели эффективности  роли родителей, выявленные при обработке  их ответов на вопросы анкеты, направленной на изучение уровня развития эстетического  восприятия учащихся начальной школы. Результаты, выявленные по итогам 2-й  методики, отражены в таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты изучения уровня развития эстетического восприятия детей экспериментальной и контрольной групп по данным анкетирования родителей (%)

ГруппаПоказателиВысокийСреднийНизкийЭкспериментальная-4060Контрольная103555

Как видно по таблице 3, уровень  развития эстетического восприятия детей экспериментальной немного  ниже, чем в контрольной группе: если в экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем  эстетического восприятия, то в контрольной  группе - 10 %, средний уровень 40 % в  экспериментальной группе и 35 % в  контрольной группе.

По итогам констатирующего  эксперимента были сделаны следующие  выводы.

. У детей экспериментальной  группы выявлен недостаточный  уровень эстетического восприятия, так как в семье и школе  уделяется мало внимания эстетическому  развитию детей.

. В программе начальной  школы отмечается, что для правильной  организации работы по эстетическому  воспитанию младших школьников, целесообразно наметить его примерное  содержание, определить конкретные  требования, соответствующие общим  задачам воспитания для детей  младшего школьного возраста.

 

.2 Содержание работы по  развитию эстетического восприятия  природы по предмету «Окружающий  мир»

 

Цель формирующего этапа - создать эффективные условия  по развитию эстетического восприятия младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром.

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел  в систему работы массовой общеобразовательной  школы. Многообразие форм подачи учебного материала и требования целостности, системности тематического структурирования реализуются посредством трехэтапной  технологии подготовки учителя к  занятиям в курсе «Окружающий  мир». В настоящее время разрабатываются  и апробируются «нестандартные»  формы занятий по естествознанию, новые педагогические технологии, которые  позволяют организовать исследовательскую, творческую деятельность детей, используя  при этом все многообразие методов  и форм самостоятельной, познавательной, практической и художественно-эстетической работы.

На первых этапах, на уроках по ознакомлению с окружающим миром  нами использовались методы, которые  анализируют и корректируют сложившиеся  у школьников эстетические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя опыт проведенных наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью  фактов, цифр, суждений вызывал эмоциональные  реакции учащихся, стремился сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования эстетической проблемы особую роль приобретали  методы, стимулирующие самостоятельную  деятельность учащихся. Задания и  задачи были направлены на выявление  противоречий во взаимодействии человека и природы. Стимулировали процесс  развития эстетического восприятия дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к  проблемам эстетического отношения  к природе, знакомству с реальными  местными природными условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов развития эстетического  восприятия природы, учитель обращался  к рассказу, который позволял детям  представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность учащихся при этом стимулировала  моделирование эстетических ситуаций нравственного выбора, которые обобщали опыт принятия решений учащимися, формировала  ценностные ориентации, развивала эстетические интересы и потребности школьников. Кроме того, нами активизировалась потребность школьника в выражении  эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяло компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов эстетического отношения к природе.

Реализация задач развития эстетического восприятия на уроках по ознакомлению с окружающим миром  требовала пересмотра форм и методов  обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам  обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

развитие творческого  мышления, умения предвидеть возможные  последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение - традиционные методы;

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства