Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 139.05 Кб (Скачать файл)

Академик Б.Г. Лихачев  считает, что каждый возрастной период детства требует особой специфической  основы выражения идеалов, которые  формируются на базе представлений  ребенка. Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего  возраста в условиях социального  окружения и активного педагогического  руководства. В процессе эстетического  развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий  суждений, интересов, потребностей, чувств. Одним из важных эстетических чувств ребенка является - чувство любви  к природе. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства  бережного, заботливого отношения  к растениям, животным [15, с. 19].

Чувство любви к природе  формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных  объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы [14, с. 82].

Личность, обладающая всеми  компонентами экологической культуры, при общении с природой может  дать психологическую и эмоциональную  оценку ее восприятия, вызывая у  себя определенные чувства по отношению  к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства  по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

Из многих проявлений красоты  природы люди воспринимают то, что  соответствует их миропониманию  и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой [7, с. 80].

Ю.Д. Дмитриев видит цель эстетического воспитания в формировании способности получать наслаждение  от прекрасного; закреплении впечатлений  в эмоциональной памяти на прекрасное в жизни; в склонности к прекрасному; активной эстетической позиции. Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты [8, с. 66].

В настоящее время проводятся научные исследования влияния эстетического  воспитания на всестороннее развитие личности, в том числе на ее гуманистические  свойства. Установлена не только прямая зависимость эстетического развития личности от целостного учебно-воспитательного  процесса школы, но и обратная зависимость, когда эстетическое воспитание является фактором, который оптимизирует учебный  процесс. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается  лишь при постоянном общении с  природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым.

Показателем эстетического  отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый  источник эстетических впечатлений  и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа  занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных  и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение  человека к окружающей природной  среде. Это определение, данное, А.Н. Захлебным является наиболее полным и общепринятым [10, c. 25].

Эстетические чувства  тесно связаны с нравственными  ценностями. Любовь к Родине - это  сложное моральное чувство, которое  органически соединено с эстетическими  чувствами, вызываемыми общением с  природой. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы  формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие  при этом переживания находятся  в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека [49, c. 27].

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического восприятия у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического восприятия и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение.

Формирование идеи природы  не могло не сопровождаться, как  показывает исследование истории эстетической мысли и истории искусства, становлением идеи прекрасного, этого критерия суммарной  и универсальной оценки как самих явлений внешнего мира, так и их отношения к человеку. Идея красоты в своем аспекте долженствования и общезначимости выступает как универсальная ценность. Но фактически ничто, в том числе и ценность, не универсально. Универсальность сопоставима с природой как предельным понятием, когда природа понимается как космос, как "все". Фактически категории эстетической ценности применяются к природе в обыденном смысле. Кант, например, утверждал, что пение людей надоедает, пение птиц - никогда. Очевидно, что другим пределом, как бы окружностью, осциллирующей вокруг неподвижных общезначимых объектов, будет представление о безобразном: такой оценкой могут означаться как эмпирические объекты, так и продукты воображения - чудовища, страшилища, бесы, "голодные духи" и т.п [43, c. 56].

Ценностный порядок динамичен, его реализация включает в себя и  другие эстетические ценности. Последние могут соответствовать эстетическим понятиям более частного ранга, таким как "изящество", "выразительность", "благородная простота", "живописность", "музыкальность" и т.п. По всем этим критериям можно оценивать разнообразные объекты; следовательно, они выступают в этом случае как ценности.

Ценность - это общезначимое желательное, то, что признается всеми  как достойное существования, то, что должно существовать и ради чего действуют. Те же самые эстетические понятия, которые просто констатируют наличие определенных качеств, могут  быть и ценностями, когда они обнаруживают аспект долженствования, становятся понятиями-векторами. Обычно, говоря об эстетической ценности природы, имеют в виду природу  как окружение человека, и прежде всего, ландшафт, пейзаж. Даже и при  таком обыденном понимании природы  ценностный порядок различными сторонами  просвечивает в искусстве. Например, в живописи, в пейзаже можно  показать как бы жизнь самой природы  или выражать настроение человека через  показ природы; пейзаж может быть символом или аллегорией более абстрактного значения. Однако, чтобы приложить понятие эстетической ценности к явлениям природы или же к природе в целом, необходимо пояснить, что же уместно понимать под "природой" в эстетике.

Для эстетики особо значимо  деление природы на живую и  мертвую. Это один из наиболее значимых ее смыслов. И для человека нет  ничего более природного, чем жизнь и смерть. Ему жизнь "прирождена", и природой же поставлен ей предел. Это и есть ближайшая природа любого человеческого существа. Всю прочую ее ("окружающую среду")он встречает через ближайшую природу - свое живое тело. Поэтому тело -первейший природный эстетический объект и оно же - мерило эстетической ценности. Оно же - важнейший объект искусства. Известно, что существует практика как положительной, так и отрицательной оценки тела, его оправдания и осуждения. Итак, понятие природы является наиболее абстрактным в философии, это одно из предельных понятий. Когда не ясны или труднодоступны для выяснения основания тех или иных явлений, то говорят, что эти явления "таковы по природе" [32, c. 67].

Проблема эстетического  отношения к природе возникла как реакция на внеценностное научное к ней отношение. В свое время В.И.Вернадский придавал чрезмерное, "геологическое" значение именно науке, полагая ее ведущим фактором духовной деятельности, поистине творческим, а все другие проявления, и среди них религия, искусство и философия, - ведомыми. Культурная ценность науки признается как бы самодостаточной, абстрагируется от ценностей других форм общественного сознания, в том числе нравственных и эстетических; это отвлечение и было условием прогресса науки. Такой особый "культурный аскетизм" науки, ее, так сказать, бесчувственность к прочим проявлениям духовной жизни имеет свои следствия для культуры в целом и для отдельной человеческой личности.

Богатый эмоциональный мир  позволяет школьнику, не обладая  еще сознанием эстетической ценности того или иного предмета или явления, видеть мир эстетически, во всем его  многообразии. Он воспринимает непосредственно  гармонию, ощущает красоту даже в  прозаических вещах [26, c. 87].

Именно в эстетическом восприятии ребенка, не нормированном  никакими канонами, кроется основная причина его активного отношения  к миру. У взрослого, имеющего сознательную установку по отношению к объекту, эстетическое восприятие часто самодостаточно и сводится к поверхностному любованию, к пассивному, а иногда к потребительскому отношению к прекрасному. Ребенок же пытается преодолеть свое незнание. Неопределенность толкает его к поиску необходимого эстетического смысла. Он стремиться опробовать свои переживания в реальном действии, найти им адекватную форму выражения. Без этого поиска, душевных усилий эстетическое восприятие носит формальный характер и не затрагивает сути объекта [19, c.227].

Таким образом, естественная природа как эстетическая ценность является одним из важнейших критериев  личностного развитие ребенка. На формирование эстетического отношения к природе  влияют приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром, потребность в общении с представителями  животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости. А также необходимо, чтобы  этап обучения раскрывал для школьника  природу абстрактных понятий  и символов, организовал естественный процесс познания, в котором развивается  эмоционально-образная память и творческое мышление.

 

1.2Особенности эстетического  восприятия мира в младшем  школьном возрасте

 

В этом параграфе предметом  рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику  и которые следует учитывать  при развитии его эстетического  восприятия.

В наше время проблема эстетического  восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важнейших  задач, стоящих перед школой. Указанная  проблема разработана достаточно полно  в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди  них Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая, И. Ф. Смольянинов, О. П. Котикова и другие [24, c. 35].

Мы уже отметили, что  очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда  человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного  возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки  зрения эстетического воспитания и  формирования нравственно-эстетического  отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. И в связи с этим это наиболее подходящее время для развития эстетического восприятия [22, c. 334].

Существует множество  определений понятия "эстетическое восприятие", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс  целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве  и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического восприятия формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности  к самостоятельному творчеству и  созданию прекрасного.

Своеобразное понимание  сущности эстетического восприятия обуславливает и различные подходы  к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического  воспитания с целью развития восприятия требует особого внимания [1, c. 23].

Нельзя или, по крайней  мере, чрезвычайно трудно научить  юношу, взрослого человека доверию  к людям, если его в детстве  часто обманывали. Трудно быть доброму  тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую  непосредственную и потому неизгладимо  сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение, и смело поступать.

Течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте развитие эстетического восприятия является основой всей дальнейшей педагогической работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для  ребенка становится учитель. «Для ребят  в начальной школе учитель - самый  главный человек. Все для них  начинается с учителя, который помог  преодолеть первые трудные шаги в  жизни... «Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического  опыта А.С. Макаренко известно, что  общественно значимая цель, перспектива  движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают  детей на дела [11, c. 60].

Следующая особенность развития эстетического восприятия в младшем  школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как  части их мировоззрения, сложный  и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные  отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, природы, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [5, c. 43].

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства