Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 139.05 Кб (Скачать файл)

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического  отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем  общее представление" (13; 164). А  бывает, что читают, смотрят или  слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов  отношения детей к искусству  помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического  отношения.

Чувство красоты  природы, окружающих людей, вещей создает  в ребенке особые эмоционально-психические  состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве  ребята живут непосредственной, глубоко  эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные  переживания надолго сохраняются  в памяти, нередко превращаются в  мотивы и стимулы поведения, облегчают  процесс выработки убеждений, навыков  и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование  эмоционального отношения ребенка  к миру - один из важнейших путей  проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и  состояния ребенка являются критерием  действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении  человека к тому или иному явлению  выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений  и воли" (10; 29).

Таким образом, младший  школьный возраст - это особенный  возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника  играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически  развитой личности, но и посредством  эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется  отношение ребенка к миру и  происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

§3. Пути и средства эстетического  воспитания младших школьников

Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.

В жизни ребенка  имеет воспитательное значение буквально  все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений  и общения, условия труда и  развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в  том, чтобы взрослым организовать для  детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь  всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании  которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом" (13; 76).

Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в  процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных  средств и форм, пробуждающих и  развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние  на эстетическое развитие личности.

Одним из таких  факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской.

Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).

Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.

А.С. Макаренко в  своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору: "Коллектив  надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив  наш был очень беден, первым делом  всегда строил оранжерею. И обязательно  розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы" (14; 218). "С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).

Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" (4; 14). Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная  газета, если классный уголок не несет  новой, интересной необходимой информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

Эстетика поведения  и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь  существенное влияние на детей оказывает  непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека" (4; 14).

А.С. Макаренко также  уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки  должны быть всегда почищены, без этого  какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме  не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу" (14; 218).

Об эстетике поведения, или культуре поведения много  говорил В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения: общение между взрослыми  и детьми, а также общение в  детском коллективе". "Сила воспитательного  воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (4; 11).

Благополучное эмоциональное  самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует  наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную  атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту  чутких отношений друг к другу. В  качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать  такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.

Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее  и развивающее значение семьи  очевидно. Однако не все современные  семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких  семьях довольно редко происходят разговоры  о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой  в классном коллективе. Задачей классного  руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому  воспитанию подрастающего поколения.

Помимо воздействия  на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в  школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или  менее эстетический элемент» (16; 56). Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического» (17; 202). Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету» (17; 202).

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная  и внешкольная работа. В ней  удовлетворяются насущные потребности  в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных  мероприятиях дети имеют большие  возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов  естественно-математического цикла  в школе и заканчивая «шнурками  на ботинках». Эстетически воспитывает  буквально все, вся окружающая нас  действительность. В этом смысле к  важным источникам эстетического опыта  детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического  отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании" (15; 14). В связи с этими словами  Б.М. Неменского и избранной темой курсовой работы, проблеме эстетического воспитания средствами искусства следует отвести отдельный параграф.

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

В этой главе мы рассмотрим особенности искусства, как средства эстетического воспитания младшего школьника. Для этого раскроем эстетическую сущность искусства и  особенности его восприятия детьми.

§1. Эстетическая сущность искусства

В первом параграфе  второй главы мы считаем необходимым  раскрыть эстетическую сущность искусства, для того чтобы выяснить действительно  ли искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании как утверждает Б.М. Неменский.

Важность искусства  в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность  искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство" (28; 75). В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы" (21; 142). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» (13; 103).

В процессе общения  ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает  широкое и многостороннее воздействие  на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу  духовно богатым или эстетически  развитым, но опыт эстетического переживания  помнится долго, и человеку всегда хочется  вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

"Постижение  искусства есть познавательный  процесс глубоко творческого  характера", - отмечают авторы  книги "Эстетическое воспитание  школьников" (28; 75). "Энергия активного,  творческого отношения человека  к искусству зависит как от  качества самого искусства, так  и от индивидуальных способностей  человека, от его собственного  духовного напряжения и от  уровня его художественного образования". Те же авторы сделали правильное  замечание: "Только подлинное  искусство воспитывает, но только  человек с развитыми способностями  может пробудиться сотворчеству  и творчеству". Искусство может  и не выполнить своей воспитательной  роли, если ребенок не получит  собственно художественного развития  и образования, не научится  видеть, чувствовать и понимать  прекрасное в искусстве и жизни. 

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства