Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 139.05 Кб (Скачать файл)

Проблема формирования эстетического  отношения к природе - лишь одна из сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения. Но в ее решении соприкасаются такие существенные направления воспитательной работы, как формирование научно - материалистического мировоззрения в учебном процессе, освоение сокровищ национальной и мировой культуры, постижение богатств родной природы, овладение путями их приумножения, творческое преобразование природной среды, природных материалов, художественно - эстетическая деятельность, внесение посильного трудового участия в сохранение и поддержку природной среды. Общность позиций авторов монографий базируется на признании необходимой и актуальной задачи - развивать как важное качество личности современного школьника эстетическое отношение к природе у детей всех возрастов, в различных формах педагогически целесообразными средствами. Необходимо сочетать возможности воздействия природного содержания учебно-познавательного процесса и освоения эстетических свойств познавательного материала, эстетическую направленность восприятия и освоения искусства, отражающего красоту и характерность природных явлений, а так же познание человеческих идеалов взаимоотношений с природой, значения многообразного духовно - практического преломления духовно - практического преломления собственных реальных контактов с природой и полученных впечатлений в последующих занятиях детей, в их творчестве. Все это - база формирования культуры отношений к природе как общественной ценности [42, c. 41].

Педагогически целесообразное сочетание экологического образования  и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического  видения природы, творческого отношения  к ней будет пробуждать у школьников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды. Нужно более настойчиво проводить работу по охране природы. Одним из условий борьбы против нарушений норм охраны природы (К. У. Черненко) является работа по воспитанию глубоких духовных интересов, бережного отношения к сохранности природы, естественной гармонии и красоты у будущих работников народного хозяйства - сегодняшних школьников [49, c. 76].

Нравственно - эстетическая окрашенность мотивов отношений  к природе повышает ценность окружающей среды для личности, тем самым  создавая прочные основы укрепления бережного, гуманного отношения  к живой природе, ко всем природным  элементам. Необходимо развивать чувство  прекрасного, формировать высокие  эстетические вкусы, умение понимать и  ценить произведения искусства, красоту  и богатство родной природы. При  этом трудовое воспитание рассматривается  как важнейший фактор формирования личности школьника. Широкие перспективы  открываются перед педагогами в  творческих поисках путей и форм воспитания многогранного ответственного отношения к природе.

Большая роль в эстетическом воспитании младших школьников средствами природы принадлежит педагогическому  коллективу школы. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и  совершенствовать эстетические вкусы  детей.

Начальные школы решают конкретные задачи, направленные на эстетическое воспитание детей: развитие умения чувствовать  и понимать прекрасное в жизни  и в природе, эмоционально откликаться  на него, оценивать прекрасное, стремиться в меру своих возможностей дополнять  красоту окружающего мира [43, c. 27].

В.М. Минаева пишет, что  младший школьный возраст - этап формирования основ нравственно - экологической  позиции личности, проявления которой  имеют свою специфику и на трех условно выделенных нами «ступенях  роста» данного возрастного периода [19, c. 20].

Базовым в развитии экологической  воспитанности первоклассника выступает  уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте.

Вторая ступень развития ребенка связывается с приобретением  им экологически ориентированного личностного  опыта за счет:

наблюдений различных  состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя на уроках «Окружающий мир»;

первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо);

выполнения предложенных учителем правил поведения; общение  с представителями животного  и растительного мира и эмоциональных  переживаний на экскурсиях;

эстетического наслаждения  красотой природы и творческого  воплощения своих впечатлений в  устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

бережного отношения к  используемым предметам, продуктам  питания и т.д.;

наблюдения за деятельностью  взрослых по улучшению окружающей среды  и собственного посильного участия  в ней [12, c. 15].

В. И. Старостин пишет, что  показатели экологической воспитанности  ребенка на первой и второй ступени  начальной школы:

ребенок проявляет интерес  к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции  «хорошо - плохо»;

с желанием участвует в  экологически ориентированной деятельности;

эмоционально реагирует  при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);

старается выполнять правила  поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в парк, в лес;

проявляет готовность оказать  помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде [27, c. 31].

На третьем этапе, завершающем  период младшего школьного возраста, личный опыт ребенка пополняется  новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и  посильным вкладом в улучшение  ее состояния; осознанным соблюдением  норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о  представителях животного и растительного  мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества [59, c. 38].

На уроках окружающего  мира учащиеся обогащаются новыми эстетическими  впечатлениями, чему способствуют разнообразные  средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие  образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей  эмоциональную восприимчивость  к красоте вообще, прекрасному  в природе и эстетическое восприятие окружающей среды [29, c. 94].

Для осуществления задач  развития эстетического восприятия природы в начальной школе  используют следующие пути.

. Постоянная связь с  жизнью, широкие межпредметные связи.

. Упор на задания познавательного  и творческого характера, творческие  уроки.

. Проведение любого урока  на высоком эстетическом уровне.

Изучая постановку эстетического  воспитания в начальных классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших  школьников. Одна из причин этого явления  кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры. В связи с этим учитель  начальных классов должен знать:

цели, задачи, принципы эстетического  воспитания младших школьников;

формы и методы эстетического  образования и воспитания учащихся;

эстетические потребности, вкусы, интересы детей;

закономерности психологического развития ребенка;

формы эстетического просвещения  родителей, условия эстетического  развития детей в семье;

произведения деятелей культуры и искусства, посвященные детям (детских  сказочников, художников-иллюстраторов  детских книг, режиссеров-мультипликаторов, рубрики детского радиовещания и  его ведущих, композиторов, поэтов, писателей, которые пишут для  детей, постановщиков и сценаристов  детских фильмов и киносказок и т.д.);

учитель начальных классов  должен знать, чем увлекаются его  воспитанники, что коллекционируют;

знать критерии эстетической образованности и воспитанности  младших школьников [30, c. 57].

Знания о природе оказывает  глубокое воздействие на всестороннее развитие восприятия ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все  анализаторы: зрительный - ребенок видит  размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск  воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка. Вкус позволяет  тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует  все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек [14, c. 55].

На уроках окружающего  мира учитель не только сообщает детям  новые сведения, но и уточняет и  закрепляет уже имеющиеся у них  знания. Уроки данной тематики нужно  строить так, чтобы в этом процессе осуществлялось не только ознакомление детей с природой родного края, но и развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Для  этого используются разнообразные  методы наблюдение натуральных природных  объектов, картин, иллюстраций, дидактические  игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Изучая природу наблюдая предметы и явления внешнего мира, дети сравнивают их, пытаются делать простейшие обобщения, задумываются над причинами  происходящих явлений. При этом их ум упражняется в анализе и синтезе  получаемых сведений, в умении находить черты сходства и различия в предметах  и явлениях, в обобщении сходных  черт. Все это имеет большое  значение для развития умственных способностей, особенно логического мышления детей, учащихся. Великий педагог К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость использования в преподавании природных объектов и явлений, считая, что дети должны не только понимать прочитанное о природе, но и научиться правильно, рассматривать предметы природы, замечать их отличия и особенности. Учитель обязан научить детей раньше наблюдать, затем обобщать свои наблюдения и делать умозаключения [9, c.7]. Ушинский указывает, почему он выбрал для «Детского мира» преимущественно предметы из естественной истории, считая эти предметы самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, что и составляет главную цель чтений и рассказов. Он считал предметы природы «самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности …логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей» [20,c.26].

Таким образом, главная задача в развитии эстетического восприятия средствами природы - это пробуждение  у детей младшего школьного возраста эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе  помогает сделать ребенка умнее, духовно богаче, внимательнее. Наилучшими в развитии восприятия при общении  с природой являются словесные и  действенные приемы, вызывающие положительные  эмоции и интерес к природным  явлениям.

Выводы по I главе

 

Окружающий мир в начальных  классах школы особенно важно  потому, что все дети изучают и  познают многообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся  и охраняют природу, становятся ее исследованиями, добрыми друзьями, начиная с первого  года обучения. Рассказы учителя, экскурсии, наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество детей - все это пробуждает у детей  чувство любви к родной природе, желание быть ее добрым другом. Глубокое эстетическое воздействие окажут на детей и произведения искусства, раскрывающие в художественном образе мир природы

Эстетическое восприятие - это целостный процесс переживания  человеком эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой происходит формирование эстетического  чувства. Эстетическое чувство - это  чувство, сформировавшееся под воздействием эстетического восприятия, которое  концентрирует в себе все богатства  природной сущности человека: в нем  представлен весь его индивидуальный, социальный и духовный опыт.

Такое восприятие нацелено на общее развитие ребенка, как в  эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это  достигается путем решения следующих  задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно - эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств  человека, которые выражены эстетическим восприятием.

Работа по развитии эстетического восприятия построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. При этом ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение  у детей эмоционального отношения  к ней. Эмоциональное отношение  к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа  является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни  людей природа занимает значительное место, способствует формированию и  развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается  с раннего возраста. «Именно в  это время необходимо прививать  детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые  царят в ней».

Эстетические чувства  тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы  формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие  при этом переживания находятся  в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Подводя итог можно отметить, что богатство и разнообразие содержания школьного курса окружающего  мира способствует обучению, воспитанию и развитию младших школьников. Знание окружающего мира служит основой  для изучения в средней школе  таких дисциплин как география, биология, физика, химия. Материал курса  постоянно используется при изучении учащимися других учебных дисциплин  начальной школы: русского языка, труда, математики, рисования и.др.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства